Главная » русский язык » Повторение (упр.160-182)

Повторение (упр.160-182)

Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. 2 часть Ответы

Упр. 160. Прочитайте высказывание о русском языке К. Паустовского. Спишите.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

  • Объясните, как вы понимаете эти слова,

В русском языке много разных слов, точно передающих тонкие нюансы вещей и явлений. Он сложный, но очень красивый

Упр. 161. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы:
Родителям в помощь – наш канал для родителей
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, –

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

  • Поработайте в парах. Назовите басню и её автора. Кто и к кому обращается с речью? Как речь характеризует героиню басни?

И. С. Крылов. Басня «Ворона и Лисица». Лисица обращается с речью к Вороне. Она льстит Вороне, хвалит её за всё подряд. Из этой речи понятно, что Лисица очень хитрая.

  • Найдите в тексте и подчеркните обращения.

Упр. 162. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.

Учёные-зоологи провели опыты и выяснили, что самым внимательным «пешеходом» является гусь. Он очень осторожно переходит дорогу и, прежде чем вступить на проезжую часть, вначале смотрит направо – не приближается ли машина, потом налево, и лишь после этого, быстро-быстро двигая лапками, перебегает дорогу.

Из журнала «Мурзилка»

Внимательный пешеход

  • Поработайте в парах. Обсудите, какой это текст: описание? рассуждение? повествование? Объясните свой ответ.

Это текст-повествование. Здесь рассказывается о гусе и его поведении на дороге. К тексту можно задать вопросы кто и что делал? Ученые выяснили, гусь переходит дорогу.

Упр. 163. Прочитайте. Составьте 2-3 предложения на одну из данных тем: «На реке», «На рыбалке», «В парке», «В зоопарке», «В лесу», «На огороде», «В библиотеке», «В классе», «На моей улице», «Весенние цветы». «Радуга». Запишите заголовок и предложения на выбранную тему.

В зоопарке

Мы с одноклассниками ходили на экскурсию в зоопарк. Было очень интересно наблюдать за животными. Особенно мне понравились обезьяны. Они забавно играют, дразнят друг друга и посетителей.

Упр. 164. Прочитайте.

Просыпается солнце за Волгой,

За великою русской рекой.

З. Александрова

  • Подчеркните в предложении изученные орфограммы.
  • Спишите предложение. Подчеркните в нём грамматическую основу.

Упр. 165. Прочитайте.

После дождя

Кусты в серебряных серёжках

Стоят, глядят по сторонам,

Где русый дождь на тонких ножках

Перебежал дорогу нам.

А дождь свернул за речку круто

В луга, и там исчез из глаз,

И грянул птичий хор, как будто

Он поджидал лишь только нас!

Н. Рыленков

  • Какую картину вы представили, читая стихотворение? Что отражено в заголовке: тема или главная мысль?

Читая стихотворение, можно представить картину природы: поляна, река, кусты и деревья. Только что прошёл дождь, все еще мокрое, но уже выглянуло солнце. Природа дарит людям радость. В заголовке отражена тема – природа после дождя.

  • Подчеркните в частях сложных предложений грамматические основы.
  • Закрасьте красным цветом слова и выражения, которые придают тексту особую выразительность.

Упр. 166. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой «В чудной стране».

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку…

  • Вставьте пропущенные буквы.
  • Подчеркните многозначные слова, которые употреблены в переносном значении.

Упр. 167. Прочитайте. Где даны антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы? Запишите свои примеры.

Синонимы: коричневый, каштановый; веселый, радостный; грустный, печальный; спешить, торопиться.

Антонимы: налево – направо; вперёд – назад, тепло – холодно, толстый – тонкий.

Омонимы: Мир науки. Мир во всём мире. Скрипичный ключ. Ключ с чистой водой. Коса до пояса. Острая коса. Тетрадь в клетку. Клетка крови.

Фразеологизмы: Ушки на макушке. Бить баклуши. Играть на нервах. Семь пятниц на неделе.

Упр. 168. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Всё вторит весело громам…

Ф. Тютчев

  • Выделите в однокоренных словах корень.

Горы, нагорный; в лесу, лесной.

Упр. 169. Прочитайте слова. Рассмотрите схемы.

Ракета, лимонный, пригородный, пишет, подосиновик, гнёздышко, красный, желтеет, придумываешь.

  • Запишите слова соответственно схемам. Выделите в словах все части слова.

Упр. 170. Прочитайте. Чем интересно стихотворение?

Стихотворение интересно тем, что в нём есть слова и сочетания слов, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение: сосна – со сна, а на нас – ананас.

  • Укажите над каждым словом часть речи.

Шутливая (прил.) песенка (сущ.)

На (предлог) медведя  (сущ.) вы (мест.), сосна (сущ.),

Шишку (сущ.) бросили (глагол) со (предлог) сна (имя сущ.),

А (союз) на (предлог) нас (местоим.), а (союз) на (предлог) нас (местоим.)

Уроните (глагол) ананас (сущ.).

Упр. 171. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Названия канарейка и индюк связаны с названием родины этих птиц.

Канарейки водятся на Канарских островах, оттуда ещё в 16 веке их привезли в Европу.

Родина индюков – Америка, которую первоначально ошибочно называли Индией: слово индюк имеет значение «индийский петух».

Л. Введенская, Р. Саакьян

  • Подчеркните имена собственные. Разберите любое из имён собственных как часть речи.

Индией ­–  сущ., (что?)  н. ф. Индия, неодуш., собств., ж. р., 1 скл., в Т. п., втор. чл.

Упр. 172. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите склонение имён существительных.

Библиотека (1 скл.), сирень (3 скл.), морковь (3 скл.), облако (2 скл.), пальто (2 скл.), свобода (1 скл.), яблоня (1 скл.), мебель (3 скл.), ракета (1 скл.), метель (3 скл.), снегирь (2 скл.), земляника (1 скл.), кастрюля (1 скл.), ужин (2 скл.), лестница (1 скл.), вокзал (2 скл.), гвоздика (1 скл.), кровать (3 скл.), костюм (2 скл.).

  • Запишите выделенные имена существительные в указанных падежах.

Р. п.  яблони, снегиря, кровати.

Д. п.  яблоне, снегирю, кровати.

П. п.  о яблоне, о снегире, о кровати.

Упр. 173. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

«Гимн» – слово греческого (Р. п.) происхождения, оно означает торжественную (В. п.), хвалебную (В. п.) песнь. Гимн является главным (Т. п.) символом страны. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего (Р. п.) уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

По Е. Пчелову

  • Знаете ли гимн своей страны?
  • Укажите падеж над именами прилагательными. Выпишите словосочетания с именами прилагательными среднего рода в родительном падеже.

Греческого происхождения, наивысшего уважения.

Упр. 174. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание.

Издалека кажется (I спр.), что иван-да-марья цветёт (I спр.) сразу и жёлтым, и синим цветом. Когда подойдёшь (I спр.) поближе, то увидишь (II спр.), что цветы у этого растения жёлтого цвета, а под ними красивые листочки, которые как бы прикрывают (I спр.) эти жёлтенькие цветы.

  • Над глаголами укажите спряжение.
  • Устно разберите любое из выделенных слов как часть речи.

Увидишь ­– глагол (что сделаешь?) н. ф. увидеть, II спр. (искл), 2-е л., ед. ч., буд. вр., сказуемое.

Упр. 175. Прочитайте.

Когда так говорят?

Глаголы есть и кушать в современном русском языке обозначают одно и то же: принятие пищи, процесс еды.

Глагол кушать в литературном языке применяется лишь для приглашения кого-либо к еде, а также как ласковое приглашение по отношению к детям.

– Кушайте, пожалуйста! Кушай кашу, Яша!

Л. Скворцов

  • Подчеркните глаголы в настоящем времени.
  • Составьте и запишите предложение с любым из выделенных глаголов.

Лакей объявил, что кушать подано, и можно идти к столу.

Упр. 176. Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания с данными словами. Числа и сокращенные обозначения записывайте словами.

8 кг, 16 км, 20 м, 11 (карандаши), 12 (яблоко), 8 (апельсин).

Восемь килограммов, шестнадцать километров, двадцать метров, одиннадцать карандашей, двенадцать яблок, восемь апельсинов.

  • Подчеркните имена числительные.

Упр. 177. Выпишите из орфографического словаря или напишите по памяти наречия. Подчеркните в них буквы, написание которых надо запомнить.

Весело, грустно, красиво, тепло, ужасно, хорошо, вдруг, сытно, отлично, громко.

Упр. 178. Прочитайте стихотворение Вс. Рождественского. Вставьте пропущенные буквы.

Астру с прямыми её лепестками

С давних времён называли «звездой».

Так бы её вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой.

  • Найдите в предложениях личные местоимения, подчеркните их. Выпишите любое местоимение и разберите его как часть речи.

Вы ­– мест., (кто?) указывает на лицо,  н. ф., 2-е л., мн. ч., И. п., подлеж.

Упр. 179. Прочитайте стихотворение А. Шибаева «Прислушайся к слову».

  • Какие звуковые образы у вас возникли, когда вы читали стихотворение? Какие слова и их звуки передают картины природы?

Возникло ощущение, что чтение стихотворения сопровождается настоящими звуками природы. Сначала тишина, потом грохот, потом тихий шелест дождя, переходящий в его барабанную дробь. Тишину передает повторяющийся звук ш, грохот – звуками р («грохот грома»). Дождик рисует повторяющееся слово «закрапал», дождь усиливается – «барабанит».

  • Назовите каждую выделенную букву. Скажите, какой звук или звуки она обозначает?

ша [ш] согл., глух. парн., тверд. непарн.

эр  [р]  согл., звонкий непарн., твердый парн.

ка  [к]  согл., глухой парн., твердый парн.

че  [ч]  согл., глухой непарн., мягкий непарн.

бэ  [б]  согл., звонкий парн., твердый парн.

Упр. 180. Прочитайте. Обозначьте ударение.

АлфавИт, баловАться, гербЫ, дирЕктор, договОр, докумЕнт, каталОг, комбАйнер, магазИн, петлЯ, повторИть, положИть, свИтер, столЯр.

  • Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Упр.181. Поработайте в парах: а) вспомните изученные орфографические правила (учебник, ч. 1 форзац) и напишите по одному слову на каждое правило; б) подчеркните в словах орфограммы на эти правила.

Безударная гласная в корне слова: ленивый – лень.

Проверяемая согласная в корне слова: гриб – грибок.

Непроверяемая гласная в корне слова: дирижёр.

Непроизносимая согласная в корне слова: солнце – солнечный.

Буквосочетания чк, чн: курочка.

Смягчающий ь: пень.

Согласные в приставках: подкоп.

Буква е в суффиксах существительных: горошек.

Соединительная гласная в сложных словах: судоходство.

Разделительный ь: кальян.

Заглавная буква в имени собственном: Волга.

Упр. 182. Рассмотрите рисунок. Как бы вы его подписали? Составьте текст по рисунку.

  • Запишите составленный текст.

Отдых на реке

В честь окончания учебного года ребята пошли в поход на реку. У самой воды поставили палатку, достали удочки и стали рыбачить. Девочки взяли корзинки и пошли искать грибы да ягоды. Учитель заслуженно отдыхает в шезлонге, читает газету и приглядывает за детьми. У всех хорошее настроение. Хорошо веселиться на природе!

Назад к содержанию


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *