Главная » читательский дневник » Радищев А.Н. “Путешествие из Петербурга в Москву” Читательский дневник, краткое содержание

Радищев А.Н. “Путешествие из Петербурга в Москву” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Радищев Александр Николаевич. Родился в 1749 г, умер в 1802 г. Русский прозаик, философ, поэт. Наиболее известное произведение – «Путешествие из Петербурга в Москву».    

Название: Путешествие из Петербурга в Москву

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: недостатки общественного устройства в России

Число страниц: 272

Год написания повести «Путешествие из Петербурга в Москву» –  1784-1789 гг. Опубликовано в мае 1790 г. в домашней типографии Радищева. Цензура пропустила книгу к печати, сочтя туристическим путеводителем. После публикации Радищев был приговорен к смертной казни замененной ссылкой на 10 лет, почти весь тираж повести уничтожен и запрещен к дальнейшей печати вплоть до 1905 года.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  • Путешественник – рассказчик. Состоятельный дворянин. Болеет душой за Россию, переживает о несправедливости ее устройства, стремится лучше узнать жизнь народа. Культурный, интеллигентный, внимательный, наблюдательный.

Время и место действия повести «Путешествие из Петербурга в Москву» – XVIII век, Россия. Города на пути от Петербурга до Москвы, в том числе Тосно, Чудово, Вышний Волочёк, Торжок, Тверь, Клин, Пешки, Чёрная Грязь и другие.

Краткое содержание повести «Путешествие из Петербурга в Москву»

  1. Рассказчик погружен в размышления о страданиях человечества. Сразу после ужина с друзьями он на лошадях отправляется в поездку. Задремав в дороге, рассказчик обнаруживает, что уже приехал в Софию.
  2. В Софии почтовый комиссар говорит, что лошадей на замену нет, и ложится спать. Однако рассказчик сомневается в его словах и лично убеждается, что лошади, хоть и худые, есть. Он уже готов наказать комиссара палкой, но сдерживается и впоследствии доволен, что не проявил невоздержанности в гневе.
  3. По пути дорогу размывает, и ехать становится тяжело. Рассказчик останавливается для отдыха в избе стряпчего. Тот показывает ему бумаги, которыми занимается, служа в архиве. Стряпчий составляет родословные, и может доказать благородное происхождение многих российских родов. Но рассказчик платит ему, чтобы стряпчий отдал свои изыскания на оберточную бумагу, а то мнимое дворянство может слишком сильно вскружить головы его современников.
  4.  В районе Любани, устав от тряской дороги, рассказчик решает пройтись пешком. Неподалеку он видит пашущего поле крестьянина. Тот  работает, несмотря на выходной день, и понятно, что это поле не господское. Крестьянин объясняет ему, что шесть дней в неделю он трудится на барщине, а ведь нужно еще кормить семью, шестерых детей. Для этого приходится работать ночью и в выходные. Рассказчик размышляет о тяжкой жизни крестьян и испытывает острый стыд перед своим слугой.
  5. В Чудово рассказчик встречает приятеля, который уехал из Петербурга, не в силах больше терпеть равнодушное светское общество, в котором единственная радость – это грызть друг друга и пресмыкаться перед властями. Попав под дождь по пути в Спасскую полесть, и остановившись в одной избе, рассказчик слушает разговор хозяев, мужа и жены, о чиновнике, который очень любил устрицы и даже посылал за ними курьера в Петербург.
  6. Когда дождь заканчивается, рассказчик вновь отправляется в путь. Его попутчик рассказывает ему, что еще неделю назад он был купцом, доверился одному человеку, и попал под суд как растратчик. Его жена от переживаний за мужа родила недоношенного ребенка, который умер через два дня, а жена скончалась от родильной горячки на третий день. С помощью друзей несчастный бежал, но теперь его жизнь разрушена.  
  7. В Подберезье рассказчик знакомится с семинаристом, который высказывает дельную мысль, что науки нужно преподавать на народном языке, а не как сейчас, на латыни и по трудам античности. В Новгороде рассказчика поражает запустение города, который процветал при народном правлении, и начал разрушаться после перехода под княжескую власть. Давний друг, купец Карл Дементьевич, говорит с рассказчиком о бессмысленной вексельной системе, дающей возможность мошенничать с займами на большие деньги.
  8. В Зайцове рассказчик встречает давнего приятеля, начальника суда. Тот, человек чувствительный и эмоциональный, рассказывает историю про помещика, жестоко обращавшегося с крестьянами. Когда сыновья помещика попытались совершить насилие над невестой одного крестьянина накануне венчания, жених, увидевший это, проломил голову одному из злоумышленников. Его присудили к наказанию, но, стойко перенеся наказание, жених вновь вступился за свою невесту, завязалась драка, и крестьяне убили помещика с семьей. Не желая выносить крестьянам строгий приговор, приятель рассказчика оставил службу.
  9. В Яжелбицах рассказчик становится свидетелем трагедии, во время похорон ребенка отец не дает опустить в землю гроб, проклиная себя, что обрек свое дитя на мучительную жизнь. А причиной мучений стала дурная болезнь, которой был болен отец, из-за нее ребенок родился больным. Рассказчик, похолодев, вспоминает, что и сам в молодости был не воздержан в утехах, и перенес дурную болезнь. А ведь такие болезни опасны не только самому заболевшему, но и его потомству, даже в государственном масштабе, причем государство поощряет процветание порока. А значит, молодёжь сама должна стремиться быть воздержанной ради своего потомства. Тему распутства своих современников рассказчик продолжает развивать, приехав в Валдаи, где процветает продажная любовь: незамужние женщины привлекают к пороку обеспеченных путешественников.
  10. В Едрово путешественник видит крестьянок, которых невольно сравнивает с городскими девушками. Он находит, что крестьянки намного здоровее и привлекательнее своих сверстниц, изначально нездоровых, живущих в атмосфере супружеской лжи и измен. Крестьянка Аннушка, поравнявшаяся с ним на дороге, рассказывает ему, как мечтает выйти замуж за любимого и родить ему детей, только вот выкупить парня не на что, нужно сто рублей. Растрогавшись, рассказчик предлагает ей деньги, но гордая девушка отказывается. Он размышляет о чести и достоинстве простых людей, и сожалеет, что в юности такая Аннушка не встретилась ему и не уберегла от ошибок.   
  11. По пути в Хотилов путешественник рассуждает о человеческих правах и о зле крепостничества, а в Вышнем Волочке отмечает, что здесь правит корыстолюбие, а крестьяне заняты поистине рабским трудом. По пути в Медное он читает газету, в которой говорится о продаже имений вместе с крестьянами. Он представляет эти человеческие трагедии, когда мужья разлучаются с женами, матери – с детьми. Но для помещиков люди – все равно, что скот, и их чувства никого не интересуют.
  12. В Твери рассказчик знакомится с поэтом, рассуждающим о стихотворной форме, принятой в русской словесности. Поэт читает ему свою оду «Вольность» (авторства самого Радищева), по ходу чтения критикуя свое произведение за несовершенство. Чтение утомляет путешественника. Но в следующем месте, Городне, он слышит уже не стихи, а общий плач и стон. Деревня провожает мужчин в рекруты. Матери и невесты оплакивают их. В рекруты забирают даже единственного сына старой матери. Заговорив с пьяным бродягой, рассказчик узнает, что это француз, не понимающий по-русски. Волею судьбу оказавшись в России, он сам продал себя помещику, и надеется в рекрутах дослужиться до чина генерала.
  13. После конфликта с офицером в Завидово, рассказчик размышляет о силе чинопочитания в России и о том, как губительно оно для нравственности людей. На станции Клин он обращает внимание на слепого старца, поющего народную песню. Старец с благодарностью принимал милостыню кусками хлеба и мелкими деньгами, но рубль взять отказался, чтобы не вводить в искушение воров. Зато он радостно принимает у женщины праздничный пирог. У рассказчика старик просит теплый платок, который тот охотно отдает ему. Спустя три дня, возвращаясь назад, рассказчик узнает, что старик уже умер, но платок был с ним до самой смерти.
  14.  Заехав в приступе голода в одну избу в Пешках, путешественник рассматривает ее бедную обстановку и размышляет об алчности помещиков, держащих крестьян в нищете. Даже если закон запрещает напрямую убивать крестьян, помещики отнимают у них жизнь постепенно тяжелым трудом и бедностью.
  15.  Путешествие кончается на станции Черная грязь. Здесь рассказчик увидел свадебный кортеж, но новобрачные не рады, ведь свадьба играется насильно по приказу помещика. Здесь же приводится «Слово о Ломоносове» – трактат, который презентовал путешественнику поэт из Твери. Рассказчик прибыл в Москву.

Главная мысль повести «Путешествие из Петербурга в Москву»

Простые люди, особенно крестьянство, живут в России очень бедно и тяжело. Уклад жизни полон несправедливости, безнаказанных преступлений, люди совершенно бесправны. И изначальная вина этому лежит на самодержавии. 

Отзыв о повести «Путешествие из Петербурга в Москву»

Повесть довольно сложна для чтения из-за многословного, высокопарного и витиеватого языка. Но в ней описывается множество страшных подробностей жизни современной автору России. Не удивительно, что публикация повести сломала Радищеву жизнь: он был арестован, шесть лет провел в ссылке, из которой смог вернуться только после смерти Екатерины II (называвшей писателя «бунтовщик хуже Пугачёва»). Но многие декабристы говорили, что именно Радищев вдохновил их на «вольнодумство». По тексту повести чувствуется, какое тяжелое потрясение переживает рассказчик, сталкивающийся с неприглядными сторонами жизни, ранее скрытой от него. Поэтому особая ценность повести заключается именно в ее документальности, исторической достоверности, это своего рода репортаж, хоть и с большим количеством авторских отступлений и размышлений. 

Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. Телеграмм канал

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Наибольшее впечатление на меня произвела глава «Клин», в которой путешественник встречается со слепым стариком-нищим, который поет проникновенную песню. Нищий не пожелал принять рубль, чтобы не искушать воров, а, следовательно, не плодить зла. Старику намного ценнее праздничный пирог, который уже 30 лет ему приносит женщина, отца которой он спас. Ведь это – постоянное напоминание, что когда-то он был сержантом, значимым человеком, и женщина тоже помнит именно в этом качестве, она не отвернулась, когда сержант стал нищим, а продолжает чтить его доброе дело.  

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Кибитка – крытая повозка
  • Корсет – широкий пояс с вшитыми упругими пластинками, туго охватывающий тело для придания фигуре стройности
  • Нива – поле
  • Нимфа – в древнегреческой мифологии божество природы в виде девушки, олицетворяющей различные силы Земли, природные объекты и явления
  • Полушка – русская монета, четверть медной копейки
  • Стряпчий – чин или должность государственного служащего в России в XVI — XIX веках.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы.
  • Рука господина твоего, носящаяся над главою раба непрестанно, согнет выю твою на всякое угождение. Глад, стужа, зной, казнь, все будет против тебя. Твой разум чужд благородных мыслей. Ты умереть не умеешь. Ты склонишься и будешь раб духом, как и состоянием. А если бы восхотел противиться, умрешь в оковах томною смертию.
  • Итак, двадцать медных копеек избавили миролюбивого человека от следствия, детей моих от примера невоздержания во гневе, и я узнал, что рассудок есть раб нетерпеливости.
  • я, по похвальному общему обыкновению, налил в чашку приготовленного для меня кофию и услаждал прихотливость мою плодами пота несчастных африканских невольников.

Иллюстрации к повести Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *