Главная » читательский дневник » Алексин А.Г. «Очень страшная история» Читательский дневник, краткое содержание

Алексин А.Г. «Очень страшная история» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Алексин Анатолий Георгиевич, родился в 1924г, умер в 2017г. Советский детский писатель, драматург, сценарист. Наиболее известные произведения «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Очень страшная история» и другие.

Название: «Очень страшная история»

Жанр произведения: повесть.

Тема произведения: приключения школьников на старой даче

Число страниц: 136

Годы написания повести «Очень страшная история» — 1968 г., издана в 1969 году.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Алик Деткин – школьник, рассказчик, 13 лет. Любит читать и сочинять детективы. Очень эмоциональный и порывистый. «Мне неожиданно захотелось домой, в теплую комнату… На это было только минутной слабостью! Я ей не поддался. Я отбросил все. Верней сказать, отшвырнул!».  
  2. Глеб Бородаев – внук писателя Бородаева. Застенчивый, скромный мальчик, которому очень понравилось быть знаменитостью. «Он, когда волновался, не договаривал фразы до конца. Фразы его неожиданно обрывались, как звуки неисправного мотора, который глохнет и опять начинает работать, глохнет и опять начинает…»
  3. Принц Датский (Андрей Круглов) – юный поэт, пишет стихи по всем значимым поводам. Постоянно восторгается другими людьми. «Большая физическая сила сочеталась в нем с детской застенчивостью».
  4. Покойник (Гена Рыжиков) – юный поэт, пишет только про несчастную любовь. Все время отвечает вопросом на вопрос.  «Ростом он был невысок, в плечах неширок, лицо его было покрыто мертвенной бледностью».
  5. Наташа – самая красивая девочка в классе. Скромная, умная, добрая, серьезная. Любит записывать в тетрадь свои мысли. «Она была полна женского обаяния. На переменках девчонки липли к ней со всех сторон: каждой хотелось походить с ней по коридору под руку».
  6. Нинель Федоровна – молодая, прогрессивная учительница литературы. Занимается теннисом. «Она бегала по корту в белой майке и в белых трусах. Не многие классные руководители решились бы бегать перед своими учениками в таком виде. А она решилась. Потому что она была молода и прелестна!».

Время и место действия повести «Очень страшная история» — вторая половина XX века, город в СССР.

Краткое содержание повести «Очень страшная история»

Кратчайшее содержание
Изучая детективную повесть, написанную их земляком, школьники едут на заброшенную дачу и попадают в ловушку. Главный герой выясняет, кто и зачем устроил эту ловушку, и выручает друзей.  

  1. Школьник Алик Деткин носит прозвище Детектив и мечтает написать детективную повесть. Однажды классный руководитель предложил организовать в классе литературный кружок. Его почетным членом стал Глеб Бородаев, внук и тезка местного писателя Бородаева. Застенчивый Глеб вскоре перестал стесняться и гордился таким званием. Особенно детям понравилась повесть «Тайна старой дачи», о загадочном и бесследном исчезновении человека.
  2. Новая классная руководительница Нинель Федоровна не знала писателя Бородаева и предложила закрыть выставку. Глеб снова стал простым школьником. Прочитав книгу, Нинель Федоровна предложила поехать на дачу писателя, где, по рассказам Глеба, происходило действие. Учительница очень понравилась детям своей открытостью и добротой, но родители возмущались, что она дает детям излишнюю самостоятельность.  
  3. В день выезда Глеб сказал, что Нинель Федоровна заболела, и даже дал Алику поговорить с нею по телефону. Хриплым голосом учительница сказала, что отпускает детей в поездку одних. Наташа, которая очень нравилась Алику, попросила его точно узнать, во сколько отправляется электричка в город. Она не хотела волновать больную маму. Алик запомнил, что электричка уходит в 17.00
  4. На даче школьников встретил племянник хозяйки, здоровый, грубый парень. Они с Аликом сразу не понравились друг другу. Племянник предложил ребятам спуститься в подвал, где любил творить писатель, и внезапно запер дверь. Все испугались, и Алик решил проявить храбрость и дедукцию. Он сразу заметил, что Глеб ведет себя неестественно и явно запугивает друзей, намекая, что именно так исчез герой повести Бородаева.
  5. В глубине комнаты обнаружился скелет, и Алик, преодолев страх, разглядел, что этот скелет – муляж. По надписи на крышке рабочего стола Алик понял, что сюжет повести «Тайна старой дачи» — вымышленный. А за свежеокрашенным щитом нашлась дверь, через которую ребята выбрались наружу.
  6. Они поспешили на электричку, но оказалось, что Алик перепутал расписание, и электричка уже ушла. Чтобы Наташа не так переживала о маме, Алик пообещал ей найти телефон и позвонить в город. Единственный доступный телефон находился на даче.
  7. Алик хитростью заманил Племянника в подвал и запер. Ребята позвонили родителям и успокоили их. Мама Покойника возмутилась, что учительницы нет с детьми, и Алик понял, что это был план против Нинели Федоровны. Освобождать Племянника из подвала пришлось Глебу. Он догнал ребят, и все вместе успели на последнюю электричку.  
  8. В пути Алик попросил Глеба рассказать, почему он так поступил. Глеб пригласил также Наташу, и признался, что вместо учительницы звонила его двоюродная сестра. Глеб хотел, чтобы родители добились увольнения Нинель Федоровны после произошедшего. Тогда бы в классе снова появилась выставка писателя Бородаева, а Глеб получил славу. Наташа решила, что каждый ученик переговорит с родителями,  и  попросила Алика простить Глеба, потому что умный и смелый человек должен быть добрым. Для Алика это были самые лучшие слова.

Главная мысль повести «Очень страшная история»

Не каждому человеку, а особенно подростку удается пройти испытание славой. Утрата славы тяжела, и человек готов на все, чтобы ее вернуть. Иногда из-за этого происходят даже трагикомические ситуации.  

Отзыв о повести «Очень страшная история»

Эта повесть интересна и поучительна для детей. В ней поднимаются такие важные темы, как авторитет учителя, первая влюбленность, испытание славой, обман и его разоблачение. Язык рассказчика немного однообразный, он стилизован под пышно-романтические рыцарские романы, но это не мешает следить за динамичным сюжетом. Для детей и подростков повесть имеет, безусловно, воспитательное значение, в ней подаются как положительные примеры добра, мужественности, взаимопомощи, так и отрицательные – зависти, гордыни, обмана. Интересным мне показался образ Нинель Федоровны, искренне любящей детей учительницы, педагогические порывы которой закономерно вызывают недовольство родителей. Тем не менее, такой педагог, как Нинель Федоровна, действительно умеет найти подход к детям и может стать их лучшим впечатлением от школьной жизни.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод в главе X, когда Алик заманивал в подвал Племянника. Фигура этого грубого и глупого парня комична, но дети боятся его по-настоящему, а Глеб все время подчеркивает, что Племянник «сидел». Но, желая до конца быть общим спасителем в этой истории, и особенно показать свою храбрость перед Наташей, Алик ведет себя уверенно и хитро, и Племянник попадается на уловку. Мальчик показывает не только смелость, но и хорошее знание психологии, он умеет вести разговор и знает, чем завлечь в подвал неумного, но тщеславного парня.  

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

Повесть написана современным языком и ориентирована на школьный возраст, все слова понятны.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • А тайная любовь, как известно, самая интересная и самая сильная!
  • У Покойника все дышало: и нос, и грудь, и живот, и плечи… И даже ноги дышали. Вернее сказать, подрагивали.
  • Ни одна детективная история не обходится без беготни и погони.
  • В его груди билось честное, благородное сердце!
  • И будешь сидеть тихо, будто мать родная не родила!
  • когда мама или папа заболевали, я огорчался из-за того, что болезни внутри семьи нельзя распределять по своему усмотрению: я бы с удовольствием принимал на себя их гриппы, ангины, спазмы сосудов. И даже камни, которые где-то откладывались у папы, я бы, не задумываясь, взял и «отложил» где-нибудь у себя.
  • Если слабый и глупый человек жесток — это противно. Но если умный и смелый жесток — это страшно. Такой человек обязан быть добрым.
  • А в музее знаете как? Чем старее вещь, чем больше поломана, тем сильней за нее хватаются.

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *