Главная » читательский дневник » Алексин А.Г. “Очень страшная история” Читательский дневник, краткое содержание

Алексин А.Г. “Очень страшная история” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Алексин Анатолий Георгиевич, родился в 1924г, умер в 2017г. Советский детский писатель, драматург, сценарист. Наиболее известные произведения «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Очень страшная история» и другие.

Название: «Очень страшная история»

Жанр произведения: повесть.

Тема произведения: приключения школьников на старой даче

Число страниц: 136

Годы написания повести «Очень страшная история» – 1968 г., издана в 1969 году.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Алик Деткин – школьник, рассказчик, 13 лет. Любит читать и сочинять детективы. Очень эмоциональный и порывистый. «Мне неожиданно захотелось домой, в теплую комнату… На это было только минутной слабостью! Я ей не поддался. Я отбросил все. Верней сказать, отшвырнул!».  
  2. Глеб Бородаев – внук писателя Бородаева. Застенчивый, скромный мальчик, которому очень понравилось быть знаменитостью. «Он, когда волновался, не договаривал фразы до конца. Фразы его неожиданно обрывались, как звуки неисправного мотора, который глохнет и опять начинает работать, глохнет и опять начинает…»
  3. Принц Датский (Андрей Круглов) – юный поэт, пишет стихи по всем значимым поводам. Постоянно восторгается другими людьми. «Большая физическая сила сочеталась в нем с детской застенчивостью».
  4. Покойник (Гена Рыжиков) – юный поэт, пишет только про несчастную любовь. Все время отвечает вопросом на вопрос.  «Ростом он был невысок, в плечах неширок, лицо его было покрыто мертвенной бледностью».
  5. Наташа – самая красивая девочка в классе. Скромная, умная, добрая, серьезная. Любит записывать в тетрадь свои мысли. «Она была полна женского обаяния. На переменках девчонки липли к ней со всех сторон: каждой хотелось походить с ней по коридору под руку».
  6. Нинель Федоровна – молодая, прогрессивная учительница литературы. Занимается теннисом. «Она бегала по корту в белой майке и в белых трусах. Не многие классные руководители решились бы бегать перед своими учениками в таком виде. А она решилась. Потому что она была молода и прелестна!».

Время и место действия повести «Очень страшная история» – вторая половина XX века, город в СССР.

Краткое содержание повести «Очень страшная история»

Кратчайшее содержание
Изучая детективную повесть, написанную их земляком, школьники едут на заброшенную дачу и попадают в ловушку. Главный герой выясняет, кто и зачем устроил эту ловушку, и выручает друзей.  

  1. Школьник Алик Деткин носит прозвище Детектив и мечтает написать детективную повесть. Однажды классный руководитель предложил организовать в классе литературный кружок. Его почетным членом стал Глеб Бородаев, внук и тезка местного писателя Бородаева. Застенчивый Глеб вскоре перестал стесняться и гордился таким званием. Особенно детям понравилась повесть «Тайна старой дачи», о загадочном и бесследном исчезновении человека.
  2. Новая классная руководительница Нинель Федоровна не знала писателя Бородаева и предложила закрыть выставку. Глеб снова стал простым школьником. Прочитав книгу, Нинель Федоровна предложила поехать на дачу писателя, где, по рассказам Глеба, происходило действие. Учительница очень понравилась детям своей открытостью и добротой, но родители возмущались, что она дает детям излишнюю самостоятельность.  
  3. В день выезда Глеб сказал, что Нинель Федоровна заболела, и даже дал Алику поговорить с нею по телефону. Хриплым голосом учительница сказала, что отпускает детей в поездку одних. Наташа, которая очень нравилась Алику, попросила его точно узнать, во сколько отправляется электричка в город. Она не хотела волновать больную маму. Алик запомнил, что электричка уходит в 17.00
  4. На даче школьников встретил племянник хозяйки, здоровый, грубый парень. Они с Аликом сразу не понравились друг другу. Племянник предложил ребятам спуститься в подвал, где любил творить писатель, и внезапно запер дверь. Все испугались, и Алик решил проявить храбрость и дедукцию. Он сразу заметил, что Глеб ведет себя неестественно и явно запугивает друзей, намекая, что именно так исчез герой повести Бородаева.
  5. В глубине комнаты обнаружился скелет, и Алик, преодолев страх, разглядел, что этот скелет – муляж. По надписи на крышке рабочего стола Алик понял, что сюжет повести «Тайна старой дачи» – вымышленный. А за свежеокрашенным щитом нашлась дверь, через которую ребята выбрались наружу.
  6. Они поспешили на электричку, но оказалось, что Алик перепутал расписание, и электричка уже ушла. Чтобы Наташа не так переживала о маме, Алик пообещал ей найти телефон и позвонить в город. Единственный доступный телефон находился на даче.
  7. Алик хитростью заманил Племянника в подвал и запер. Ребята позвонили родителям и успокоили их. Мама Покойника возмутилась, что учительницы нет с детьми, и Алик понял, что это был план против Нинели Федоровны. Освобождать Племянника из подвала пришлось Глебу. Он догнал ребят, и все вместе успели на последнюю электричку.  
  8. В пути Алик попросил Глеба рассказать, почему он так поступил. Глеб пригласил также Наташу, и признался, что вместо учительницы звонила его двоюродная сестра. Глеб хотел, чтобы родители добились увольнения Нинель Федоровны после произошедшего. Тогда бы в классе снова появилась выставка писателя Бородаева, а Глеб получил славу. Наташа решила, что каждый ученик переговорит с родителями,  и  попросила Алика простить Глеба, потому что умный и смелый человек должен быть добрым. Для Алика это были самые лучшие слова.

Главная мысль повести «Очень страшная история»

Не каждому человеку, а особенно подростку удается пройти испытание славой. Утрата славы тяжела, и человек готов на все, чтобы ее вернуть. Иногда из-за этого происходят даже трагикомические ситуации.  

Отзыв о повести «Очень страшная история»

Эта повесть интересна и поучительна для детей. В ней поднимаются такие важные темы, как авторитет учителя, первая влюбленность, испытание славой, обман и его разоблачение. Язык рассказчика немного однообразный, он стилизован под пышно-романтические рыцарские романы, но это не мешает следить за динамичным сюжетом. Для детей и подростков повесть имеет, безусловно, воспитательное значение, в ней подаются как положительные примеры добра, мужественности, взаимопомощи, так и отрицательные – зависти, гордыни, обмана. Интересным мне показался образ Нинель Федоровны, искренне любящей детей учительницы, педагогические порывы которой закономерно вызывают недовольство родителей. Тем не менее, такой педагог, как Нинель Федоровна, действительно умеет найти подход к детям и может стать их лучшим впечатлением от школьной жизни.

Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы:
Родителям в помощь – наш канал для родителей
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

Приглашение в закрытый канал Копилка полезностей - книги, бесплатные онлайн-курсы и другие полезные ресурсы для обучения и развития.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод в главе X, когда Алик заманивал в подвал Племянника. Фигура этого грубого и глупого парня комична, но дети боятся его по-настоящему, а Глеб все время подчеркивает, что Племянник «сидел». Но, желая до конца быть общим спасителем в этой истории, и особенно показать свою храбрость перед Наташей, Алик ведет себя уверенно и хитро, и Племянник попадается на уловку. Мальчик показывает не только смелость, но и хорошее знание психологии, он умеет вести разговор и знает, чем завлечь в подвал неумного, но тщеславного парня.  

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

Повесть написана современным языком и ориентирована на школьный возраст, все слова понятны.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • А тайная любовь, как известно, самая интересная и самая сильная!
  • У Покойника все дышало: и нос, и грудь, и живот, и плечи… И даже ноги дышали. Вернее сказать, подрагивали.
  • Ни одна детективная история не обходится без беготни и погони.
  • В его груди билось честное, благородное сердце!
  • И будешь сидеть тихо, будто мать родная не родила!
  • когда мама или папа заболевали, я огорчался из-за того, что болезни внутри семьи нельзя распределять по своему усмотрению: я бы с удовольствием принимал на себя их гриппы, ангины, спазмы сосудов. И даже камни, которые где-то откладывались у папы, я бы, не задумываясь, взял и «отложил» где-нибудь у себя.
  • Если слабый и глупый человек жесток – это противно. Но если умный и смелый жесток – это страшно. Такой человек обязан быть добрым.
  • А в музее знаете как? Чем старее вещь, чем больше поломана, тем сильней за нее хватаются.

Рисунки к повести “Очень страшная история” для читательского дневника

Рисунки к повести "Очень страшная история" для читательского дневника
Рисунки к повести "Очень страшная история" для читательского дневника
Рисунки к повести "Очень страшная история" для читательского дневника
Рисунки к повести "Очень страшная история" для читательского дневника

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *