Главная » читательский дневник » Эрнест д’Эрвильи “Приключения доисторического мальчика” Читательский дневник, краткое содержание

Эрнест д’Эрвильи “Приключения доисторического мальчика” Читательский дневник, краткое содержание

ПОВЕСТЬ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДОИСТОРИЧЕСКОГО МАЛЬЧИКА» (Перевод Б.М. Энгельгардта).

Автор: Эрнест д’Эрвильи, родился в 1839г, умер в 1911г. Французский журналист, писатель, поэт и драматург. Единственное ироизведение, переведенное на русский язык – «Приключения доисторического мальчика».

Название: «Приключения доисторического мальчика»

Жанр произведения: историческая повесть

Тема произведения: жизнь в первобытном обществе

Число страниц: 128

Год написания повести «Приключения доисторического мальчика» – 1888

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Птицелов (Крек) – десятилетний мальчик. Смышленый, ловкий, смелый. «Крек никогда не кичился своим превосходством, не хвастался своими знаниями. Он всегда был готов учиться и внимательно слушался каждого слова Старейшего. Это был все тот же скромный и терпеливый мальчик. Он по-прежнему восхищался старшими братьями и глубоко почитал своего учителя».
  2. Старейший – самый старый и уважаемый человек в племени. Мудрый, знающий, великодушный, готовый всему научить детей. «Старейший радовался, видя, как уважают его любимого ученика. Одно огорчало старика: он знал, что не доживет до того дня, когда резной жезл вождя перейдет в руки Крека».

Время и место действия повести «Приключения доисторического мальчика» – 25 тысяч лет назад, Каменный век.

Краткое содержание повести «Приключения доисторического мальчика»

Кратчайшее содержание
Повесть о первобытном мальчике Креке и его друзьях, которые благодаря своей силе, смелости, ловкости и доброте преодолели все невзгоды, и нашли свое новое племя.

  1. Крек, или Птицелов сидел на берегу реки, неподалеку от входа в пещеру, где родился он сам и его предки. Старейший позвал его и пообещал научить обтёсывать камни, которые нужны для наконечников стрел и ножей. Мужчины их племени ушли на охоту, и должны были прийти нескоро. Мальчик был очень рад.
  2. Вместе с ними отправились и другие мальчики племени. В пещере остался только шестилетний Ожо, который должен был поддерживать огонь. Все были очень голодны. Всю скудную еду, которую удавалось найти, дети складывали в свои мешки, чтобы потом разделить со своим племенем. Наконец они позавтракали и легли отдыхать. Крек не спал, а внимательно наблюдал, как Старейший обтесывает камни, и они превращаются в острые лезвия.
  3. Внезапно раздался страшный шум. Дети спрятались, а Старик остался, чтобы защитить их. Крек тоже отказался прятаться. Вглядевшись вдаль, он увидел, что к ним приближается льдина, а на ней плывут огромный мамонт и страшный косматый носорог. Звери убили друг друга в схватке и сейчас умирали. На их трупы накинулись хищные птицы, и Старейший велел детям уходить обратно. Все были испуганы этим зрелищем.
  4. В пещере им было спокойно, но с голодом они ничего не могли поделать. Спустя четыре дня мужчины племени так и не вернулись с охоты. Были съедены все припасы, даже самые отвратительные. В те времена человек еще не умел приручать животных, не знал молока и не выращивал злаки.
  5. Все ушли в лес поискать пищу, а маленький Ожо, отправившийся за желудями, сумел убить  крысу-пеструшку. Мальчик позвал Крека с собой на охоту, и, хотя Крек получил задание поддерживать огонь, он не смог устоять перед соблазном. Но мальчиков атаковали полчища крыс, от которых пришлось спасаться на деревьях.
  6. Тем временем остальные члены племени, наконец, встретили вернувшихся с охоты мужчин. Те принесли часть туши оленя и половину лошади. Утолив первый голод, все вернулись в пещеру, но огонь погас, и мальчиков не было. Утрата огня была для людей намного страшнее возможной гибели Крека и Ожо.
  7. Утром крысы ушли, и мальчики смогли спуститься на землю. В пещере мальчики увидели, какое страшное горе переживают все. Они знали, что их должны убить. Старейший уже занес над ними топор, но Крек вспомнил, как Фо-чужеземец добывал огонь с помощью трения. Старейший сумел вернуть огонь. Но племя решило, что Ожо будет прощен, а Крек должен уйти.
  8. Крека отправили из племени с оружием и запасом пищи. Мальчику было одиноко в лесу. Когда Крек устроился на ночлег на дереве, на него напала рысь. В опасной схватке Крек убил хищника. Он торжествующе закричал, и ему откликнулись три голоса. Это были Старейший и два подростка из племени. Старейший решил уйти с Креком, вспомнив, как мальчик не покинул его на берегу реки. С собой он взял «огненные палки» и был готов добыть огонь, где угодно.
  9. Их путешествие продолжалось уже много дней. В пути Крек многому научился у Старейшего. Путники нашли себе пещеру, в которой перезимовали. Весной Крек придумал, как сделать плот, на котором они продолжили путешествие. Во время плавания они заметили людей, которых старейший задобрил своими сокровищами и миролюбивым разговором. Оказалось, что это племя живет уже в плавучих хижинах, а не в пещерах. Мальчики подружились с ребятами из племени, а Старейший посоветовал им учиться у этих людей, которые уже изобрели много полезных вещей. Они уже лепили посуду из глины, укрепляли камнями и илом свои жилища и подкармливали диких животных, помогавших на охоте – собак. 
  10. В лесной чаще Крек увидел странного человека с поросшим волосами лицом. Он насчитал более десятка таких людей и предупредил охотников своего нового племени. Вождь поблагодарил мальчика за бдительность, иначе лесные бродяги могли застать племя врасплох. Крек был очень горд. 
  11. Ночью поселок притворился спящим, на самом деле все были готовы к нападению. Лесных разбойников загнали в ловушку и перебили. Вождь племени снял с убитого Креком врага ожерелье и передал его мальчику, посвятив его в воины.
  12. Прошло несколько лет. Крек показал себя смелым и скромным защитником племени, достойным того, чтобы стать вождем. Старейший, чувствуя, что его конец близок, попросил друзей Крека передать тому знак высшей власти, костяной жезл, и спустя несколько дней умер. В знак уважения его похоронили не в воде, а в земле. На обратном пути от могилы, Крек и его друзья встретили трех исхудавших и раненых людей, которые говорили на языке родного племени Крека. Они рассказали, что племя было разорено разбойниками, а оставшихся в живых вывел к озеру слепой старик, говоривший о смелом племени, живущем на воде. Оказалось, что этот старик был одним из напавших на озерное племя лесным разбойником, пришедший с ним юноша – выросшим Ожо, а девушки – сестрами Крека. По его просьбе вождь помиловал Ожо и девушек. Они признались, что племя раскаялось в изгнании Крека. Люди из племени пещеры присоединились к озерному племени.

Главная мысль повести «Приключения доисторического мальчика»

Людям пришлось многое преодолеть, прежде чем создать цивилизацию: научиться добывать огонь, приручать животных, изготавливать оружие. Но и в первобытном обществе важно было уметь общаться, договариваться, уметь постоять за себя и свое племя, быть честным и смелым.  

Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы:
Родителям в помощь – наш канал для родителей
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

Приглашение в закрытый канал Копилка полезностей - книги, бесплатные онлайн-курсы и другие полезные ресурсы для обучения и развития.

Отзыв о повести «Приключения доисторического мальчика»

Повесть очень познавательная. Она буквально переносит читателя в первобытное время, и знакомит с условиями жизни, быта, взаимоотношениями людей из каменного века. И вся жизнь первобытного общества показана глазами десятилетнего мальчика, который, конечно, был намного самостоятельнее и серьезнее своих современных сверстников. Борьба за выживание заставляла детей рано повзрослеть. Ведь у детей не было особых привилегий, их воспринимали просто как менее сильных и полезных взрослых, которые пока не приносят достаточно пользы. Не случайно в конце повести говорится, что старых, больных и калек изгоняли из общества – это свидетельствовало о низком уровне его развития и необходимости заботиться только о выживании. Но даже в таком мире люди ценили храбрость, доброту, мудрость, дружелюбие, честность. История очень динамичная, наполненная интересными подробностями и заставляет по-настоящему переживать за героев.       

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Наибольшее впечатление на меня произвела глава V «Огонь погас». Племя возвращается после охоты, наконец мужчины приносят долгожданную добычу. Всем нужно согреться у костра и поджарить мясо, что сделает его сытнее. Но огонь, горевший много лет, погас, пещера мертва, и люди понимают, что они тоже погибнут. В этой главе очень хорошо передано безнадежное отчаяние людей, обреченных на смерть от голода, холода и диких животных, им сопереживаешь и начинаешь больше ценить все блага, что принесла нам цивилизация. 

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Древко – длинная круглая в сечении палка, на которую закрепляется остриё копья
  • Палица – холодное оружие ударно-раздробляющего действия, происходящее от обычной деревянной палки
  • Праща – военное или охотничье орудие, предназначенное для метания камней

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Он знал, что огонь – самая большая драгоценность в пещере; если огонь погаснет, его ждет страшное наказание.
  • Дети знали, что старшие привыкли молча переносить страдания, и будут смеяться над их жалобами.
  • Мы вместе умрем или вместе победим.
  • Огонь – лучший друг человека: он побеждает холод, он отпугивает диких зверей. Но есть один враг, против которого бессилен даже огонь. Имя этому неумолимому врагу, этому жадному тирану, который даже и в наши дни продолжает свои опустошительные набеги на землю и истребляет тысячи людей, имя ему – голод.
  • Дружба между молодежью заключается скоро, и спустя несколько часов братья и озерные мальчики так подружились, словно они с детства знали друг друга.
  • Сколько терпения, упорства, мастерства надо было затратить, чтобы превратить кусок бесформенного камня в гладко отшлифованный тонкий наконечник стрелы или тяжелый молоток.
  • Крек, как и все первобытные люди, считал, что калек, убогих, обессилевших от болезней или старости – всех, кто стал тяжелой обузой для остальных, – надо изгонять, обрекая на гибель.

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *