Главная » читательский дневник » Пушкин А.С. “Моцарт и Сальери” Читательский дневник, краткое содержание

Пушкин А.С. “Моцарт и Сальери” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Пушкин Александр Сергеевич, родился в 1799г, умер в 1837г. Великий русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист. Литературная гордость России, основоположник современного русского литературного языка. Наиболее известные произведения – «Евгений Онегин», «Дубровский», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Сказка о царе Салтане» и множество других.

Название: «Моцарт и Сальери»

Жанр произведения: пьеса

Тема произведения: гений и злодейство несовместимы

Число страниц: 17

Год написания пьесы «Моцарт и Сальери» – 1830, в Болдино. Задумана в 1826 г. в Михайловском. Первая публикация – конец 1831 г, альманах «Северные цветы». Входит в цикл «Маленькие трагедии». На основе либретто пьесы написана одноименная опера Н.А. Римского-Корсакова.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Моцарт – молодой композитор. Талантливый, поглощенный музыкой, добрый, открытый. Доверчивый и жизнелюбивый. «Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов».
  2. Сальери – музыкант, антагонист Моцарта. Посвятил всю жизнь музыке, не имея истинного таланта. Целеустремлённый, волевой, желчный. Очень завистлив. «Я сделался ремесленник: перстам Придал послушную, сухую беглость И верность уху. Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп».

Время и место действия пьесы «Моцарт и Сальери» – 5 декабря 1791 года, Вена, Австрия. Последний день жизни Моцарта.

Краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери»

  1. Сальери рассказывает о своей судьбе, что всю жизнь он посвятил музыке после того, как в детстве услышал звучание органа в церкви. Но музыка для него – ремесло, он изучил ее, как науку. Он достиг успеха и славы, но сейчас завидует молодому и гениальному Моцарту. 
  2. Пришедший Моцарт приводит с собой слепого старика-скрипача, встреченного у трактира. Он забавляется фальшивой, неумелой музыкой старика, который играет произведение Моцарта. Затем композитор отпускает старика и играет Сальери небольшое произведение, написанное этой ночью. Сальери убеждает Моцарта, что это гениально, на что тот отшучивается. Они договариваются о совместном обеде, Моцарт уходит предупредить жену.
  3. Сальери считает, что Моцарта нужно остановить, чтобы он скорее покинул этот мир. 18 лет назад возлюбленная на прощание подарила ему яд, и сегодня он его использует.
  4. За обедом Моцарт рассказывает, что человек в черном недавно заказал ему Requiem. Он с удовольствием работает над произведением, хотя заказчика с тех пор больше не видел. Но его мучает какая-то тревога. На предложение Сальери перечитать «Женитьбу Фигаро» Бомарше, Моцарт рассуждает, правда ли, что Бомарше кого-то отравил, ведь гений и злодейство несовместимы.
  5. Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта. Тот пьет за их дружеский союз. Моцарт играет Сальери свой Requiem, тот плачет, чувствуя, что выполнил свой тяжкий долг. Моцарт жалуется на недомогание и уходит. Сальери желает ему надолго заснуть, и остается, потрясенный мыслью, что он, совершивший злодейство – не гений.

Главная мысль пьесы «Моцарт и Сальери»

Зависть разрушает человека, лишает его радости от творчества и даже заставляет пойти на преступление. Но, даже избавившись от объекта зависти, человек все равно не будет счастлив.

Отзыв о пьесе «Моцарт и Сальери»

Короткая, легкая и динамичная пьеса словно вся пронизана гениальной музыкой Моцарта. Читая, ощущаешь себя свидетелем диалогов Моцарта и Сальери и всей разворачивающейся трагедии. Эта пьеса, пожалуй, самая драматичная из всего цикла «Маленькие трагедии», потому что на фоне легкости диалогов и динамичности действия, очевидно, что развязка уже предопределена.  И, несмотря на то, что современные исследователи не подтверждают такую версию смерти Моцарта, она скорее является мифом, проблематика конфликта актуальна и в наше время, а имя Сальери благодаря Пушкину стало нарицательным. В сущности, реальные исторические прототипы здесь – лишь средство выражения главной идеи о несовместимости тьмы и света, таланта и злодейства. 

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы:
Родителям в помощь – наш канал для родителей
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

Приглашение в закрытый канал Копилка полезностей - книги, бесплатные онлайн-курсы и другие полезные ресурсы для обучения и развития.

Больше всего меня впечатлил монолог Сальери, завершающий сцену I. Только что, договорившись с товарищем о встрече, прослушав его новое, прекрасное произведение и искренне заплакав над ним, Сальери хладнокровно рассуждает о необходимости убийства и аргументирует его для себя. Он говорит, что 18 лет носит при себе яд, полученный в подарок от любимой (несколько странный подарок, на современный взгляд). Следовательно, все эти годы в нем зрела готовность к убийству или самоубийству, это не порыв, а настоящий преступный умысел.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Requiem – реквием, заупокойная месса в католической церкви
  • Трактир – устаревшее название гостиницы или постоялого двора с харчевней или рестораном.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

• Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше.
• Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
• Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
• Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные. Не правда ль?

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *