Автор: Голявкин Виктор Владимирович. Родился в 1929 г., умер в 2001 г. Русский писатель, книжный график, художник, автор многочисленных произведений для взрослых и детей.
Название: Никакой горчицы я не ел!
Год написания: 1959
Жанр: рассказ
Тема произведения: воспитание характера школьника
Число страниц: 6
Главные герои и их характеристика
Мальчик – рассказчик, школьник. Беззаботный, поверхностный, не любит задумываться о неприятном.
Мое отношение к героям произведения
Мне не понравился главный герой, потому что у него слабая воля, он не умеет быть строгим к себе. Такие прогулы могут стать причиной большой беды, если мальчик от скуки попадет в плохую компанию вместо того, чтобы учиться и дружить с одноклассниками.
О чем произведение (кратчайшее содержание в одном предложении)
О том, как мальчик решил прогулять школу и понял, как нехорошо быть бездельником.
Сюжет (краткое содержание)
- Мальчику хотелось погулять хорошим весенним днем. Он спрятал сумку и не пошел в школу.
- Вокруг он видел людей, занятых делом и пытался заговорить с ними. Но шофер, ремонтирующий машину, попросил его не мешать, двое парней посмеялись над ним, а дворник прогнал и запретил трогать метлу.
- Мальчику стало скучно одному, и он поехал кататься на трамвае. Но на втором круге у него закончились деньги на билет, и кондуктор высадила мальчика, заметив, что он недовольный, словно объелся горчицы.
- Мальчик оказался на стройке в незнакомом районе и попросил покатать его на экскаваторе. Но экскаваторщик велел ему идти учиться.
- Мальчик не мог понять, почему ему так грустно весенним днем.
Понравившийся эпизод
Мне понравился разговор мальчика с кондуктором в трамвае. Женщина сразу поняла, что мальчик прогулял школу, и осудила его. Он пошутила, что мальчик «как будто горчицей объелся», потому что ребята обычно идут из школы веселые, довольные тем, что полезно провели время и получили новые знания. Мальчик не понял шутку, и его ответ и дал название рассказу.
План произведения для пересказа
- Мальчик прогулял школу
- Разговоры с прохожими
- Поездка на трамвае
- Разговор на стройке
- Почему мальчику так грустно?
Главная мысль
Когда человек не занимается делом, его жизнь становится скучной и пустой. Бездельники никому не интересны.
Чему учит эта книга
Учит ответственно относиться к своим обязанностям. Учит, что человек должен приносить пользу обществу.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это забавный и поучительный рассказ. Читая его, видишь, как меняется настроение героя. Сначала он весел, гордится своей идеей прогулять школу и радуется всему. Но постепенно он понимает, что совершил плохой поступок и видит, что все его осуждают. Ведь учеба в школе – такое же важное дело, как и работа для взрослого человека. Под конец рассказа мальчик уже страдает от скуки, а ведь ему еще предстоит объяснять свой прогул родителям и учителям в школе. Вот так из-за минутной слабости и лени происходят большие неприятности.
Новые слова и выражения
- Патент – документ, устанавливающий законное право на идею или разработку
Пословицы к произведению
- Долог день до вечера, коли делать нечего
- Без дела жить — только небо коптить.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
Рисунки к рассказу Голявкина “Никакой горчицы я не ел” для читательского дневника


