Главная » читательский дневник » Житков Б.С. «Храбрость» Читательский дневник, краткое содержание

Житков Б.С. «Храбрость» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Житков Борис Степанович. Родился в 1882 г., умер в 1938 г. Русский, советский писатель, путешественник, исследователь.

Название: Храбрость

Год написания: 1935

Жанр: рассказ

Тема произведения: храбрость в жизни человека

Число страниц: 13

Главные герои и их характеристика

  • Рассказчик – молодой человек. Сомневающийся, думающий, любознательный.

Мое отношение к героям произведения

Мне нравится, что герой так серьезно размышляет о храбрости. Он действительно хочет стать достойным человеком, анализирует свое поведение, не оправдывает свои слабости и стремится их преодолеть. На такое способны только сильные духом люди.

О чем произведение (кратчайшее содержание в одном предложении)

О разных проявлениях храбрости, которые довелось наблюдать автору.

Сюжет (краткое содержание)

1. С детства рассказчик много думал о том, что такое храбрость. Он боялся, что может сам поддаться страху и совершить подлый поступок. Рассказчик стал вспоминать известные ему случаи проявления храбрости.

2. Особенный страх у него вызывала высота. Он увидел, как кровельщик легко красит купол на 40-метровой высоте и долго наблюдал за ним. Увидев, что кровельщик пошел на реку, рассказчик на его глазах нырнул с высоких мостков. Кровельщик же плескался у берега. Нырять с высоты он опасался, а о своей работе сказал, что это просто привычка.  

3. Рассказчик решил приучать себя к высоте. Но кроме нее, на свете было много опасностей. Тогда рассказчик задумался о разнице между храбростью и безрассудством. Он понял, что даже смелые люди зря не рискуют жизнью.

4. В 1905 году во время еврейского погрома образовалась «русская народная дружина», которая ощущала полную власть в городе. Товарищ позвал рассказчика дать бой дружине. Вместе с ними пошел и тихий еврей Левка.

5. Когда начался бой, рассказчик был поражен, как исступленно стрелял Левка. Его с трудом удержали. Потом оказалось, что во время погрома сестру Левки бросили в костер. Он понял, что храбрость Левки укрепляла боль за свой народ.

6. Рассказчик вспомнил другую историю, как его товарищ ночью легко позволил себя ограбить на улице, но во время войны раненый под обстрелом привез донесение в соседнюю часть. Он не сдался в плен, как бы не было страшно.

7. У другого товарища, капитана Ерохина, загорелся корабль, перевозивший в трюме бертолетову соль. Вся команда от страха побежала на берег, но крик капитана заставил всех вернуться и заливать пламя, чтобы не было взрыва. Ерохин не сбежал, потому что ощущал корабль, как часть самого себя.

8. На одной улице с рассказчиком жил парень-задира, который постоянно лез в драку. Но это было не от смелости, а от безделья. Потом парень занялся делом, и уже сам укорачивает младших, чтобы не лезли в драку. Потому что он нашел, куда направить энергию – на завод, и ему не нужно больше показывать свою удаль.

9. Также рассказчик вспомнил знакомого, который боялся кладбищ. Но однажды, провожая через кладбище маленькую девочку, он почувствовал себя ее защитником и вовсе не боялся. А в одиночку снова далеко обходил кладбища.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод про капитана Ерохина. Он был известен, как аккуратный и осторожный мореплаватель. Но в опасной ситуации он проявил себя, как храбрый и решительный командир и спас свой корабль и людей на берегу. Потому что он ощущал себя одним целым с кораблем, и гибель корабля была для него равносильна собственной смерти. 

План произведения для пересказа

  1. Что такое храбрость
  2. Разговор с кровельщиком
  3. Храбрость Левки
  4. Случай на фронте
  5. Пожар на корабле
  6. Как перевоспитался задира
  7. Преодоление страха

Главная мысль

Каждый человек способен на храбрый поступок. Но чаще для проявления храбрости нужна внутренняя нравственная опора: долг, честь, чувство личной ответственности, любовь. 

Чему учит эта книга

Учит, что испытывать страх– это нормально, но нужно уметь преодолевать его. Учит, что даже скромный и тихий человек способен на подвиг. Учит любви к родине.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это необычный рассказ, который состоит из нескольких историй, объединённых одной темой. В каждой истории раскрывается тема храбрости и ее проявления в человеке, а также различия между храбростью и глупым безрассудством. Чаще всего человек сам до конца не знает, на что он способен в опасной ситуации, например, на войне или при пожаре. Но бывает, когда храбрость требуется и в более житейских случаях, как в финале рассказа – герой почувствовал себя смелым, оберегая от страха маленькую девочку. Рассказчик приходит к выводу, что главное для преодоления страха – это внутренняя опора, которая придает душевные силы и не позволяет трусости взять верх.

Новые слова и выражения

  • Бертолетова соль – бесцветные кристаллы, которые используются в производстве взрывчатых веществ
  • Киль – нижняя горизонтальная балка, проходящая посередине днища судна от носа до кормы
  • Кровельщик– плотник, который специализируется на строительстве крыши
  • Трюм – пространство в корпусе судна между днищем (или вторым дном) и вышележащей палубой.
  • Тужурка – верхняя мужская форменная одежда длиной до середины бедра

Пословицы к произведению

  • Умей бояться, умей и смелым быть.
  • Храбрость не в силе, а в сердце.
  • Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт.
  • Кто смел да стоек, тот десятерых стоит.

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *