Главная » читательский дневник » Железников В.К. “Чучело” Читательский дневник, краткое содержание

Железников В.К. “Чучело” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Железников Владимир Карпович. Родился в 1925, умер в 2015 году. Советский писатель, драматург. Наиболее известные произведения –  «Чучело», «Чудак из шестого ‘Б’»

Название: Чучело

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: травля и предательство в детском коллективе

Число страниц: 224

Год написания повести «Чучело» – 1981. Опубликована отдельным изданием в том же году. В 1983 году повесть экранизирована, фильм Ролана Быкова «Чучело» удостоен Государственной премии СССР и главного приза на Международном кинофестивале в Лионе.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Лена Бессольцева – девочка лет 12, шестиклассница. Искренняя, доверчивая, прямолинейная. Добрая, принципиальная, честная, не умеет лгать и предавать, принципиальная. Очень одинокая в душе. «Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика».
  2. Николай Николаевич Бессольцев – дедушка Лены. Добрый, честный пожилой человек. Нелюдимый, одинокий, замкнутый. Интересуется только картинами, живет бедно, плохо одет. Предпочитает прятаться от жизни, погружен в себя. Фронтовик.  «Его то и дело видели не по возрасту стремительно бегущим по кривым улочкам городка то в одну сторону, то в другую, очевидно без всякого дела, хотя иногда он нес что-то завернутое в материю, — тогда лицо его вдохновенно светилось и молодело».
  3. Дима Сомов – одноклассник Лены. Из обеспеченной семьи, красивый, сильный, но слабохарактерный, трусливый. Лена им искренне восхищается, по-детски влюблена.«И Ленка собирала, а сама все время исподтишка следила за Димкой: как он ловко лазал по деревьям, как смело прыгал, как быстро пробегал из одного конца сада в другой в ослепительных красноватых лучах солнца».
  4. Миронова – неформальный лидер класса по прозвищу «Железная кнопка». Уверенная в себе, жесткая, волевая девочка, не боится никого. «А что вы так кричите? – с вызовом спросила у Маргариты Миронова. И потом осадила ее так, как только она одна умела: – Мы же люди, а не служебные собаки»
  5. Маргарита Ивановна – классный руководитель класса. Молодая учительница, поглощенная личной жизнью. Не пользуется авторитетом в классе, равнодушная, поверхностная. «Маргарита Ивановна, не замечая никого, веселой походкой пересекла сквер и склонилась к окошку кассы речного пароходства».
  6. Шмакова – самая красивая девочка в классе. Любит собирать вокруг себя поклонников, хорошо одевается. Лицемерная, пустая, неискренняя. «Она настоящая лиса, поет сладким голосом, будто колыбельную, будто укачивает тебя своей лаской, а сама под дых бьет».

Время и место действия повести «Чучело» – 70-е годы ХХ века, старинный русский небольшой город на Оке, примерно между Калугой и Серпуховом.

Краткое содержание повести «Чучело»

  1. Девочку Лену привозит в свой город дедушка, Николай Николаевич. Сам дедушка живет замкнуто, нелюдимо, занимается коллекционированием картин своего далекого предка. Из-за бедной одежды его называют в городе Заплаточником.
  2. Однажды Лена прибегает домой из школы и требует денег на дорогу домой, к родителям. Она кричит и настаивает, несмотря на попытки дедушки ее успокоить. Наконец Лена в отчаянии убегает из дома, и дедушка бежит ее догонять
  3. Он видит, как Лену обступают одноклассники, они начинают дразнить ее и издеваться. При виде дедушки ребята разбегаются, но Миронова презрительно называет старика Заплаточником, и они возвращаются. Миронова говорит, что Лена сама все расскажет деду, и что ей должно быть стыдно. Лена с дедушкой возвращается домой. Он соглашается увезти Лену на следующий день, но сам уезжать из родного дома отказывается. Лена рассказывает ему, почему ее возненавидели одноклассники.  
  4. Придя в новую школу, доверчивая и открытая девочка не сразу поняла, что ее одноклассники злые и жестокие. Их шутки она воспринимала с искренним смехом. Особенно Лене понравился одноклассник Дима Сомов. Как раз после ее появления в классе, учительница Маргарита Ивановна предложила всему классу съездить на осенние каникулы на экскурсию в Москву. Дима предложил не просить денег у родителей, а заработать их самим. Идея понравилась ребятам. Они работали в совхозе, на фабрике детской игрушки, и заработали деньги, которые сложили в копилку. 
  5. Накануне поездки ребята всем классом решили сбежать с уроков, сделав вид, что не читали объявления, оставленного на доске Маргаритой Ивановной. Когда учительница пришла в класс, там никого не было, только спрятались под партами Шмакова и Попов. Тут вернулся забывший копилку Дима, а Лена, побежавшая за ним, сильно разбила колено и пошла в медпункт. Она услышала, как учительница стыдит Диму за прогул класса и называет трусом. Обиженный Дима рассказал Маргарите Ивановне, что класс сбежал. Шмакова и Попов слышали этот рассказ. Но ребята вместе пошли в кино, как ни в чем не бывало.
  6. На следующий день Маргарита Ивановна объявила, что класс наказан и в Москву не едет. Копилку она разбила, и огорченные ребята решили поделить деньги, но Дима предложил накопить на поездку в Москву зимой. Миронова спросила, кто же донес учительнице о прогуле, и объявила, что она знает предателя. Чтобы ребята помучились, она стала измерять каждому пульс, проверять, у кого сердце бьется быстрее. Лена видела, что Дима сам не свой от страха, и взяла вину на себя. Дима так и не признался из трусости, а Шмакова хотела понаблюдать, как он мучается, и тоже не сказала, что Лена – не предатель.
  7. Ребята начали травить Лену, объявив ей бойкот. Дима сначала намеревался признаться, что виноват он, но слишком сильно боялся одноклассников. Дедушка возмутился поведением Димы и осудил его, но Лена вступилась за Диму. Николай Николаевич и Лена поссорились, затем ночью помирились.
  8.  Лена вспоминает, как решила сделать красивую прическу, чтобы поразить Диму и ребят. Но ребята подкараулили ее возле парикмахерской и гнали до самого дома, после чего стали пугать медвежьей мордой. В этот день дедушка купил картину «Машка», на которой изображена девочка, очень похожая на Лену, он счастлив своим приобретением и не замечает, что происходит с внучкой.
  9.  Когда в окно снова лезет голова медведя, дедушка успевает схватить ее, и Лена видит, что голову держал Дима. Она думает, что Диму связали и бросается на помощь, но видит его в окне дома в окружении одноклассников, после чего бросает в окно камень.
  10. Дима приходит к Лене просить прощения и целует ее. Тем временем одноклассник выкрадывает ее платье. Дима попытался рассказать одноклассникам правду, но вновь испугался, а Лена снова подтвердила, что это она предала всех. Платье надели на чучело, Дима поджег его. Лена с криками разогнала всех горящим чучелом, сняла платье и обожглась, после чего убежала и спряталась у реки. Дедушка в тот день искал ее, но не заметил, что происходит с девочкой.
  11. После каникул Лена ждала, что учительница спросит про бойкот и разберется в ситуации, но Маргарита Ивановна забыла о случившемся. Лена призналась деду, что стыдилась его бедной одежды и прозвища Заплаточник, и считает, что предала его. Пришедшему однокласснику дедушка сказал, что Лена никого не предавала.
  12. Лена побрилась наголо, надела обгоревшее платье и пришла на день рождения Димы. Она высказала ребятам все, что хотела, поздравив всех, что уезжает, и добавив, что жалеет мучивших ее. После ее ухода ребята переругались, Миронова ушла, а Шмакова призналась Диме, что слышала его предательство, но теперь они должны быть заодно, ведь класс не простит ей молчания.
  13. Дедушка собирал вещи, готовясь к отъезду. Лена увидела в окно, как одноклассники гонят Диму по улице. Они узнали, что предатель. Лену одноклассники стали хвалить и предложили объявить бойкот Диме, но она ответила, что не будет ни над кем издеваться. Пришедшая учительница сообщила детям, что Николай Николаевич отдал свой дом и все картины городу, теперь там будет музей. Картину «Машка» дедушка подарил школе. Ребят рассказали учительнице о бойкоте, и она поняла, что за своими мечтами о замужестве совсем не обращала внимания на происходящее в классе, и никак не помогла девочке. Миронова предложила опять объявить бойкот, но класс не поддержал ее, и Миронова заплакала и перестала быть «Железной кнопкой». Дима рассказал, что Шмакова и Попов знали, кто на самом деле предатель, Шмакова демонстративно села рядом с Димой. Миронова упрекнула Маргариту Ивановну в равнодушии, и учительница признала справедливость этих упрёков, и даже не пошла провожать мужа. Один из мальчиков написал на доске: «Прости нас, Чучело».

Главная мысль повести «Чучело»

Коллективная травля отвратительна и уничтожает в людях все человеческое. Даже в такой страшной ситуации важно оставаться человеком и уметь прощать.  

Отзыв о повести «Чучело»

На моей взгляд, это одно из самых страшных произведений русской литературы. Автор показывает, как равнодушие и жестокость стали нормой в советском обществе начала 80х, насколько сильно разрушился к тому времени нравственный уклад в стране. Это было первое подробное описание явления буллинга в стране, вызвавшее огромный общественный резонанс. В повести нет привычных советской детской литературе дружбы, взаимовыручки, смешных приключений – юные герои копируют мир окружающих их взрослых, расчетливых, злобных и равнодушных. Даже дедушка, положительный персонаж, ушел от реальности в мир своих картин, оставив внучку наедине с бедой и ничего не замечая. Финал повести показался мне неправдоподобным, потому что в реальной жизни травящая стая редко раскаивается, свою вину и профессиональную непригодность могла почувствовать разве что учительница. 

Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Более всего мне запомнилось начало книги, в котором рассказывается история дома и приезда Николая Николаевича. Это самые светлые и добрые страницы повести. Экспозиция развивается неторопливо, повествовательно, перед читателем проходит история страны через историю одного старого дома. Описание дома уютное и детальное, и этот зачин повести резко контрастирует с дальнейшим развитием сюжета, наполненным злостью и болью. 

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Гаубица – артиллерийское орудие
  • Лафет – специальное приспособление, опора, на котором закрепляется ствол орудия с затвором.
  • Мезонин – надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле.
  • – Знаешь, что такое «милосердный»? – продолжал Николай Николаевич. – Это человек, у которого «милое» сердце. Доброе, значит.
  • Черный дом с просторной, открытой ветрам террасой был совсем не похож на веселые, многоцветно раскрашенные домики соседей. Он выделялся на этой улице, как если бы суровый седой ворон попал в стаю канареек или снегирей.
  • Не ожидала я такого от Чучела, — нарушила наконец тишину Железная Кнопка. — Всем врезала. Не каждый из вас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все — хлюпики. Сами не знаете, что хотите.
  • И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил.

Рисунки к повести “Чучело” для читательского дневника

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *