Главная » читательский дневник » Горький М. “Мои университеты” Читательский дневник, краткое содержание

Горький М. “Мои университеты” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Горький Максим (Алексей Максимович Пешков), родился в 1868г, умер в 1836г. Русский и советский писатель, драматург, публицист. Самые известные произведения: трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Мать», «Жизнь Клима Самгина», «Песня о Буревестнике», «На дне».

Название: «Мои университеты»

Жанр произведения: автобиографическая повесть

Тема произведения: становление личности человека

Число страниц: 103

Годы написания повести «Мои университеты» – 1923. Заключительная часть трилогии о детстве и юности Алексея Пешкова.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Алеша Пешков – рассказчик, сирота.Умный, наблюдательный юноша, стремящийся к знаниям и пониманию окружающего мира. «Я уже прочитал немало серьёзных книг, они возбудили у меня стремление к чему-то неясному, но более значительному, чем всё, что я видел».
  2. Гурий Плетнев – его друг. Талантливый, одаренный, открытый юноша, добрый и веселый. «Всё в жизни было для него ново, приятно, всё возбуждало в нём шумное веселье».
  3. Михаил Ромась (Хохол) – старший товарищ Алеши, подпольщик. Умный, добрый, сдержанный, мудрый человек. «Чувствуется, что этот человек знает много и что у него есть своя мера людей».

Время и место действия повести «Мои университеты» – конец XIX – начало XX века. Казань, село Красновидово на Волге.

Краткое содержание повести «Мои университеты»

Кратчайшее содержание
Юноша-сирота мечтает получить образование, но настоящей школой жизни для него становятся разнообразная работа и наблюдения за окружающими людьми.

1. Старший товарищ Николай Евреинов посоветовал Алеше Пешкову приехать в Казань, чтобы поступить в университет и стать ученым человеком. Алеша решил, что сможет за осень и зиму освоить курс гимназии. Это время Николай предложил прожить в его семье. Тяжелее всего Алеше было прощаться с бабушкой.

2. Семья Николая жила бедно, и Алеша старался уходить из дома во время обеда, чтобы не быть обузой. Он проводил время на пристани Волги, где знакомился с грузчиками, босяками. Он быстро понял, что мечта об университете была пустой.

Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы:
Родителям в помощь – наш канал для родителей
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

Приглашение в закрытый канал Копилка полезностей - книги, бесплатные онлайн-курсы и другие полезные ресурсы для обучения и развития.

3. На улице он познакомился с гимназистом Гурием Плетневым, талантливым, необычным юношей. Новый друг предложил Алеше жить вместе и выучиться на профессию сельского учителя. Ночами Гурий подрабатывал корректором в типографии. Гурий и Алеше жили впроголодь в страшном, полуразрушенном доме и спали по очереди на одной кровати.

4. Николай Евреинов познакомил Алешу со странным человеком, который позвал юношу в свой кружок для изучения книги Джон Стюарта Милля с примечаниями Чернышевского. Но политическая экономика была неинтересна Алеше, его больше привлекала Волга и люди, трудившиеся на пристани.   

5. Познакомившись с владельцем бакалейной лавки Андреем Деренковым, Алеша уже знал, что Андрей – революционер, и у него большая библиотека запрещенных книг. В лавке все время проходили собрания студентов, мечтающих о свободе России. Но, ближе познакомившись с этими компаниями, Алеша понял, что студенты – вовсе не лучшая часть народа, жизнь многих из них полна таким же пьянством и развратом, как и у простых рабочих.

6. По 14 часов в сутки Алеша работал в крендельной пекарне, из которой смог перейти в новую булочную Деренкова. Он не только был помощником пекаря, но и разносил запрещенные книги. Профессия пекаря давалась ему легко, и между работой Алеша еще успевал читать. Из письма родственников он узнал о смерти бабушки – она сломала ногу и через неделю умерла от гангрены. Алеша тяжело переживал это известие и невозможность поделиться своим горем.

7. Городовой Никифорыч стал расспрашивать Алешу о людях, которые ходят в пекарню. Чтобы уберечься от внимания полиции, встречи студентов в пекарне было решено прекратить, и Алеша еще острее  чувствовал свое одиночество. Пекарня расширялась, и юноша спал по три часа в сутки, чтобы замесить тесто и разнести булки покупателям. 

8. От Никифорыча Алеша узнал, что Гурия Плетнева арестовали за организацию подпольной типографии. Жена городового рассказала Алеше, что Никифорыч сам выследил Гурия, и теперь охотится за его товарищами. Городовой поразил юношу рассуждениями о вреде жалости, о том, что нужно помогать только сильным людям. Позже Алеша познакомился с «толстовцем», рассуждавшим о важности любви и милосердия.  Алеша страдал от одиночества, вражды вокруг, и не понимал, как ему жить дальше.

9. В декабре он купил на базаре револьвер и попытался застрелиться, но промахнулся и только пробил себе легкое. Через месяц он вернулся к работе в булочной. Весной его позвал к себе в помощники Михаил Ромась по прозвищу Хохол. Он вернулся из ссылки и организовал рыболовецкую артель в селе Красновидове. Хохол вел подпольную революционную пропаганду и хорошо относился к Алеше, еще больше страдавшему от одиночества после неудачного самоубийства. 

10. Алеша увидел, как тяжело живут люди в селе, какое раздражение и неприятие здесь вызывают умные, думающие люди. Раньше он слышал, что в селе люди более сердечны, чем в городе, но увидел, что здесь совсем нет веселых, добрых людей, вокруг такая же злоба, зависть и душевная леность.

11. Враждебны местные жители были и к Хохлу, организовавшему в селе артель садовладельцев, в которую вошли самые толковые и работящие мужики. Однажды в поленницу ему подкинули полено с порохом, которое взорвалось в печке. Ромась не стал сердиться на них, но вскоре на рыбалке был убит один из приходивших к нему мужиков. Алеша и Хохол не понимали, почему у людей вызывает такую злобу тот, кто хочет жить разумно и с добром.

12. Местные жители подожгли сарай около лавки, в котором хранились керосин и масло. Алеша успел выкатить бочку с керосином и выбросить с чердака свои книги, но пламя преградило ему дорогу из дома. Юноша чудом спасся, выпрыгнув в окно. Он только вывихнул ногу, хотя Хохол был уверен, что Алеша уже погиб. Пожар охватил несколько изб. Алеша заметил, что мужики тушили огонь не организованно и словно неохотно, а местные богачи и вовсе наблюдали издалека. Ромася обвинили в поджоге с целью получить страховку и заставили вскрыть баню, в которой тот будто бы прятал товар. Алеша и его друг поняли, что жить в селе им не дадут.

13. Ромась продал остаток товара и уехал в Вятку, пообещав Алеше выписать его к себе. Он не держал зла на мужиков, считая их злобу слабостью. В следующий раз он встретился с Ромасем только через 15 лет, когда тот вернулся из очередной ссылки. Сам Алеша вместе с одним крестьянином отправился по деревням, где жил поденным трудом. Наконец он попал на пароход, плывущий из Казани, в Самаре перевел на баржу и, наконец, добрался до Каспийского моря. Там Алеша вступил в небольшую артель рыболовов на калмыцком промысле Кабанкул-бай.

Главная мысль повести «Мои университеты»

По-настоящему образован человек, прошедший большую школу жизни, владеющий многими профессиями и получивший знания из своего жизненного опыта. 

Отзыв о повести «Мои университеты»

Писателю Максиму Горькому пришлось много пережить и испытать. С ранних лет мальчик остался без матери, приучился к самостоятельности, мог рассчитывать только на себя и свои силы. Повесть «Мои университеты» рассказывает о юношеских годах писателя. Мечта стать студентом оборачивается для него новыми испытаниями: тяжелым трудом, одиночеством, знакомством с низкими, темными сторонами человеческой природы. Он не может найти для себя душевной опоры, потому что видит, что ни одно учение, ни одна идея не делают жизнь вокруг лучше, а душа Алеши тянется к хорошему и светлому. Таким ориентиром становится для него революционер Ромась – мудрый, цельный человек. Каждая новая встреча, каждый случай откладываются в душе Алеши, воспитывают его, как личность. Эта повесть привлекает читателя ярким, живым языком, искренностью, глубоким желанием рассказчика постичь эту жизнь, принести пользу людям.  

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
 Наибольшее впечатление на меня произвела глава, где описывается пожар в лавке Хохла. Это очень страшные страницы повести, описанные эмоционально и достоверно: Алеша пытается спасти из огня вещи, книги, выкатывает бочку с керосином и сам чуть не погибает. Ромась же, в соответствии со своим характером, быстро успокаивается, пытается воспринять эту беду философски, начинает командовать тушением пожара – до этого мужики ничего не делают, покорно смотрят, как горят их дома. Это показывает, насколько важны в любом обществе грамотные, разумные люди, и как мало их было в деревне.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Амвон – специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов
  • Баржа – плоскодонное тихоходное грузовое судно, которое используется для перевозки грузов по воде
  • Дощаник – плоскодонное деревянное речное судно небольшого размера с палубой и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей
  • Капот – женская домашняя одежда свободного покроя, род халата
  • Лорнет – разновидность очков, отличающаяся от пенсне тем, что пара линз удерживается с помощью рукоятки
  • Становой – начальник стана в уезде

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • как почти все талантливые русские люди, он жил на средства, данные ему природой, не стремясь усилить и развить их.
  • мне хорошо памятен день, когда я впервые почувствовал героическую поэзию труда
  • Для них народ являлся воплощением мудрости, духовной красоты и добросердечия, существом почти богоподобным и единосущным, вместилищем начал всего прекрасного, справедливого, величественного. Я не знал такого народа.
  • Жалость требует громадных расходов на ненужных и вредных даже людей.
  • редко встречались мне в книгах мысли, которых я не слышал раньше, в жизни.
  • Если жизнь — непрерывная борьба за счастье на земле, — милосердие и любовь должны только мешать успеху борьбы?
  • не сердечна эта бедная разумом жизнь, заметно, что все люди села живут ощупью, как слепые, все чего-то боятся, не верят друг другу, что-то волчье есть в них

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *