Главная » читательский дневник » Шекспир «Гамлет» Читательский дневник, краткое содержание

Шекспир «Гамлет» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Уильям Шекспир (англ. William Shakespeare), родился в 1564 году, умер в 1616 году. Английский поэт и драматург, национальный поэт Англии. Наиболее известные произведения «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Двенадцатая ночь», «Отелло», «Макбет». 

Название: «Гамлет»

Жанр произведения: трагедия

Тема произведения: бессмысленность мести

Число страниц: 236

Годы написания трагедии «Гамлет» — ориентировочно 1599-1601 гг. При жизни автора напечатана трижды, начиная с 1603 г.  

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Гамлет – принц Датский, 30 лет. Умный, много размышляет, склонен к меланхолии и созерцанию. Любит уединение. Верит в любовь, в светлые идеалы. Тяжело переживает смерть отца. «Ни мрачность Плаща на мне, ни платья чернота, Ни хриплая прерывистость дыханья, Ни слезы в три ручья, ни худоба, Ни прочие свидетельства страданья Не в силах выразить моей души».
  2. Клавдий – король Дании, дядя Гамлета. Коварный, хитрый, лицемерный, способный на интриги и преступление. Беспринципный, лживый человек. Мучается из-за совершенного братоубийства. «Удушлив смрад злодейства моего».
  3. Гертруда – королева Дании, мать Гамлета. Безвольная, не слишком умная женщина. Жажда власти для нее выше материнской любви, она не хочет слышать упреков, и степень своей вины понимает только перед смертью. «Ты повернул глаза зрачками в душу, А там повсюду пятна черноты, И их ничем не смыть!».    
  4. Горацио – друг Гамлета. Честный, добрый молодой человек, верный дружбе. Готов во всем помогать Гамлету, и даже умереть вместе с ним. «Он самый, принц, ваш верный раб до гроба».
  5. Полоний – советник короля. Хитрый, умный человек, любит давать советы и поучать всех. Во всем поддерживает короля.  Так все мы, люди дальнего ума, Издалека, обходом, стороною С кривых путей выходим на прямой».
  6. Лаэрт – сын Полония. Смелый, но слабовольный молодой человек, легко поддавшийся влиянию Клавдия. Одержим жаждой мести Гамлету. «В глубине души, Где ненависти, собственно, и место, Я вас прощу. Иное дело честь: Тут свой закон, и я прощать не вправе».
  7. Офелия – дочь Полония. Невинная, неопытная и добрая девушка, влюбленная в Гамлета. Искренне переживает из-за его безумия, заканчивает свою жизнь трагически. «Кто я, беднейшая из женщин, С недавним медом клятв его в душе».

Время и место действия трагедии «Гамлет» — XVI век, Дания, королевство Эльсинор.  

Краткое содержание трагедии «Гамлет»

  1. Акт первый. Перед замком Эльсинор дежурят стражники, в полночь происходят смена караула, входят офицер Марселл и Горацио, друг Гамлета. Марселл интересуется, появлялся ли снова призрак, которого Горацио считает игрой воображения. Призрак проходит на глазах у всех, офицер Бернардо отмечает его явное сходство с покойным королем. Горацио обращается к призраку с вопросом, кто он, но призрак уходит, несмотря на просьбы остальных остаться.
  2. Горацио отмечает, что призрак выглядит так же, как в бою с норвежским королем Фортинбрасом. На вопрос Марселла, с чем связана подготовка к войне, которая явно идет в королевстве, Горацио рассказывает о недавних событиях: Гамлет убил в бою Фортинбраса, и его земли отошли датскому королевству. Но наследник Фортинбраса хочет вернуть их назад, и королевство живет в постоянной готовности к войне. Призрак вновь появляется, но пропадает из-за крика петуха. Горацио считает, что Гамлет должен знать о Призраке.
  3. Король Клавдий, королева Гербруда и старший советник Полоний обсуждают государственные вопросы. Клавдий принял решение жениться на Гертруде, вдове своего брата, о чем сообщает присутствующим. Также он считает нужным известить нынешнего норвежского короля о планах королевича Фортинбраса начать новую войну. Он посылает придворных с письмом к норвежскому королю.
  4. Лаэрт просит позволить ему вернуться во Францию, Полоний поддерживает его просьбу. Королева отмечает, что Гамлет постоянно мрачен, потому что все еще скорбит по отцу, и советует ему принять этот закон жизни: все в мире смертно. Король тоже считает, что долго скорбеть недостойно мужчины, и просит Гамлета не возвращаться в Виттенберг для продолжения  обучения. Гамлет послушно соглашается. Наедине с собой Гамлет возмущается вероломством матери, которая спустя всего два месяца траура решила вновь выйти замуж. Горацио рассказывает Гамлету о призраке его отца, тот решает остаться со стражниками на ночь, чтобы увидеть его и обязательно поговорить.
  5. Офелия провожает Лаэрта. Брат предостерегает ее от увлечения Гамлетом, который, как наследник престола, не принадлежит самому себе, и может погубить неопытную девушку. Полоний, пришедший проститься с сыном, так же запрещает Офелии принимать ухаживания Гамлета.
  6. После полуночи на площадке перед замком появляется Призрак. Он манит Гамлета в сторону, и наедине рассказывает ему, что был не ужален ядовитой змеей, как объявили всем, а умер от настоя белены, который влил спящему королю в ухо его родной брат Клавдий. А сожительство Клавдия и королевы Гертруды началось еще до смерти короля. Он требует от сына отомстить Клавдию и уходит. Гамлет просит Горацио и Марселла держать случившееся в тайне и предупреждает, что намерен прикинуться безумцем, чтобы уличить Клавдия в преступлении.
  7. Акт второй.  Дрожащая от страха Офелия рассказывает отцу, что Гамлет заходил к ней, полуодетый, и вел себя, как безумец. Полоний предполагает, что принц обезумел от любви, и решает немедленно рассказать об этом королю. У Клавдия и Гертруды гостят студенческие приятели Гамлета Розенкранц и Гильденстерн. Подозревая, что Гамлет симулирует безумие, король и королева просят их пообщаться с ним, и понять, что происходит с принцем на самом деле. Полоний, рассказывая о сумасшествии Гамлета, упирает на любовь к Офелии, и предлагает во время их следующей встречи спрятаться за занавеской и подслушать его разговоры
  8. Вошедший Гамлет делает вид, что принимает Полония за рыбного торговца. Он высказывает смелые мысли, которые кажутся Клавдию последовательными и проницательными. Розенкранц и Гильденстерн, встретившись с Гамлетом, пытаются вывести его на разговор. Гамлет заявляет, что Дания – наихудшая тюрьма, и требует от друзей признания, были ли они специально вызваны к нему. Уходя от прямого ответа, друзья предлагают Гамлету познакомиться с актерской труппой, прибывшей только что.   
  9. Гамлет просит актеров прочесть монолог об убийстве царя Приама. Впечатленный, он просит завтра вечером разыграть пьесу «Убийство Гонзаго». Оставшись один, Гамлет проклинает себя за медлительность и нерешительность в осуществлении мести Клавдию и понимает, что нужно точно установить его виновность. Улики против дяди ему должна дать завтрашняя постановка.
  10. Акт третий. Розенкранц и Гильденстерн признаются, что не смогли проверить подлинность безумия Гамлета. Полоний требует, чтобы Офелия прогуливалась неподалеку, ожидая Гамлета, а они вместе с Клавдием подслушают их разговор. Гамлет входит с монологом «Быть или не быть», размышляя о воплощении своих замыслов. Офелия просит Гамлета принять назад его подарки. Гамлет, войдя в роль сумасшедшего, грубит Офелии, отправляя ее в монастырь, и признаваясь в своих многочисленных недостатках. Офелия сожалеет о былом уме Гамлета, а Клавдий убеждается, что тот безумен не от любви.
  11. Гамлет наставляет актеров, как сыграть пьесу по его сценарию. Все собираются на спектакль. В пантомиме изображается сцена отравления короля, Гамлет объясняет Клавдию, что пьеса называется «Мышеловка», и она изображает убийство герцога Гонзаго в Вене, но к Клавдию, конечно же, она не имеет никакого отношения, так как его совесть чиста. На сцене, когда в ухо герцогу вливают яд, король встает и уходит, за ним расходятся остальные. Горацию и Гамлет убеждаются, что Клавдий – убийца.
  12. Оставшись один, Клавдий мучается из-за совершенного братоубийства и молится об искуплении греха. Гамлет видит его на коленях и понимает, что это удачный момент для мести. Но он решает подождать, пока удастся застать Клавдия при очередном грехопадении, чтобы его душа отправилась в ад.
  13. Королева пытается поговорить с Гамлетом, но тот упрекает ее в неверности памяти отца. В пылу обвинений он пронзает ковер, за которым спрятался Полоний, подслушивающий  разговор, думая, что там стоит король. Полоний умирает. Гамлет, обнаружив его, продолжает упрекать мать в грехопадении и оскорблять короля. Входит призрак, Гамлет начинает разговор с ним. Королева, не видя и не слыша призрака, получает подтверждение сумасшествию сына. Гамлет уходит и утаскивает «в сени» тело Полония.
  14. Акт четвертый. Узнав о смерти Полония, Король приказывает перенести его тело в часовню. Гамлет отказывается сообщить, где труп, нарочито отвечая загадками и ерничая, затем признается, что тело спрятано у входа в галерею, и обещает, что вскоре все почувствуют его запах. Король приказывает заманить Гамлета на корабль и увезти в Англию, передав английскому королю письмо с просьбой казнить принца.
  15. Офелия, узнав о смерти отца и изгнании Гамлета, обезумела и ходит по замку, напевая песни. Горацио рассказывает, что убийство Полония встревожило и народ, а из Франции тайно приехал Лаэрт, и чернь требует короновать его. Поговорив с безумной сестрой, Лаэрт настаивает на разгадке смерти Полония и его тайных похорон. Клавдий намекает, что добиться правды они могут только в союзе.
  16. Моряки передают Горацию письмо от Гамлета, в котором тот просит о помощи. За кораблем, которым он плыл в Англию, погнались морские разбойники, взявшие его в плен. Он спас свою жизнь, и хочет передать королю свои письма. Из письма Клавдий узнает, что Гамлета высадили в Дании обнаженным, и завтра он хочет предстать перед королем.
  17. Лаэрт говорит королю, что жаждет гибели Гамлета и получает полную поддержку. Но его смерть должна не вызвать подозрений. Король предлагает Лаэрту вызвать Гамлета на поединок, чтобы поквитаться за отца, и подменить тупую рапиру острой. Лаэрт решает для надежности смазать ее ядом, чтобы Гамлета убила даже царапина. Если же Гамлет все-таки победит, ему предложат отравленного вина. Зашедшая Гертруда сообщает, что Офелия утонула то ли случайно, то ли убив себя в припадке безумия.
  18. Акт пятый. На кладбище Эльсинор могильщики копают могилу для Офелии. Проходящие мимо Гамлет и Горацио вступают в разговор, Гамлет рассматривает черепа, обсуждая, какими были эти люди при жизни. При виде похоронной процессии они отходят в сторону, но Гамлет слышит слова Лаэрта, что это гроб Офелии. Лаэрт, горюя, прыгает в могилу, туда же спрыгивает и Гамлет. Драку разнимают, король просит Лаэрта потерпеть до развязки, к которой уже все идет.
  19. В замке Гамлет рассказывает Горацио, что во время плавания он обнаружил письмо к британскому королю и переписал его так, чтобы казнили Розенкранца и Гильденстерна, скрепив письмо королевской печатью. Его друзья плывут к своей погибели. Придворный приносит Гамлету вызов на поединок.
  20. Во время боя Гамлет начинает побеждать, и король предлагает ему вина, но тот отказывается. Тогда за успех сына пьет королева, Клавдий не успевает остановить ее. Понимая, что развязка близка, Лаэрт ранит Гамлета, но в схватке они случайно меняются рапирами, и Лаэрт тоже получает ранение. Королева умирает. Лаэрт объявляет, что Гамлет тоже обречен, умрет и он сам, а виной всему король.
  21. Гамлет закалывает короля. Лаэрт говорит, что готов простить Гамлету свою смерть и смерть отца, сам просит прощения и умирает. Слышны марши Фортинбраса, напавшего на датское королевство. Горацио хочет допить отравленное вино, но Гамлет просит его остаться жить и рассказать всем о том, что случилось. Гамлет умирает, появляются войска Фортинбраса и английский посол, извещающий о казни Розенкранца и Гильденстерна. Горацио обещает принародно рассказать всю эту историю над телами погибших. Фонтинбрас предъявляет свои законные права на эти земли, а Гамлета велит похоронить с почестями. Играет похоронный марш, трупы уносят, раздается пушечный залп.

Главная мысль трагедии «Гамлет»

Главными ценностями человечества являются жизнь и свобода. Одержимость местью никогда не приводит к счастливому концу, и не нужно посвящать свою жизнь интригам и злодеяниям, равно как и стремиться к власти любой ценой.

Отзыв о трагедии «Гамлет»

«Гамлет» входит в число самых известных произведений мировой литературы и является самым экранизируемым произведением, также это самая длинная пьеса Шекспира. Но благодаря отличным переводам, ее проблематика остается понятной и в XXI веке. Пьесу отличают напряженный и динамичный сюжет, острые, подчас сатирические диалоги, выразительные образы героев, главным из которых, конечно, остается Гамлет, ставший нарицательным именем. Его трудно назвать положительным героем, скорее это несчастный, одинокий, противоречивый человек, мятущийся между чувством долга перед отцом и сомнениями в правильности своей мести, в виновности Клавдия и матери, в своем праве на месть. Посыл пьесы – безусловно, гуманистический, о бессмысленности мести, о невозможности искупить преступление и восстановить справедливость новой кровью.    

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне запомнился эпизод встречи Гамлета с матерью после спектакля «Мышеловка» (акт третий, сцена четвертая). Полоний, спрятавшись, хочет подслушать беседу. Только что Гамлет не смог убить безоружного человека – Клавдия, оправдывая для себя свою нерешительность желанием отправить душу короля в ад. И тут же он убивает Полония, не зная, что именно он спрятался за ковром. И самое удивительное, что Гамлет вовсе не раскаивается, он поглощен обвинениями матери и считает себя карающей рукой небес. В этот момент действие поворачивается к трагической развязке, ведь именно убийство Полония повлекло за собой череду смертей остальных героев.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Алебарда — древковое холодное оружие с комбинированным наконечником, состоящим из игольчатого копейного острия и клинка боевого топора с острым обухом
  • Зиждет – основывается, строится на чем-либо
  • Канониры — младший нижний чин рядового артиллерии
  • Литавры – ударный музыкальный инструмент из котлообразных чаш

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

• Так создан мир: что живо, то умрет
И вслед за жизнью в вечность отойдет.
• О, женщины, вам имя – вероломство!
• Пока наш нрав не искушен и юн,
Застенчивость – наш лучший опекун.
• Быть честным – по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч.
• Ты в силе – и друзей хоть отбавляй,
Ты в горе – и приятели прощай.
• Быть иль не быть, вот в чем вопрос
• Он как сучок в глазу души моей!
• Вы королева в браке с братом мужа
И, к моему прискорбью, мать моя.
• Бедный Йорик! – Я знал его, Горацио. Это был человек бесконечного остроумия, неистощимый на выдумки.
• Расскажу о страшных,
Кровавых и безжалостных делах,
Превратностях, убийствах по ошибке,
Наказанном двуличье и к концу –
О кознях пред развязкой, погубивших
Виновников.

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *