Главная » читательский дневник » Тургенев И.С. “Хаджи-Мурат” Читательский дневник, краткое содержание

Тургенев И.С. “Хаджи-Мурат” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Толстой Лев Николаевич. Родился в 1828 г, умер в 1910 г. Русский писатель, мыслитель, публицист, просветитель. Участник Великой обороны Севастополя. Классик мировой литературы. Наиболее известные произведения – «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», и др.  

Название: «Хаджи-Мурат»

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: нравственный выбор человека на войне

Число страниц: 153

Год написания повести «Хаджи-Мурат» – 1896-1904, опубликована в 1912 г, после смерти автора.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Хаджи-Мурат – наиб имама Шамиля. Горец. Смелый, честный, удачливый. Храбрый воин, хитрый стратег. «Хаджи-Мурат всегда верил в свое счастие. Затевая что-нибудь, он был вперед твердо уверен в удаче, – и все удавалось ему».

Время и место действия повести «Хаджи-Мурат» – период Кавказской войны, 1851-52 гг., Чечня

Краткое содержание повести «Хаджи-Мурат»

  1. По пути через поля в середине лета рассказчик решил собрать букет, и увидел среди цветов яркий репейник. Он попытался сорвать его для букета, но это было очень сложно, стебель кололся и не поддавался. В итоге выбросив сорванный цветок, рассказчик удивился его силе и готовность бороться за жизнь. Чуть позже он увидел еще один куст репейника, смятый и изломанный, но продолжавший цвести. Глядя на этот стойкий репейник, он вспомнил одну историю.
  2. Аварец Хаджи-Мурат, герой кавказской войны, помощник имама Шамиля, после ссоры с Шамилем решил перейти на сторону русских. Он нашел приют в горном ауле, но, опасаясь быть узнанным местными жителями, бежал дальше. Он представлял, как получит от главнокомандующего русской армией Воронцова войско, и победит Шамиля. .
  3. Хаджи-Мурат отправляет к сыну главнокомандующего, князю Воронцову своего представителя, а на следующий день приезжает сам.Он с помощью переводчика говорит Воронцову, что давно хотел служить русскому царю, и его люди тоже будут служить ему. Солдаты недовольны, что Хаджи-Мурат присоединился к ним, потому что он враг, но прямо об этом не говорят.
  4. Воронцов доволен, что Хаджи-Мурат сам перешел на его сторону. Вместе с женой он принимает его у себя в крепости. Хаджи-Мурат не доверяет Воронцову, опасаясь предательства. Но он понимает, что его отказ от войны на стороне Шамиля очень значим для русских, а значит, важен и сам Хаджи-Мурат.
  5.  Главнокомандующий, граф Михаил Воронцов, узнает о переходе Хаджи-Мурата на сторону русских. За званым обедом все присутствующие горячо обсуждают Хаджи-Мурата, восхищаясь его храбростью. На следующий день Хаджи-Мурат сам приходит к главнокомандующему.
  6. Через переводчика он говорит прочувствованную речь, обещая служить царю и армии до последней капли крови и называет Шамиля своим врагом. Он обещает поднять весь Дагестан против Шамиля, если только получит войско. Но перед тем он просит Воронцова выручить его семью, которая находится в заложниках у Шамиля, выменять его жену, мать и детей на пленных, иначе Шамиль убьет их. На следующий день на балу Хаджи-Мурат вновь пытается обратиться с этой просьбой к Воронцову, но ему объясняют, что это неуместно.
  7. На пятый день к Хаджи-Мурату приезжает адъютант главнокомандующего Лорис-Меликов с просьбой рассказать его историю. Лорис-Меликов хорошо говорит по-татарски, и может перевести ее для Воронцова. Хаджи-Мурат рассказывает о жестоких убийствах его товарищей, которые ему довелось увидеть, и о том, что Шамиль причастен к гибели его отца и братьев. Пока Хаджи-Мурат уходит на молитву, Лорис-Меликов знакомится с его товарищами, перешедшими к русским вместе с Шамилем.
  8. Главнокомандующий Воронцов посылает гонца с письмом о прибытии Хаджи-Мурата военному министру Чернышеву. Он делится сомнениями, как лучше использовать измену Хаджи-Мурата Шамилю на пользу русским, понимая, что не сможет помочь Хаджи-Мурату спасти его семью. Пока он решил держать Хаджи-Мурата не взаперти, но под присмотром казаков и Лорис-Меликова. Также он опасается, что Шамиль сохраняет влияние на Хаджи-Мурата, поскольку у них одна религия.
  9. Чернышев, недолюбливающий Воронцова и завидующий ему, решает представить его перед императором Николаем I в невыгодном свете. Но в день доклада император пребывает в плохом настроении, и не воспринимает доклад Чернышева. Автор останавливается на внешнем и личностном портрете Николая I, характеризуя его, как распутного, самовлюбленного и безмерно жестокого человека, любящего возбуждать ужас в подданных и уверенного, что кроме него, в России нет честных людей.
  10. При следующей беседе с Чернышовым Николай приказываетпродолжать разорять жилища чеченцев и совершать набеги. Он соглашается с Воронцовым, предлагающим использовать Хаджи-Мурата на Кавказе, вопреки Чернышеву, который считает, что лучше отправить перебежчика в Россию.
  11. Чтобы исполнить приказ царя, совершается набег на чеченский аул, который разоряют и жгут. Это тот аул, где перед побегом прятался Хаджи-Мурат. У Садо, помогавшего Хаджи-Мурату скрыться, убит сын-подросток, сожжены ульи с пчелами, сломаны деревья в саду. Ненавидя русских за содеянное, жители села решают просить Шамиля о помощи.
  12. Семья Хаджи-Мурата – мать, две жены и пятеро детей – все еще находится в заложниках у Шамиля в ауле, а старший сын Юсуф заключен в яму-темницу. Шамиль торжественно возвращается в аул после очередного похода. Он вершит шариатский суд, в том числе ему докладывают о деле Хаджи-Мурата. Шамиль понимает, что нужно убить Хаджи-Мурата, и действовать нужно через старшего сына, которого тот очень любит. Юсуф не разделяет неприязни отца и восторгается Шамилем. Шамиль велит ему написать письмо отцу, что если он сдастся до байрама, то будет прощен, а если нет, то Юсуфу выколют глаза.
  13. Каждый день Хаджи-Мурат ходит к Воронцову с просьбой спасти его семью. Воронцов не может ответить ничего определенного, и воспринимает историю Хаджи-Мурата как интересный случай, а для Хаджи-Мурата это страшный поворот, особенно после того, как он узнал о планах Шамиля. Он начинает сам обдумывать, как спасти семью. Он всю ночь размышляет, как лучше поступить, сдаться Шамилю на смерть или остаться служить русскому царю.
  14.  Наутро он решает бежать от русских в горы и пытаться освободить семью. Он зовет товарищей и велит им подготовить оружие. Умываясь, он вспоминает отца, мать, свое детство и сына, когда тот был маленьким. Взволнованный, он не может больше оставаться у русских и велит отправляться в путь.
  15. Солдаты привозят в крепость окровавленную голову Хаджи-Мурата и рассказывают, что он пытался бежать. Голову все осматривают, делая из нее оскорбительное посмешище. Оказывается, Хаджи-Мурат вместе с пятью нукерами выехал за пределы крепости, убил сопровождавших его казаков. Была объявлена облава, на поиски Хаджи-Мурата выехали более 200 человек, которым была обещала щедрая награда.
  16. Ночью Хаджи-Мурата окружили. Он метко отстреливался, но получил смертельное ранение и все равно продолжал стрелять. Когда его уже сочли мертвым, Хаджи-Мурат поднялся во весь рост, и тут же упал, словно подкошенный репей. Преследователи топтали его тело и отсекли голову, которую и привезли в крепость. Троих товарищей Хаджи-Мурата взяли живыми. Все праздновали победу.

Главная мысль повести «Хаджи-Мурат»

Любая война – это зло, но война с исконными народами становится злом вдвойне. Люди, привыкшие жить так, как велят им многовековые традиции, будут бороться против захватчиков до последней капли крови.  

Отзыв о повести «Хаджи-Мурат»

Толстой, как участник боевых действий, написал немало произведений антивоенной направленности. В любой войне он видел в первую очередь смерти, увечья, разрушение городов и людских судеб. Не является исключением и повесть «Хаджи-Мурат». Ни солдаты русского царя, ни горцы не понимают до конца, за что они воюют и почему должны ненавидеть друг друга. Для кавказцев это защита своей земли и своей культуры, для русских солдат – просто выполнение приказов командиров, для властей, в первую очередь, для монарха – возможность реализовать политические амбиции. Русская армия в этой непонятной войне морально разлагается (достаточно вспомнить эпизод с глумлением над головой Хаджи-Мурата), а Хаджи-Мурат (и, видимо, вся его семья) – бесславно гибнут.  

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне запомнилась глава XXIII, когда Хаджи-Мурат в свою последнюю ночь в крепости вспоминает детство и сына Юсуфа. В этой главе впервые подчеркивается, насколько дорога суровому горцу семья. Именно ради семьи он совершил невыносимый для любого воина выбор – перешел на сторону врага, и, спасая семью, готов вновь вернуться к Шамилю. Как и любой человек, знаменитый Хаджи-Мурат оказывается слабым, когда дело касается его близких, он не готов пожертвовать ими ради абстрактной цели, потому что голос рода – главное для него.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

Почему спам - это сокращение от названия американской тушенки, почему куки - назвали печеньками, а баги - жучками, что значат эти аббревиатуры - FAQ, ISP, E-commerce, SSD, HDD, 404 Error. Вместе изучаем Английский для IT - новые слова, тесты, викторины. Подписаться на телеграмм-канал t.me/Unica_English_IT

  • Брегет – старинные карманные часы с боем, отличавшиеся большой точностью и показывавшие числа месяца
  • Бурка – огромная накидка с прямыми плечами, укрывающая человека до пят, которая изготавливалась из войлока различной выделки
  • Каптенармус – заведующий оружием и боеприпасами в полку
  • Кумган – узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой
  • Мюрид – ученик, последователь в Исламе
  • Ток – расчищенный, часто огороженный, утоптанный участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды необмолоченного жита
  • Чубук – турецкая табачная трубка с очень длинным стволом

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • «Какая, однако, энергия и сила жизни, — подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. — Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».
  • Он не понимал жизни без власти и без покорности.
  • Он был телом сильный, как бык, и храбрый, как лев, а душой слабый, как вода.
  • О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти.
  • Живорезы, вот и всё. Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят.

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *