Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. 2 часть Ответы
Упр. 150. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Когда так говорят?
Браться (взяться) за ум. Становиться серьёзнее, разумнее. Взяться за ум – хороший совет. Ведь это значит больше задумываться над своими поступками, над своим поведением, серьёзно думать об учёбе.
Г. Ставская
- Подчеркните глаголы неопределённой формы.
Упр. 151. Прочитайте глаголы.
- Скажите, когда употребляют в речи эти глаголы. Составьте и запишите предложение с любым глаголом.
Извинить – значит простить кого-то. Извиниться – попросить прощения за свое или чье-то поведение.
Мальчик подошел к однокласснице и извинился.
Упр. 152. Прочитайте. Впишите лицо и число глаголов, которые могут иметь такие окончания.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
-ешь (2-е л., ед. ч.), -ите (2-е л., мн. ч.), +
-ем (1-е л., мн. ч.) -ят (3-л л., мн. ч.), +
-ишь (2-е л., ед. ч.),+ -ит (3-е л., ед. ч.). +
- Скажите, глаголы в каком времени могут иметь такие окончания? Укажите знаком + окончания глаголов II спряжения.
Такие окончания могут иметь глаголы в настоящем или будущем времени.
Упр. 153. Прочитайте.
Упр. 154. Прочитайте. Допишите пропущенные окончания глаголов в том лице и числе, которые указаны в скобках после каждого глагола.
- Слово – не воробей: вылетит (З-е л., ед. ч.) – не поймаешь (2-е л., ед. ч.).
- С ложью правда не дружит (3-е л., ед. ч.).
- Птицу узнают (3-е л., мн. ч.) в полёте, а человека – в работе.
- За двумя зайцами погонишься (2-е л., ед. ч.), ни одного не поймаешь (2-е л., ед. ч.)
Упр. 155. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Обидишь (к о г о?) малыша, обидишься (на к о г о?) на друга, увидишь (к о г о?) машину, увидишься (с к е м?) с одноклассниками, смотришь (ч т о?) фильм, смотришься (в о ч т о?) в зеркало.
- Составьте и запишите словосочетания с данными глаголами. Выделите окончания глаголов.
Упр. 156. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени.
1. Электровоз стоял (м. р.) на запасном пути. 2. Беседка стояла (ж. р.) под могучим тополем. 3. Весна одела (ж. р.) деревья в зелёный наряд. 4. Сестра надела (ж. р.) серебряное колечко на палец. 5. Луна озарила (ж. р.) поляны лазурным светом. 6. С огромного косогора бежали говорливые ручейки. 7. Солнце жаркими лучами прогрело (с. р.) землю.
- Подчеркните глагол, который не изменяется по родам. Укажите род у других глаголов в прошедшем времени.
Упр. 157. Прочитайте. Разберите данные глаголы по составу: выделите в глаголах все значимые части речи.
Объясните, написали, прочитаешь, думать, посмотрим, заиграет.
Объясните – приставка объ, корень ясн, окончание ите, основа объясн.
Написали – приставка на, корень пис, суффикс а, суффикс л, окончание и, основа написа.
Прочитаешь – приставка про, корень чит, суффикс а, окончание ешь, основа прочита.
Думать – корень дум, суфикс а, суффикс ть, основа дума.
Посмотрим – приставка по, корень смотр, окончание им, основа посмотр.
Заиграет – приставка за, корень игр, суффикс а, окончание ет, основа заигра.
Упр. 158. Прочитайте.
Мы, берёзы, хозяйки добрые. Землю украшаем. Куда ни пойдешь – везде нас встретишь. Листва шёлковая шелестит – нашёптывает, птицы на ветках гнёзда вьют, от белых стволов свет разливается. Забредёт человек в берёзовую рощу, глянет на нас – не уйти ему с этого места. Красота заворожила.
Э. Шим
- Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить их написание.
Берёзы – безударная гласная в корне, словарное слово.
Хозяйки – безударная гласная в корне, проверочное слово бесхозный.
Украшаем – безударная гласная в корне, проверочное слово украсить.
Пойдёшь – глагол 2 лица, ед. ч.
Встретишь – личное окончание глагола II спр., буд. вр.
Листва – безударная гласная в корне, проверочное слово листья.
Шёлковая – буква о или ё после шипящих (шелковистый).
Шелестит – безударная гласная в корне, проверочное слово шелест.
Нашёптывает – личное окончание глагола I спр., наст. вр.
Вьют – разделительный ь.
Стволов – безударная гласная в корне, проверочное слово ствол.
Разливается – безударная гласная в корне, проверочное слово лить; личное окончание глагола I спр.
Человек – безударная гласная в корне, словарное слово.
Берёзовую – суффикс ов.
Рощу – правило написания чу-щу
Глянет – личное окончание глагола I спр.
Красота – безударная гласная в корне, словарное слово.
Заворожила – правило написания жи-ши.
- Спишите 4-е предложение. Над глаголами укажите спряжение.
Листва шёлковая шелестит (II спр.) – нашёптывает (I спр.), птицы на ветках гнёзда вьют (I спр.), от белых стволов свет разливается (I спр.)
Упр. 159. Прочитайте.
В добрых глазах приручённого зверя
Каждый ребёнок прочтёт (буд. вр.) без труда:
«Я полюбил (пр. вр.) тебя! Я тебе верю (наст. вр.)!
Ты ведь не бросишь (буд. вр.) меня никогда?»
В. Берестов
- Укажите над глаголами время.
- Выпишите любой глагол и определите его признаки: н. ф., время, спряжение, лицо, число, род (для глаголов в прошедшем времени).
Полюбил – н. ф. полюбить, прош. вр., II спр., 3-е л., ед. ч., муж. р.