Автор: Коваль Юрий Иосифович. Родился в 1938 г., умер в 1995 г. Советский писатель, поэт, сценарист, художник, автор-исполнитель песен.
Название: Нулевой класс
Год написания: 1990
Жанр: рассказ
Тема произведения: каким должен быть настоящий учитель
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
- Марья Семеновна – молодая учительница. Терпеливая, внимательная, трудолюбивая.
- Ваня Калачев – дошкольник.Любознательный, самостоятельный.
Мое отношение к героям произведения
Мне очень понравилась учительница, которая смогла найти необычный подход к маленькому Ване и заинтересовать мальчика учебой.
О чем произведение (кратчайшее содержание в одном предложении)
О том, как молодая учительница организовала для дошкольника «нулевой класс» и стала обучать его в игровой форме.
Сюжет (краткое содержание)
- Новая учительница Марья Семеновна приехала в деревню. Но дети хотели учиться не у нее, а у старого педагога Алексея Степановича.
- Алексей Степанович предложил Марье Семеновне открыть «нулевой класс» и позвать в него маленького Ваню Калачева. Ваня в это время месил сапогами глину на дороге, делая запруду. Ваня согласился прийти учиться, если не прорвет запруду.
- Наутро Ваня не пришел, и Марья Семеновна сама пошла к нему. Ваня чинил запруду. Марья Семеновна написала сапогом в глине букву А, чтобы Ваня ее запомнил. Ване понравилось рисовать буквы в глине, но тут проехал на машине председатель колхоза, сломал запруду и стер буквы.
- Тогда Марья Семеновна слепила из глины букву В, чтобы удержать воду в запруде. А Ваня добавил букву Г, которую он уже знал.
- Утром Марья Семеновна и ее ученик снова лепили на дороге буквы из глины, люди аккуратно обходили их и даже председатель объехал на машине.
- Когда наступила осень, Ваню и Марью Семеновну можно было увидеть сидящими у реки и считающими журавлей, которые улетали на юг.
Понравившийся эпизод
Мне понравился забавный эпизод в начале рассказа, когда учитель Алексей Степанович уговаривал ребят пойти заниматься с Марьей Семеновной. Но ребята не хотели к Марье Семеновне, потому что она «бруснику моет». Этим коротким эпизодом автор показал, что учительница, как человек образованный, знала, что ягоды нужно обязательно мыть. Но деревенским ребятишкам это было непривычно, и из-за этого Марья Семеновна казалась им непонятной, чужой.
Крупнейшая база готовых читательских дневников по всем произведениям школьной литературы на нашем сайте Пушкин сделал. Добавляйте в закладки, чтобы не потерять!
План произведения для пересказа
- Два учителя
- Идея Алексея Степановича
- Ваня – ученик нулевого класса
- Урок у запруды
- Глиняные буквы
- Осенние занятия.
Главная мысль
Настоящий учитель постоянно готов в любой обстановке обучать детей.
Чему учит эта книга
Учит уважать учителей. Учит стремиться к знаниям.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это рассказ о настоящем призвании учителя. Молодая, неопытная Марья Семеновна проявила себя чутким профессионалом, благодаря простой педагогической хитрости она смогла найти общий язык с самостоятельным мальчиком и заинтересовать его науками. Видно, как Марья Семеновна любит детей, она с уважением относится к их желаниям и интересам, хочет быть полезной. Этот рассказ вызывает большое уважение к таким учителям, понимание, что таких людей нужно ценить и беречь.
Новые слова и выражения
- Запруда – временная плотина
- Колхоз – предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства
Пословицы к произведению
- Дерево и учитель познаются по плоду
- Век живи, век учись
- Человек неученый – что топор неточеный.
- Почитай учителя как родителя.