Главная » читательский дневник » Тендряков В.Ф. “Весенние перевертыши” Читательский дневник, краткое содержание

Тендряков В.Ф. “Весенние перевертыши” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Тендряков Владимир Федорович. Родился в 1923, умер в 1984 году. Русский, советский писатель, педагог. Наиболее известные произведения: «Весенние перевертыши», «Ночь после выпуска», «Не ко двору», «Тугой узел».  

Название: «Весенние перевертыши»

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: первая любовь и ее влияние на подростка

Число страниц: 92

Год написания повести «Весенние перевертыши» – 1973.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Дюшка (сокращение от Федюшка, Федор-младший) Тягунов – тринадцатилетний мальчик. Увлекающийся, эмоциональный, смелый, с обостренным чувством справедливости. Думающий, анализирующий, тонко чувствующий. «Дюшка стоял затаив дыхание, боясь спугнуть свое хрупкое неведенье. Вот–вот — и откроется. Вот–вот — великая тайна, не подвластная никому».
  2. Минька Богатов – его друг. Тихий, забитый, боязливый мальчик. Стесняется своего отца, из бедной семьи. «У Миньки узкие плечи, писклявый голос. И жил Минька все время рядом, на улице Жан–Поля Марата, ничего геройского в нем не было — самый слабый из ребят, самый трусливый».
  3. Никита Богатов – отец Миньки. Бывший журналист, сейчас делопроизводитель в конторе. Жалкий, странный человек, постоянно бормочущий на ходу и читающий вслух стихи. Считает себя непонятым поэтом. «Перекошенный человек, недоразумение. Сам несчастный, жену несчастной сделал, сына…».   
  4. Федор Тягунов – отец Дюшки. Инженер на выгрузке леса. Поглощен своей работой, властный, считает себя всегда правым, не умеет слышать и понимать других людей. «Сколько мне там отпущено природой – шестьдесят, семьдесят, больше лет? Они для меня только и важны. Уж их–то я постараюсь использовать. Я за свое время успею наследить на Земле».
  5. Левка Гайзер – школьный товарищ Дюшки. Красивый, умный, начитанный юноша, занимается спортом, хороший математик с прекрасно развитой речью. Склонен к позерству и самолюбованию. «У Левки серые спокойные глаза и ресницы, как у девчонки, загибались вверх. У него уже начали пробиваться усы, пока чуть–чуть, легким дымком над полными красными губами».

Время и место действия повести «Весенние перевертыши»  – середина XX века, СССР, поселок Куделино.

Краткое содержание повести «Весенние перевертыши»

  1. Дюшка Тягунов, ленясь решать заданную на дом задачку, от скуки начал листать книгу Пушкина и обнаружил, что Наталья Гончарова похожа на его одноклассницу Римму. Он побежал во двор, где гуляла Римма, чтобы в этом убедиться, и заметил, что в мире вокруг что-то переменилось, а при виде Риммы у него начало колотиться сердце.
  2. В поселке Куделино Дюшка прожил всю жизнь. Его отец – инженер, а мама врач. После встречи с Риммой Дюшке впервые не хотелось встречаться с друзьями, но он увидел в компании главного заводилу – Саньку, и не смог отказаться. Санька придумал жестокую игру с лягушкой, заставляя играть в нее самого слабого в компании, Миньку. Заступаясь за него, Дюшка угрожал Саньке кирпичом и позвал уйти вместе, но Минька не ушел из-за страха перед Санькой. Дюшка ушел один с ощущением, что в его жизни все переменилось, и не может понять, что с ним происходит.  
  3.  Дома он услышал разговор родителей: мать упрекала отца, что 15 лет назад он подарил ей цветы, и это был единственный раз в жизни. Дюшке не интересны эти разговоры, он вновь открыл томик Пушкина на портрете Натальи Гончаровой.
  4. Утром мальчик ушел из дома пораньше, чтобы увидеть Римму.  Гуляя, Дюшка внезапно осознал, как течет время. Он попытался поделиться этим открытием с Минькой, но тот не понял. Минька боялся, что Санька отомстит им обоим. Чтобы успокоить товарища, Дюшка положил в портфель кирпич. На уроке математики выяснилось, что Дюшка вчера не сделал домашнее задание, чем сильно рассердил учителя. Дюшка решил попросить старшеклассника Левку Гайзера научить его приемам самообороны, но Левка отшутился от мальчика.
  5. По пути из школы Дюшка, чувствуя необычайный душевный подъем, рассказывал Миньке о своей семье, которой гордится. Минька, расплакавшись, убежал от него, Дюшка не понимал, чем мог обидеть друга. Дома Дюшку уже ждал учитель математики, пришедший жаловаться на него родителям. Отец позвонил своему коллеге, отцу Левки Гайзера, с просьбой позаниматься с сыном математикой. Дюшка вспомнил отца Миньки – нелепого, жалкого человека, и понял, почему друг обиделся на него.
  6. В школе Левка дает Дюшке полезную книгу, внезапно у них завязывается разговор о ходе времени. Левка увидел, что мальчик не так прост, как кажется. Начав читать книгу, Дюшка задумался, как велика Вселенная, и как ничтожен в ней человек. Утром Минька признался ему, что не хочет жить из-за семейных ссор и ненависти к отцу.
  7.  Вечером Дюшка вновь сел за решение задачек, и неожиданно понял их. На прогулке на него напал Санька с компанией, но драку прекратил отец Миньки, Никита Богатов. Санька пригрозил поквитаться с Дюшкой.
  8. Минька пригласил Дюшку на свой День рождения, отец сделал ему дорогой подарок – модную курточку. Во время праздника его отец и мать поссорились. Мать упрекала отца за безденежье и свою погубленную жизнь, отец был уверен, что мир еще узнает о его стихах, он ждет общего признания. Дюшка задумался, как так может быть: два человека несчастны, а обвинить в этом некого.
  9. На уроке Дюшка неожиданно решил сложную задачку.  Учитель хвалил его, ставил всем в пример. Загордившись, Дюшка  уже видел себя великим математиком, прославившим поселок и сделавшим всех вокруг счастливыми. Затем на улице он встретил Римму, которую провожал домой Левка Гайзер. Мир перевернулся, Дюшка ощутил себя самым несчастным человеком. 
  10. На следующий день кирпич в портфеле Дюшки обнаружил и забрал учитель. Узнав об этом, Санька подкараулил мальчика на школьном дворе и начал избивать. Обезумев, Дюшка кинулся на него, драку прекратил Левка, которого Дюшка тоже ударил в порыве злости. Дюшка понял, что теперь все отвернутся от него. Когда отец начал воспитывать Дюшку, тот рассказал, как Санька убивал лягушек, как он опасен для всех, у мальчика началась истерика.
  11. На собрании у директора Левка признал, что видел кирпич в портфеле Дюшки. Мальчика начали обвинять в стремлении убить товарища, но неожиданно вступился Минька, рассказавший, что Санька угрожал ему ножом. Санька из пострадавшего стал обвиняемым. Дюшка понял, что Минька теперь в опасности. Он предложил товарищу всегда охранять его, но  Минька показал нож, который теперь он носит с собой.
  12. Дома к матери Дюшки пришел в гости спасенный ею пациент. Когда встреча уже заканчивалась, прибежал Никита Богатов с известием, что Санька ударил Миньку ножом. Дюшка умолял мать спасти его друга. Отец впервые начал прислушиваться к словам сына о том, как опасен Санька. Мать Дюшки сдала кровь для спасения Миньки. Отец Дюшки позвал Никиту Богатова в гости, чтобы тот не мучился в одиночестве.
  13. За чаем Никита рассказал, что трудился в газете, но считал эту работу ниже своего достоинства, и бросил ее ради творческого самовыражения. Сейчас он считает себя конченым человеком и думает о самоубийстве. Отец Дюшки стал активно и агрессивно предлагать ему помощь, пока Дюшка не вмешался, напоминая отцу, что тот не слышит просьб, он не понял даже намека матери, когда она жаловалась, что муж не дарит ей цветы.
  14. Утром отца не было дома, мать вернулась из больницы с известием, что Миньке ничего не угрожает. Внезапно отец вернулся с пакетом, в котором были нарциссы, он специально ездил на катере в город и сорвал их с клумбы.
  15. Дюшка навестил выздоравливающего Миньку в больнице и рассказал, что в них теперь течет одна кровь. Встретившись с Левкой, Дюшка попросил у него прощения за то, что ударил в драке. В порыве откровенности он рассказал, что Римма похожа на Наталью Гончарову, и поделился своей теорией: может быть, это и есть Гончарова, возродившаяся в ХХ веке. Но Левка отнесся к этой мысли равнодушно.
  16. Портрет Натальи Гончаровой Дюшка повесил над своей кроватью. Однажды, встретив Римму после своего первого в этом году купания в ледяной реке, Дюшка признался ей в любви. Он заверил девочку, что даже рад ее дружбе с Левкой, ведь он хороший парень. Римма с горечью призналась, что Левка любит только книги. Дюшка увидел, что она плачет. Мир продолжал играть с мальчиком в перевертыши.

Главная мысль повести «Весенние перевертыши»

Взрослеющий человек впервые сталкивается с множеством событий и переживаний, к которым он не всегда готов. Перед ним открывается сложный мир, и важно, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, а получал поддержку и внимание.

Отзыв о повести «Весенние перевертыши»

Это тонкая и эмоциональная повесть о самом начале переходного возраста, когда вчерашний беззаботный мальчик вдруг обнаруживает в себе новые чувства и эмоции, осознает их, пытается дать им оценку. Герой познает первую любовь и предательство, учится правильно реагировать на жестокость и несправедливость, размышляет о вечных ценностях, открывает для себя большой и пока непонятный мир. Он сам еще душевно нестабилен, не умеет управлять своими эмоциями, а родители слишком погружены в работу, чтобы замечать сложный внутренний мир сына. Равнодушие взрослых, их поглощенность своими делами едва не приводит к трагедии. История заканчивается хорошо и сплачивает две семьи, Тягуновых и Богатовых. Повесть может быть полезна не только для подростков, но и для родителей, напоминая им о важности доверительных отношений с ребенком. 

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Более всего мне запомнилось чаепитие в доме Тягуновых когда сталкиваются два антагониста – Федор Тягунов и Никита Богатов. Это два совершенно разных отца, которыми одинаково хотят гордиться сыновья. Властный, но примитивно мыслящий Тягунов пытается «воспитать» Богатова, слабого, творческого человека. Эта сцена важна для личностного становления Дюшки, который понимает, что и его отец может быть неправым, находит в себе смелость прямо заявить ему об этом, и Тягунов благодаря сыну тоже задумывается, а счастливо ли живет его семья.

Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы:
Родителям в помощь – наш канал для родителей
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

Приглашение в закрытый канал Копилка полезностей - книги, бесплатные онлайн-курсы и другие полезные ресурсы для обучения и развития.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

Повесть написана современным, понятным языком.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Откуда знать мальчишке, что вместе с любовью приходит и ненависть, вместе с неистовым желанием братства — горькое чувство одиночества. Об этом часто не догадываются и взрослые.
  • Крик неистовой любви к жизни, крик исступленной страсти к продолжению рода, и капель с крыш, и движение вод в земле, и шум взбудораженной крови в ушах — все сливалось в одну звенящую ноту, распиравшую небесный свод.
  • Лезла из–под земли умытая зелень.
  • Оказывается, как просто: для того чтобы жить без страха, нужен всего–навсего хороший кирпич.
  • Песнь траве, песнь солнцу, песнь весне и жизни, песнь благородной ненависти к тем, кто мешает жить.
  • Курица пестра сверху, человек изнутри.
  • Тупой–то серп руку режет пуще острого.

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *