Автор: Васильев Борис Львович, родился в 1924 г, умер в 2013 г. Русский советский писатель и сценарист, лауреат Государственной премии СССР и Премии Президента Российской Федерации. Ветеран Великой Отечественной войны. Наиболее известные произведения: «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился».
Название: Экспонат №
Жанр произведения: повесть
Тема произведения: материнское горе и тяжелая память о войне
Число страниц: 31
Год написания повести – 1986
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Анна Федотовна Силатьева – мама Игоря, немолодая (позже – старая) жительница коммунальной квартиры. Скромная, тихая женщина, потерявшая единственного сына. «Одинокая, почерневшая и разучившаяся рыдать после похоронки».
Время и место действия повести «Экспонат №» – 1941-1985 годы, СССР
Краткое содержание повести«Экспонат №»
- У Анны Федотовны был единственный сын Игорь. В октябре 1941 года он ушел на фронт, а в декабре Анна Федотовна получила от него единственное письмо. Игорь писал, что бьет фашистов. Он хотел, чтобы мама попросила Римму из соседнего подъезда прислать ему письмо.
- Вскоре сержант Вадим Переплетчиков написал Анне Федотовне о смерти Игоря. Анна Федотовна три дня кричала и плакала, а через неделю пришла похоронка. С тех пор Анна Федотовна не могла плакать.
- Коммунальная квартира жила дружно. Когда приходили похоронки, все жильцы поддерживали друг друга. Каждый вечер Анна Федотовна перечитывала два письма и похоронку.
- После Победы сосед Владимир женился на Римме, которая нравилась Игорю. Анна Федотовна тяжело переживала это. Владимир хотел назвать их первенца Игорем, но Римма назвала мальчика Андреем, в честь своего отца. Полгода Анна Федотовна не общалась с соседями. Однажды Андрей заболел. Анна Федотовна помогла испуганной молодой маме, и с тех пор стала настоящей бабушкой Андрею и новорожденной Валентине.
- Постепенно соседи разъехались из коммунальной квартиры, и семья заняла ее целиком. Анна Федотовна вышла на пенсию и продолжала каждый вечер перечитывать письма, оставшиеся от сына. Она заказала копии писем, а оригиналы хранила в шкатулке с самыми дорогими вещами. Читая письма, она слышала голос Игоря.
- В 1965 году по телевизору часто показывали фильмы о войне. Анна Федотовна случайно увидела в документальном фильме спину солдата, похожего на Игоря. С тех пор она все время проводила у экрана в надежде снова увидеть спину сына. Вскоре Анна Федотовна стала терять зрение, и постепенно ослепла.
- Теперь письма ей читала выросшая Валентина, у которой родилась девочка Таня. Когда Таня научилась читать, она сменила маму, и снова каждый вечер перечитывала письма для Анны Федотовны.
- В год 40-летия Победы Таня привела в дом двух девочек и мальчика. Это были пионеры, которые собирали экспонаты для школьного музея. Они увидели письма и потребовали, чтобы Анна Федотовна отдала их в музей. Анна Федотовна резко отказала школьникам и велела им сложить письма в шкатулку и убрать обратно в комод. Пользуясь слепотой старой женщины, ребята выкрали письма, а в комод поставили шкатулку с одной похоронкой.
- Вечером обнаружилась пропажа писем. Анне Федотовне стало плохо. Придя в себя, она поняла, что больше не слышит голос сына. Анна Федотовна заплакала, и, плача, умерла. А украденные письма в школе убрали в музейный запасник, где они лежат и сейчас.
Главная мысль повести «Экспонат №»
Нужно бережно относиться к горю человека и дорогим для него вещам. В этих вопросах недопустимо проявлять черствость, равнодушие или корысть.
Отзыв о повести «Экспонат №»
В этом рассказе нет описания сражений или преступлений фашистов, но он весь наполнен горем, которое принесла война. Анна Федотовна – одна из сотен тысяч матерей, чьи сыновья погибли на фронте. Юный Игорь почти не успел повоевать. Его смерть разрушила все мечты и планы Анны Федотовны и превратила в черное горе ее материнские воспоминания. Война перечеркнула жизнь этой маленькой семьи. Ей повезло обрести названых внуков и детей, которые уважали Анну Федотовну и заботились о ней. Но военное горе не отпускало, и единственной опорой в нем были два письма, главная реликвия матери. С поразительной и безжалостной точностью автор показывает, как изменилось общество за 40 лет – то, что для соседей Анны Федотовны было святыней, для школьников из 80х оказалось просто «добычей» юных следопытов, возможностью получить благодарность за пионерскую работу. Эти дети,за будущее которых отдал жизнь Игорь, уже научились произносить пустые и громкие слова о патриотических примерах, и им неинтересно горе старой слепой женщины, для них она досадная помеха (одна из девочек почти открыто заявляет, что Анна Федотовна может умереть еще не скоро!). Бесстыдное воровство убило Анну Федотовну, и никто не ответил за ее смерть. И даже письма не пригодились в музее, ведь для равнодушных составителей экспозиции они не представляли большой ценности.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне запомнился эпизод, когда в преддверии 20-летия Победы Анна Федотовна увидела по телевизору спину Игоря, и стала смотреть все, связанное с войной. Сидение вплотную перед телевизором с крошечным экраном не прошло даром: Анна Федотовна начала терять зрение и через несколько лет полностью ослепла. Вот так война дотянулась до нее и через 20 лет, чтобы еще раз забрать самое дорогое – теперь уже возможность самостоятельно читать письмо сына.
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- Был Игорь, Игорек, Игоречек. Был сыном, ребенком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с соседской девочкой Риммой, хотел вернуться к маме, хотел дождаться праздника на нашей улице. И еще жить он хотел. Очень хотел жить.
- дети — общие. Это матери у них разные и отцы, если живы, а сами дети — наши.
- Живой женской стеной оградить от смерти детей.
- старая одинокая женщина уже вполне сознательно скрывала свою странность от шумного, звонкого, столь далекого от тех роковых сороковых подрастающего населения.
- Не могла она заставить свое насквозь изъеденное тоской сердце обжигаться гибелью мальчиков, ровесников ее сына, даже если это был фильм художественный и наземь красиво падали красивые актеры.
- Игорь хоть и погиб, но как бы не окончательно, как бы не весь, что ли. Не исчез бесследно, не истлел в братской могиле, не распался, а остался навеки в бледном отпечатке пленки
- Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос десятилетней девочки.
- Это ведь была не детская безгрешная откровенность: ее совсем не по-детски, а крепко, по-взрослому прижимали к стене, требуя отдать ее единственное сокровище.
- Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа.