1. Выучи таблицу умножения на 4. Почему достаточно запомнить случаи, выделенные красным цветом? Какие ещё равенства можно составить для каждого случая?
Решение:
Первую строку запоминать не нужно, так как давно известно, что умножая число на 1 получаем тоже число.
Вторая и третья строка встречались при изучении таблицы умножения на 2 и на 3, только множители стояли в другом порядке.
Последняя строка: 4 умножаем на 10, получаем 4 десятка – это 40.
4 ∙ 4 = 16
5 ∙ 4 = 20
6 ∙ 4 = 24
7 ∙ 4 = 28
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
8 ∙ 4 = 32
9 ∙ 4 = 36
2. Найди числа-результаты из таблицы умножения на 4 и представь их в виде 4 ∙ а.
28 17 5 20 16 32 43 8 24 12 10 36 22
Решение:
28 = 4 ∙ 7 20 = 4 ∙ 5 16 = 4 ∙ 4 32 = 4 ∙ 8 8 = 4 ∙ 2 24 = 4 ∙ 6
12 = 4 ∙ 3 36 = 4 ∙ 9
3. Подбери для каждого уравнения подходящий рисунок. Как найти х? Сделай вывод.
Решение:
24 : х = 6 х : 4 = 3 х ∙ 5 = 20
х = 24 : 6 х = 4 ∙ 3 х = 20 : 5
х = 4 х = 12 х = 4
Чтобы найти целое, надо части перемножить.
Чтобы найти часть, надо целое разделить на другую часть.
4. Реши уравнения и сделай проверку:
32 : х = 4 х : 4 = 9 7 ∙ х = 28
Решение:
32 : х = 4 х : 4 = 9 7 ∙ х = 28
х = 32 : 4 х = 9 ∙ 4 х = 28 : 7
х = 8 х = 36 х = 4
Проверка: Проверка: Проверка:
32 : 8 = 4 36 : 4 = 9 7 ∙ 4 = 28
4 = 4 9 = 9 28 = 28
5. Выполни действия:
Решение:
4 ∙ 5 – 3 ∙ 4 = 20 – 12 = 8 16 : 4 + 9 ∙ 4 = 4 + 36 = 40
6 ∙ 4 + 32 : 4 = 24 + 8 = 32 40 : 4 – 28 : 7 = 10 – 4 = 6
0 ∙ 4 – 0 : 4 = 0 – 0 = 0
4 : 4 + 4 ∙ 1 = 1 + 4 = 5
6. Расшифруй название реки. Найди эту реку на карте.
Решение:
352 – 249 = 103 Г 630 – 627 = 3 И 572 + 32 = 604 К
347 + 254 = 601 Р 156 + 605 = 761 Н 421 – 396 = 25 А
7. БЛИЦтурнир
Решение:
г) За тетради заплатили 4 ∙ b (руб.), за ручки – 3 ∙ c (руб.), а вместе 4 ∙ b + 3 ∙ c (руб.)
д) За 2 кекса Яша заплатил 2 ∙ x ( руб.) и осталось у него – d – 2 ∙ x ( руб.)
е) За стулья заплатили 8 ∙ a (руб.). Чтобы узнать, на сколько дороже стол, нужно 8 ∙ a – c (руб.)
8. Составь задачи по выражениям:
m ∙ 3 5 ∙ n k : 4 12 : t
Решение:
1) В парке посадили m рядов берез по 3 деревца в каждом ряду. Сколько берез посадили в парке? m ∙ 3 (берез)
2) Оля купила 5 тетрадей по n рублей. Сколько стоят все тетради? 5 ∙ n (руб.)
3) В классе k учеников. Для соревнований учитель разделил их на 4 команды поровну. Сколько учеников в каждой команде? k : 4 (уч.)
4) 12 яблок мама разложила на t тарелок поровну. Сколько потребовалось тарелок? 12 : t (т.)
9. В соревнованиях по стрельбе за команду школы выступали Алёша, Дима и Сергей. Алёша набрал 250 очков. Это на 40 очков больше, чем у Димы, но на 90 очков меньше, чем у Сергея. Прошла ли их команда в следующий тур соревнований, если проходной балл – 750 очков?
Решение:
1) 250 -40 = 210 (оч.) – у Димы.
2) 250 + 90 = 340(оч. ) – у Сергея.
3) 250 + 210 + 340 = 800 (оч.) – набрала команда.
800 больше, чем 750, значит команда проходит в следующий тур соревнований.
Ответ: Да.
10. На сколько самое большое двузначное число меньше самого маленького трёхзначного числа?
Решение:
100 – самое маленькое трехзначное число
99 – самое большое двузначное число
100 – 99 = 1
11. Вычисли наиболее простым способом:
Решение:
16 + 40 = (6 + 10) + 40 = 6 + ( 10 + 40) = 6 + 50 = 56
17 + 39 = (10 + 6 +1) + 39 = 6 + 10 + (1 + 39) = 6 + (10 + 40) = 56
18 + 38 =(6 + 10) + (2 + 38)= 16 + 40 = 56
19 + 37 = 16 + (3 + 37) = 16 + 40 = 56
84 – 60 = 4 + 80 – 60 = 4 + 20 =24
84 – 59 = 24 + 60 – 59 = 24 + ( 60 – 59 ) = 24 + 1 = 25
84 – 58 = 24 + 60 – 58 = 24 + ( 60 – 58) = 24 + 2 = 26
84 – 57 = 24 + 60 – 57 = 24 + (60 – 57) = 24 + 3 = 27
39 – 19 = 20 + 19 – 19 = 20 + (19 – 19) = 20 + 0 = 20
40 – 19 = 20 + 20 – 19 = 20 + ( 20 – 19) = 20 + 1 = 21
41 – 19 = 21 + 20 – 19 = 21 + ( 20 – 19) = 21 + 1 = 22
42 – 19 = 22 + 20 – 19 = 22 + (20 – 19) = 22 + 1 = 23
12. Сравни:
Решение:
25 = 25, 9 > 8, значит, 25 ∙ 9 > 8 ∙ 25
16 < 31, 7 < 8 , значит, 16 ∙7 < 31 ∙ 8
0 : 5 = 0, 0 ∙ 5 = 0 , значит, 0 : 5 = 0 ∙ 5
14 + 14 = 28, 2 ∙ 14 = 14 + 14 = 28, значит, 14 + 14 = 2 ∙ 14
17 + 17 = 2 ∙ 17, 17 > 2, значит, 17 ∙ 17 > 17 +17
8 + 5 = 13, 8 ∙ 5 = 40, значит, 8 + 5 < 8 ∙ 5
16 : 16 = 1, 29 : 29 = 1, значит, 16 : 16 = 29 : 29
208 ∙ 1 = 208, 208 : 1 = 208, значит, 208 ∙ 1 = 208 : 1
18 ∙ 3 = (10 + 8) ∙ 3 = 10 ∙ 3 + 8 ∙ 3 = 30 + 24 = 54, 3 + 18 = 21, значит, 18 ∙ 3 > 3 + 18
13. Найди неизвестные операции:
Решение:
а) 7 + х = 11 11 – х = 3 3 ∙ х = 27 27 : х = 9
х = 11 – 7 х = 11 – 3 х = 27 : 3 х = 27 : 9
х = 4 х = 8 х = 9 х = 3
в) 36 – х =24 24 : х = 8 8 ∙ х = 16 16 + х = 21
х = 36 – 24 х = 24 : 8 х = 16 : 8 х = 21 – 16
х = 12 х = 3 х = 2 х = 5
14*. Найди недостающую фигуру:
Решение:
1)В каждом ряду стоит фигура с двумя шариками разного цвета: белый и голубой, белый и розовый, голубой и розовый. Шарики могут быть опущены вниз, подняты вверх, на прямой перекладине. Подставка у фигур бывает одинарная, двойная, тройная. В каждом из горизонтальных и вертикальных рядов должны быть все три пары шариков по цвету, по расположению и три разные подставки. Рассмотрим нижний ряд: шарики: голубой и розовый, белый и голубой. Значит, цвета шариков: белый и розовый. Шарики на прямой перекладине и опущены. Значит, на недостающей фигуре они должны быть подняты. У двух фигур подставка тройная и одинарная. Значит, у новой подставка – двойная.
15*. Реши задачу и выбери правильный ответ:
«Два квадрата со сторонами 10 см лежат на столе так, что образуется прямоугольник со сторонами 10 см и 16 см. Какая площадь покрыта в два слоя?»
Решение:
1) 16 – 10 = 4 (см) – ширина двойной части.
2) 4 ∙ 10 = 40 ( см²) – покрыто в два слоя.
Ответ: D.