Главная » читательский дневник » Пантелеев, Белых “Республика ШКИД” Читательский дневник, краткое содержание

Пантелеев, Белых “Республика ШКИД” Читательский дневник, краткое содержание

Авторы: Л. Пантелеев (Еремеев Алексей Иванович), родился в 1908г, умер в 1987г. Советский писатель, журналист. Наиболее известные произведения «Ленька Пантелеев», «Республика ШУКИД», «Пакет», «Честное слово» и др. Белых Григорий Георгиевич, родился в 1906, умер в 1938. Наиболее известен как соавтор повести «Республика ШКИД».

Название: «Республика ШКИД»

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: жизнь и воспитание беспризорных детей в школе-коммуне.

Число страниц: 415

Год написания повести «Республика ШКИД» – 1926, издана в 1927 г.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Виктор Николаевич Сорокин (Викниксор) – заведующий школой. Умный, мудрый, понимающий, самоотверженный педагог. «За месяц съезда еще больше полюбил Викниксор Шкиду, понял, что Шкида – его дитя, за которым он хочет и любит ходить».
  2. Георгий Еонин (Япончик)  – умный, развитый юноша, отлично говорит по-немецки, получил хорошее образование. Очень независимый, всегда настроен против педагогов. «Не было случая, чтобы Еонин поддержал новую идею Викниксора, и всегда в его лице педагоги встречали ярого противника».
  3. Григорий Черных (Янкель) – толковый, грамотный, самостоятельный парень, любит рисовать и писать заметки. «Рассуждал он, несмотря на свои четырнадцать лет, как взрослый, а правилом себе поставил: «Живи так, чтоб тебе было хорошо».
  4. Алексей Пантелеев (Ленька) – неразговорчивый, хмурый парень с тяжелым детством, бывший беспризорник и вор, пишет стихи. «Разговорчивым Ленька никогда не был. Ему надо было очень близко подружиться с человеком, чтобы у него развязался язык».
  5. Николай Громоносцев (Цыган) – сильный парень, стремится быть лидером, но слабый и безвольный, легко склоняется к плохим поступкам. «Громоносцев хочет учиться, но учиться он не может. Человек этот морально слаб. Из него выйдет негодяй, а образованный негодяй во сто раз хуже необразованного».

Время и место действия повести «Республика ШКИД» – СССР, Ленинград, 1920е гг.

Краткое содержание повести «Республика ШКИД»

Кратчайшее содержание:
Школа имени Достоевского стала вторым домом для множества детей, чье детство разрушила революция и Гражданская война. Благодаря педагогам Шкиды мальчики, которые должны были стать преступниками или бродягами, выросли в достойных людей. В повести рассказывается множество интересных эпизодов из жизни республики Шкид и ее воспитанников.1. Одним из первых воспитанников Школы имени Достоевского был Воробьев (Воробышек). Сначала ребята не учились, а целыми днями отдыхали или гуляли в городе, добывая еду и табак. С первых дней школой руководил Виктор Николаевич Сорокин, вместе с которыми работала его жена Элла Андреевна Люмберг, преподаватель немецкого языка.

2. Постепенно в школе появились и другие педагоги, начались учебные занятия.  Стали появляться и новые воспитанники, одним из которых был Николай Громоносцев, получивший прозвище Цыган. Он сразу придумал прозвище заведующему – Викниксор, написал стихи в школьную стенгазету и быстро стал лидером у ребят. Следом в школу пришел Гришка Черных, умный и развитой парень. Цыган прозвал его Янкелем.

3. Янкель подбил ребят на нехорошее дело: они украли у педагогов табак. Виновных быстро вычислили, ребята ждали своей участи и проклинали Янкеля, но Викниксор проявил незаурядную мудрость, решив всех простить.

Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы:
Родителям в помощь – наш канал для родителей
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

Приглашение в закрытый канал Копилка полезностей - книги, бесплатные онлайн-курсы и другие полезные ресурсы для обучения и развития.

4. Новичок Григорий Ионин, получивший кличку Япончик, оказался знатоком немецкого языка и очень грамотным парнем, до революции воспитавшимся в Очаковском интернате. Вместе с Янкелем и Викниксором он стал автором первого гимна Шкиды.

5. За годы существования Шкиды здесь сменилось множество педагогов, потому что работать с такими детьми было очень сложно. Были и те, кто сам проявил моральную нечистоплотность, как, например, Пал Ваныч, при котором ребята не учились, а только пели глупые песни. Когда же Пал Иваныча справедливо решили уволить, он настроил школьников против Викниксора, и некоторое время в школе шли настоящие бунты, закончившиеся после мудрой и спокойной беседы заведующего с бунтовщиками.

6.  Викниксор сообщил ребятам, что в школе вводится самоуправление. Были избраны старосты   по классам, по спальням, но кухне и по гардеробу, которые назначали дежурных. Старосты вошли в педагогический совет школы. Янкель стал старостой по кухне.

7. В школе появился Слаенов, который стал давать голодным мальчишкам хлеб в долг. Вскоре он уже стал настоящим ростовщиком, обладающим большим запасом хлеба. Предложив еду старшим ребятам, Слаенов завоевал авторитет и у них. Он принес в школу карты, и многие ученики проигрывали, поступая к Слаенову в услужение. Наконец ребята взбунтовались, Слаенов был избит и сбежал из школы.

8. В школе стали выпускать свою стенгазету «Зеркало». Ее редакторами были Янкель и Япончик. Вскоре ребят поймали на краже картошки с чужих огородов и чуть не исключили из школы, В последний день перед исключением Янкель и Япончик выпустили еще один номер газеты, прощаясь со школой, но Викниксор простил мальчишек. Но чтобы поддерживать дисциплину, он стал вести «Летопись школы», в которую записывались все проступки воспитанников. Также в школе были введены разряды – система поощрения ребят в зависимости от их поведения. В школе появился новый ученик, Мстислав Офенбах, сильный и крепкий юноша, ранее учившийся в кадетском корпусе. Ему дали прозвище Купец.  

9. Из-за выпавшего из печки уголька в школе случился большой пожар. Педагоги храбро спасали детей. Выгорели два класса, а Японец и Янкель были страшно огорчены тем, что почти сгорела свежая газета «Зеркало». После пожара «зеркало» стали выпускать в виде цветного журнала, а все печки в школе выбросили. В Шкид пришел Ленька Пантелеев – замкнутый, угрюмый парень. Своим в школе он стал после того, как не выдал товарищей, совершивших скверный поступок – кражу.

10. Журнал «Зеркало» распался из-за ссоры Янкеля и Япончика. Каждый из них стал выпускать собственное издание, и это занятие оказалось настолько заразительным, что журналистикой занялись все воспитанники Шкиды. Три месяца все воспитанники выпускали свои журналы. Потом увлечение сошло на нет, в школе появилась общая газета «Горчица», а их 60 изданий осталось четыре.

11. От скуки воспитанники решили образовать собственное государство Улигания, от измененного слова хулиган. Главой Улигании стал Купец. Новое государство утвердило свою конституцию и гимн. Врагом Улигании была халдейская республика во главе с Викниксором. Однако война не удалась, а в Улигании случился «государственный переворот», положивший конец республике. Викниксор мудро предложил ребятам образовать совместный с халдеями Союз Советских Республик и объявил амнистию всем провинившимся «пятиразрядникам».

12. Ребята придумали организовать лотерею-аллегри. Призы собрали все вместе. Ученики и даже заведующий охотно покупали лотерейные билеты, но призы понравились не всем. Затем воспитанники стали просить Викниксора организовать в школе комсомол. Так как Шкид была школой для трудных подростков, открыть здесь комсомольскую ячейку было нельзя, зато в школу пришел умный и знающий преподаватель политграмоты.

13. В первый день нового года в школе прошел «учет», комиссия проверила школу и знания детей, которые устроили целый концерт. С наступлением весны шкидцы начали влюбляться. Они убегали на улицу и часами гуляли с девчонками. Янкель вспомнил Тоню Маркони, свою подружку по-прежнему детприемнику. Два года назад он некрасиво обошелся с ней, считая, что дружить с девчонкой стыдно, и теперь попытался попросить прощения, но Тоня прогнала его. Один мальчик чуть не повесился от несчастной любви, а Янкель стал гулять с торговкой конфетами. Любовные истории закончились прозаически: после плановой стрижки под ноль воспитанники постеснялись встречаться со своими подругами.

14. Однажды, сидя на крыше, Ленька Пантелеев вместе с товарищем выбил окна в прачечной. Они сами признались в своем проступке Викниксору, и тот выгнал ребят из школы, пообещав принять через месяц, если они сами вставят стекла. Ленька продал свое главное сокровище – найденный золотой зуб, а его товарищ – новые ботинки, и они вернули деньги заведующему. 

15. Ребята задумали организовать свою комсомольскую ячейку. Узнав об их подпольных встречах, Викниксор разрешил собираться в школьном музее. Так появилась ячейка Юнком. Сначала шкидцы невзлюбили юнкомовцев, считая их подлизами, но вскоре к Юнкому стали присоединяться другие воспитанники, появились юнкомовская читальня и литературный кружок.

16. Когда Викниксор уехал на съезд педагогов, в школе сразу упала дисциплина. Цыган вместе с новым товарищем Гужбаном стали воровать, потом начались уличные налеты. Вернувшись, Викниксор объявил, что Цыган, Гужбан и еще двое воспитанников переводятся в Сельскохозяйственный техникум. Прощаясь со школой, Цыган рыдал от горя.

17. Янкель и Пантелеев придумали свою киностудию «Шкидкино». Они рисовали иллюстрации и показывали их, подсветив сзади лампой и сопроводив смешными куплетами. Развлечение очень понравилось воспитанникам. Чтобы заработать денег и поехать на юг Янкель и Пантелеев помогали торговцам на рынке и сдавали макулатуру.

18. В честь годовщины революции в республике Шкид устроили спектакль, на который пригласили и гостей, даже родителей. Ребята отлично выступили перед родителями и гордо угощали их. После концерта Янкель и Пантелеев попросили Викниксора отпустить их в самостоятельную жизнь. Школа тепло попрощалась с первыми выпускниками.

19. С наступлением весны стали уходить и другие воспитанники. Купец поступил в военный вуз и записался кандидатом в комсомол. Цыган прислал письмо, где признавался, что от души полюбил сельский труд и уже дружит с хорошей девушкой. Янкель и Пантелеев прислали открытку с сообщением, что они в Харькове, работают корреспондентами киножурнала. Япончик стал заведующим клубом отделения милиции.

20. Через несколько лет Янкель и Пантелеев встретили Япончика, который уже оканчивал институт сценических искусств. Купца, одетого в военную форму, они встретили на улице, как и Воробья, и узнали, что он и еще несколько шкидцев работают в типографии. А Цыган стал агрономом в совхозе.   

Главная мысль повести «Республика ШКИД»

Добром, уважением и разумной требовательностью можно воспитать полноценными членами общества даже самых «трудных» подростков, от которых отвернулись родители. Это большая награда для педагога и большое везение для воспитанников школы.

Отзыв о повести «Республика ШКИД»

Это добрая и жизнеутверждающая повесть, написанная с большим юмором, наполненная энергией молодости – ведь ее авторы на момент публикации сами еще были очень молоды. Хотя мальчишки, ставшие ее героями, прошли непростые жизненные испытания, повесть не производит гнетущего впечатления, и с первых страниц верится в ее счастливое окончание. Это настоящий гимн педагогическому таланту и человеческой доброте Викниксора (реальное историческое лицо В.Н. Сорока-Россинский), который отдал воспитанию «трудных» детей всю свою жизнь. В повести множество комических сцен, забавных аналогий и просто светлого юмора, но немало и верных, метких характеристик и глубоких размышлений о нравственном выборе человека (их проводником, в основном, является Викниксор). Кроме того, повесть интересна с исторической точки зрения, потому что содержит множество «примет» времени.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Больше всего мне запомнилась глава «Табак японский». Янкель, недавно пришедший в Шкиду, подбил ребят на кражу табака, приготовленного для педагогов. Подхваченные общим порывом, мальчишки воруют табак, но их проступок вскоре становится известен, и они вынуждены сознаться. Ожидая наказания, они искренне переживают о содеянном, но тут Викниксор объявляет, что все прощены. Это педагогическое решение оказывается верным, от радости и облегчения плачут и ребята, и сам учитель. Этот эпизод отлично характеризует мудрость и педагогическое чутье Виктора Николаевича.   

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Бузить – протестовать, хулиганить (жарг.)
  • Халдей – педагог, воспитатель (жарг.)
  • Шамать – употреблять пищу (жарг.)

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • О великий шкидский народ! Ты ослеп. Тебя околдовали. Заклинаю тебя, Шкида, не верь словам Викниксора, ибо кто-кто, а он всегда надуть может.
  • А республика Шкид, покалеченная пожаром, долго не могла оправиться от нанесенной ей раны, как не может оправиться от разрушений маленькая страна после большой войны.
  • Республика Шкид все делала стихийно, нервно, порывисто. Запоем бузили, запоем учились и так же, запоем, взялись за издание журналов.
  • Буза же была, как известно, культом поклонения шкидцев.
  • Влюбленных было легко распознать. Они были смирны, не бузили, все попадали в первый или второй разряд, и все стали необычайно чистоплотны.
  • Школа приняла вас воришками, маленькими бродягами, теперь вы выросли, и я чувствую, что время, проведенное в Шкиде, для вас не пропало даром.

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *