Главная » читательский дневник » Лиханов А.А. «Последние холода» Читательский дневник, краткое содержание

Лиханов А.А. «Последние холода» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Лиханов Альберт Анатольевич. Родился в 1935 г, умер в 2021 г. Советский, российский писатель, общественный деятель. Был председателем крупных общественных фондов по защите прав и интересов детей, академиком Российской академии образования. Наиболее известные произведения: «трилогия «Семейные обстоятельства», «Голгофа», «Благие намерения», «Мой генерал», «Последние холода».  

Название: «Последние холода»

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: трудности военного времени глазами детей

Число страниц: 285

Год написания повести «Последние холода» — 1984. Впервые опубликована в журнале «Юность», 1984, № 2. Вошла в книгу «Магазин ненаглядных пособий», 1984г.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Коля – третьеклассник. Домашний мальчик, живет с мамой и бабушкой, отец на фронте. Добрый, справедливый, скромный, не очень храбрый. «Нельзя сказать, что я не знал лишений. Но бабушка и мама из сил выбивались, чтобы спасти меня. И я не знал, что такое голод. Как он ни стучал в наши двери, мама и бабушка не пустили его».
  2. Вадик Русаков – мальчик, эвакуированный из Минска. Старше Коли на три класса. Самостоятельный, гордый, честный. Заботится о младшей сестре марье. Чувствует себя ответственным за свою семью. «Есть люди, похожие на магниты. Они ничего особенного не делают, а к ним тянет. Вадька был такой магнит».
  3. Мама Коли – добрая, заботливая женщина. Решительная, все делает для воспитания сына, отзывчивая, всегда готовая помочь. «Мамины глаза наливались решимостью, морщины на ее лбу сошлись к переносице – она готовилась к действиям».

Время и место действия повести «Последние холода» — апрель-май 1945 года, СССР, небольшой город в тылу.

Краткое содержание повести «Последние холода»

  1. Шли последние месяцы войны. Третьеклассник Коля знал, что война уже далеко, что наши войска одерживают победы и только боялся за отца, все еще воюющего на фронте. Семья Коли не голодала, но досыта мальчик ел редко. Сразу после весенних каникул подошла очередь Коли получить талоны на дополнительное питание в городской столовой.
  2. Мальчик съел всю выданную ему невкусную еду, и стал наблюдать за окружающими людьми. Он заметил группу ребят, которые говорили о «шакалах», но не понял, кто это.
  3. На следующий день, когда Коля обедал, незнакомый мальчик болезненного вида шепотом попросил у него разрешения доесть суп. Коля увидел, что мальчик пришел с младшей сестренкой, которая тоже выпрашивала еду. На другой день Коля увидел, как голодный мальчик украл хлеб у другой девочки.
  4. Банда старшеклассников решила наказать голодного мальчика. Коля смотрел, как главарь банды ударил мальчика, но тот вцепился ему в горло и чуть не задушил. Хулиганы разбежались, а мальчик на глазах у Коли упал в голодный обморок. Коля кинулся за помощью, и работницы столовой напоили мальчика сладким чаем. Так Коля познакомился с Вадиком и его сестрой Марьей, и узнал, что дети не ели уже пять дней, что их мама лежит в больнице с тифом, отец погиб на фронте, а карточки и деньги у них украли.
  5. Не зная, чем помочь детям, Коля привел их к себе домой. Мама и бабушка Коли накормили Вадика и Марью, и дети сразу заснули. Утром дети вместе пошли в школу, но Вадик предложил Коле прогулять уроки. Мальчики отправились добывать жмых, потом искали еду на рынке, затем зашли домой к Вадику. Коля поразился убогой обстановке, которая осталась после того, как маму Русаковых увезли в больницу.
  6. Марья, вернувшаяся из школы, рассказала, что ей и брату выдали талоны на дополнительное питание, директор школы пообещал помочь получить новые карточки, а учительница дала ей денег. Дети сходили в столовую. Потом Вадик ушел в школу. Под диктовку Коли Маша написала письмо маме в больницу, и Коля сам отнес его. Тифозная больница произвела на него тяжелое впечатление. Только теперь мальчик понял, какое страшное горе переживают его друзья.
  7. Вечером Вадик пришел из школы с полным портфелем продуктов, которые собрали для детей учителя. Теперь детям не грозит голод. Когда Вадик и его сестра ушли домой, мама упрекнула Колю за прогул школы. Она так сильно ругала мальчика, что тот невольно отдалился от Вадика и настоящей дружбы у них не получилось.
  8. В канун Победы, 8 мая, мама Коли пришла с работы очень расстроенной. Мальчик испугался за отца, но мама заверила, что с папой все в порядке, и предложила собрать гостинец для Вадика и Марьи. В доме брата и сестры мама Коли начала делать уборку, активно разговаривать с детьми, учить Марью хозяйственным премудростям. Коля не узнавал свою сдержанную маму, и особенно испугался, когда она заплакала, выйдя на улицу.
  9. 9 мая весь город праздновал Победу. Коля гулял по городу и радовался народному ликованию, тому, как все поздравляют и обнимают друг друга. Учительница попросила ребят никогда не забывать эту страшную войну.
  10.  Коля пришел к Вадику и Марье, чтобы поздравить ребят с Победой. Но в комнате было темно, Марья спала, а Вадик сидел, словно неживой. Он сказал Коле, что их мама несколько дней назад умерла, и они отправятся в детдом. Вадик попросил Колю уйти, потому что бедой можно «заразиться».
  11. Через некоторое время Коля навестил Вадика в детдоме, но разговора не получилось, оба ощущали неловкость, ребята оказались в разных мирах. Больше они никогда не виделись.
  12. Осенью, когда Коля пошел в четвертый класс, мирная жизнь постепенно налаживалась. Но в столовой к нему вновь подошел мальчик и попросил оставить еды. Ведь даже после окончания войны осталось много ни в чем не повинных голодных детей.    

Главная мысль повести «Последние холода»

Война калечит жизнь и судьбы и взрослых и детей. Детям, рано переживающим страшные потрясения и потери, приходится рано взрослеть, становиться самостоятельными. И во всем этом виновата война. 

Отзыв о повести «Последние холода»

Это невыразимо грустная и очень «житейская» повесть. Сам Альберт Лиханов всю свою долгую жизнь посвятил защите детства, и эта повесть – яркая иллюстрация того, как страдают от войны самые незащищенные, самые беспомощные маленькие люди. Очень точно автор описывает переживания домашнего мальчика, столкнувшегося с неприглядной стороной войны – не с подвигами и героизмом, а с разрушенной жизнью мирных жителей, своих сверстников, которые вынуждены бороться за выживание вместо того, чтобы проживать свое детство. Этот опыт навсегда отпечатывается в памяти Коли, влияет на формирование его личности, учит различать добро и зло, видеть истинные качества людей.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Наибольшее впечатление на меня произвела кульминация повести, когда Коля приходит домой к Вадику в День победы. Очень ярко показан ошеломляющий контраст между сверкающим майским днем, народным ликованием, и темной комнатой, полной горя. В этом эпизоде показывается, что война не закончена с Победой, что последствия ее еще долго будут страшными, и горе будет догонять и разобщать людей, особенно детей – у Коли начинается мирная, радостная жизнь, он ждет отца с фронта, а семья Вадика и его сестры навсегда погублена.   

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Антрацитовый – пыльный черный цвет. На греческом языке антрацит означает «уголь»
  • Буржуйка — металлическая печь для обогрева помещений и готовки пищи
  • Левитан, Юрий Борисович – диктор Всесоюзного радио

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Когда ты невелик ростом, жить трудно. Тебя отталкивают, могут дать по макушке, подставить ножку, если ты спешишь, и зло обхохотать.
  • Так уж как-то вышло, что разговоры про скорую мирную жизнь получались у нас тихими, осторожными, как бы даже священными разговорами, – каждый мечтал об этом, точно о высшей мере счастья.
  • Война затянулась, голод и холод одолевали постоянно, и к ним уже попривыкли, только вот к войне никто привыкать не хотел, все торопили ее, откладывая радость, удовольствие да, кажется, и саму жизнь до лучших времен, до мирных дней.
  • Это бывает часто, во все времена, – в голодные дни войны и когда беды нет, а есть мирное, счастливое небо: мальчишка помладше, точно верный оруженосец, готов следовать за мальчишкой, который едва старше его. Рыцарь идет, рыцарь говорит, рыцарь поет, рыцарь молчит, и все, даже молчание любимого рыцаря, кажется оруженосцу значительным и важным. Счастливы оба.
  • Детство прекрасно тем, что в нем множество событий. Не только замечательных, нет. Всякие бывают события в детстве – горестные и прекрасные. Но они бывают, вот что замечательно. Жизнь никогда не кажется безвкусной в детстве.
  • Хрупкая, ломкая это вещь – душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!..

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *