Автор: Пастернак Борис Леонидович. Родился в 1890 г, умер в 1960 г. Русский писатель, поэт, переводчик. Наиболее известные произведения – «Доктор Живаго», лирика, переводы Шекспира, Гете. За роман «Доктор Живаго» в 1958 г. удостоен Нобелевской премии, от которой впоследствии отказался.
Название: «Доктор Живаго»
Жанр произведения: роман
Тема произведения: жизнь интеллигента в эпоху перемен
Число страниц: 704
Год написания романа «Доктор Живаго» – 1945-1955 гг. Стихи из романа опубликованы в апреле 1954 г. в журнале «Знамя». В публикации романа в журнале «Новый мир» отказано. Впервые роман издан в ноябре 1957 года на итальянском языке в Милане. На русском языке – в январе 1959 года в Милане.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Юрий Живаго – врач, поэт. Умный, мыслящий, созидатель. Кажется пассивным, но это скорее способ сохранить себя в условиях крушения жизни. Верный себе и своим убеждениям, цельный. Тонко чувствующий, эмоциональный. «Мне невероятно, до страсти хочется жить, а жить ведь значит всегда порываться вперед, к высшему, к совершенству и достигать его».
- Лариса Антипова – учитель,жена Антипова, впоследствии незаконная жена Юрия.Смелая, независимая, чуждая предрассудков. Очень красивая, изящная, умелая во всем. «И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда. Эта плавность у нее во всем. Точно общий разгон к жизни она взяла давно, в детстве, и теперь все совершается у нее с разбегу, само собой, с легкостью вытекающего следствия».
- Антонина Живаго – сестра милосердия, жена Юрия. Умная, благородная, цельная, идеалистка. Стойкая и честная, работящая, умелая, расторопная. Понимает Юрия и желает ему только добра, несмотря на его любовь к другой женщине. «Все горе в том, что я люблю тебя, а ты меня не любишь. Я стараюсь найти смысл этого осуждения, истолковать его, оправдать, роюсь, копаюсь в себе, перебираю всю нашу жизнь и все, что я о себе знаю, и не вижу начала и не могу вспомнить, что я сделала и чем навлекла на себя это несчастье».
- Павел (Патуля) Антипов (Стрельников) – комиссар, муж Ларисы. Антипод Юрия Живаго. Ищет себя, сомневается в себе, не умеет скрывать свои чувства. Принципиальный, честный, пылкий. Очень способный к наукам, много читает. «Он мыслил незаурядно ясно и правильно. И он в редкой степени владел даром нравственной чистоты и справедливости, он чувствовал горячо и благородно».
- Комаровский Виктор Ипполитович – адвокат, юрисконсульт отца Юрия Живаго. Хитрый, неискренний. Деловой, всегда знает свою выгоду. Боится искренних чувств, привязанностей. «Не поддаваться этой мытарящей, сосущей тоске! Он не мальчик, он должен понимать, что с ним будет, если из средства развлечения эта девочка, дочь его покойного друга, этот ребенок, станет предметом его помешательства».
Время и место действия романа «Доктор Живаго» – с 1903 по 1950 гг. СССР, Москва, Сибирь, Урал, вымышленные города Юрятин-на-Рыньве, Мелюзеев.
Краткое содержание романа «Доктор Живаго»
- Похороны молодой женщины, умершей от чахотки. После похорон на могиле остается мальчик, который кричит и плачет. Дядя Николай Николаевич уводит его. Это Юра Живаго, сын покойной. Отец Юры происходил из зажиточной семьи, но все растратил, бросил жену и сына. Юра очень тоскует по матери и часто плачет.
- Гимназист Миша Гордон едет вместе с отцом в Москву. По пути из поезда выбрасывается самоубийца, что производит на Мишу большое впечатление. Самоубийца перед смертью был пьян, общался с отцом Миши, рассказывал о себе, жене и детях. Позже выясняется, что самоубийцей был отец Юрия Живаго, а к последнему шагу его подтолкнул Комаровский, который вел дела разорившегося миллионера.
- В Москву приезжает с Урала Амалия Гишар с детьми Родионом и Ларисой. Ей покровительствует друг покойного мужа Комаровский. Однажды Комаровский соблазняет девушку, чем сильно привязывает ее к себе и привязывается сам. Их тайная связь эмоционально выматывает обоих.
- Дядя Николай уезжает за границу, и помещает Юрия на воспитание в профессорскую еврейскую семью Громеко. Здесь к Юрию относятся с уважением, он сближается с дочерью Громеко Тоней и с Мишей Гордоном, другом семьи. Юрий и Тоня растут вместе, и их дружба постепенно перерастает в любовь. Мать Тони перед смертью просит их пожениться.
- В стране идут забастовки рабочих. После одной из забастовок арестован Павел Антипов, сын которого, реалист Патуля, поселяется в семье его друзей. Однажды на Пресне, где поселилась семья Ларисы, вспыхивает уличное восстание. Семья скрывается от обстрелов в гостинице. Ларисе нравится ощущать себя смелой и не зависимой от Комаровского. Он видит, что в нее влюбляется Патуля.
- Однажды отца Тони вызывают на попытку самоубийства. Юра и Миша просят прокатиться с ним. Они приезжают в гостиницу, где пыталась отравиться женщина. С ней все обошлось благополучно. В немолодом мужчине, живущем с ней, Миша узнает своего попутчика из поезда, о чем позже рассказывает Юре, прибавив, что этот человек споил и погубил его отца. А Юра потрясен зрелищем взаимоотношений немолодого мужчины и юной девушки, которую он, казалось, поработил. Это первая встреча Юрия и Ларисы.
- Скоро Юра, Миша и Тоня должны окончить учебу. Юра стал врачом, Тоня – юристом, а Миша – филологом. Стремясь разорвать связь с Комаровским, Лариса просит подругу Надю Кологривову найти ей учеников, и подруга предлагает ей стать домашней воспитательницей в их доме. Три года она благополучно живет в семье Кологривовых. Внезапно брат Родя приходит к ней, чтобы рассказать о своей беде: он проиграл большую сумму денег, собранных на подарок начальнику. Он пытался одолжить у Комаровского, и тот пообещал помочь в обмен на расположенность Ларисы. Лариса берет деньги у Кологривова. Долг она долго не отдает, потому что помогает семье Паши Антипова, и его ссыльному отцу. Паша безумно влюблен в Ларису. Лариса забирает у брата револьвер, их которого тот хотел застрелиться.
- Уставшая от метаний и неустроенности Лариса стреляет в Комаровского на рождественской елке, но промахивается. Юра и Тоня также находятся на этой елке. Юра потрясен внешностью Лары, он хочет помочь человеку, которого она ранила, но их с Тоней срочно вызывают домой: ее мать умерла. Похороны и он, и Тоня переносят очень тяжело.
- Лариса после покушения на Комаровского долго болеет. Комаровский снимает для нее комнату и все время думает, как помочь ей, чтобы дело закрыли. Паша Антипов знает о покушении, и еще сильнее любит и ревнует Ларису. Они венчаются, в первую ночь Лариса рассказывает ему обо всем. Антиповы уезжают работать на Урал, в Юрятин.
- Идет второй год войны. Юрий работает врачом, Антонина рожает сына. Живаго не успевает увидеть его, отправившись на фронт. Лариса и Павел с трехлетней дочерью Катей хорошо устраиваются в Юрятине. Оба преподают в гимназии, Павел погружается в изучение разных наук. У него сложные отношения с женой, и он решает поступить в военное училище, после которого отправляется на фронт. Лариса, также получив специальность сестры милосердия, и оставив дочь, едет на фронт, чтобы его разыскать.
- Миша Гордон и Живаго также находятся на фронте. Антипов взят в плен. В полевой лазарет привозят раненого, который вскоре умирает. За этим наблюдают и Лариса, и Юрий с Михаилом. Живаго отправляет друга из-под обстрела, сам он контужен и легко ранен. В госпитале, куда его положили, служит сестрой милосердия Лара. Юрий узнает ее, но не подает виду, отвечая, что сам врач и не нуждается в помощи. В госпитале они узнают, что в Петербурге революция.
- Юрий беспокоится о жене и сыне, оставленных в Москве, и рассказывает в письме о сестре милосердия Антиповой, с которой был знаком еще с юношеских лет и встретился в госпитале. Тоня просит его не возвращаться, а уезжать вместе с этой сестрой на Урал, раз ее жизненный путь такой сложный и полный удивительных совпадений, а сына она воспитает сама. Живаго убеждает жену в полном отсутствии интереса к Антиповой.
- Живаго приезжает в Москву к семье. Перед отъездом он пытается объясниться с Ларисой, но она прерывает объяснение. В Москве он встречается с вернувшимся из Швейцарии дядей Николаем. Более всего Юрия потрясает встреча с сыном Сашей, который оказывается копией его матери. В городе голод, идут уличные бои, обстановка тяжелая и неспокойная. Чуть не умирает от ложного крупа маленький Саша. Живаго работает в больнице и заболевает тифом. Он тяжело болеет две недели, за ним ухаживает сводный брат Евграф. Когда Живаго поправляется, семья решает выехать на Урал, в имение близ Юрятина.
- Во время долгой дороги в товарном поезде, у пассажиров часто проверяют документы, слышно про военные действия. Пути заметает снегом, и все пассажиры участвуют в их расчистке. На станции около Юрятина Живаго видит группу захваченных в плен и знакомится с комиссаром Стрельниковым. Стрельников – это Павел Антипов, которому удалось после плена стать комиссаром. Он сменил фамилию, и теперь носил прозвище Расстрельников.
- Семья обустраивается в Юрятине, делает запасы на зиму. Тоня ждет второго ребенка. Живаго начинает вести записки и много бывает в библиотеке Юрятина, где видит Ларису. Узнав ее адрес, он разыскивает женщину. Лариса признается, что Стрельников – ее муж Павел. Живаго сближается с Ларисой, обманывая жену. Однажды по пути на свидание его мобилизуют. Второй ребенок рождается без него.
- Второй год Живаго находится в плену у партизан, служит доктором. Сбежать у него не получилось. Чем дальше шла гражданская война, тем тяжелее становилось. Юрию уже приходилось самому брать в руки оружие и даже убивать, хотя для врачей это недопустимо. Он не раз становился свидетелем ужасных в жестокости расправ. В лагере партизан началась цинга. Живаго узнает, что в Юрятине все еще белые. Тревожась за Тоню и детей, он ночью уходит из лагеря, и по пути, замерзая, вспоминает Лару.
- После долгой, тяжелой дороги изнуренный и обросший Живаго приезжает в Юрятин. В доме Ларисы он находит записку, что та уехала с дочкой в Варыкино, а Тоня с детьми в Москве, Тоня родила девочку. Лариса помогала ей при родах. Он усталости Юрий впадает в длительное беспамятство, и однажды, очнувшись, видит рядом с собой Ларису. Они начинают жить вместе.
- Несмотря на большую любовь между ними, Лариса продолжает любить и Антипова (Стрельникова), который теперь скрывается. Она чувствует сильную вину перед ним. Юрий рассказывает Ларисе правду о Комаровском, который довел его отца до самоубийства. Юрий получает письмо от Тони, которая сообщает, что дочь назвала Машей, и что ее семью высылают за границу, в Париж, вместе с другими представителями интеллигенции. Тоня намерена подчиниться этому решению, чтобы не погубить себя и детей. Она любит Юрия и ни в чем его не упрекает.
- Приезжает Комаровский и говорит, что Лариса, ее дочь и Живаго в опасности. Он предлагает помочь им выехать во Владивосток. Живаго сомневается в его словах и отказывается ехать, но поддерживает спасение Ларисы. Они выезжают в Варыкино и устраиваются по-семейному. Лариса просит Юрия записать свои стихи, и он с удовольствием приступает к этой работе. Наутро ему уже не нравится написанное, к тому же около дома воют волки. Испуганная Лариса хочет уехать, но, уже одетая, передумывает и остается.
- Приезжает Комаровский. Он настаивает, чтобы Лариса уехала с ним и по секрету говорит Юрию, что Стрельников расстрелян. Живаго ошеломлен этой новостью и соглашается, что ей нужно уехать. Оставшись один, он страдает, что отказался от любимой женщины, пьет и медленно сходит с ума. В один из дней в доме появляется Стрельников, который вовсе не казнен.
- Живаго и Стрельников много разговаривают. Павел признается, что все еще любит и ревнует Ларису, рассказывает о своих скитаниях. Наутро проснувшийся Юрий находит во дворе застрелившегося Стрельникова.
- В последние восемь или девять лет своей жизни Живаго опускается, утрачивает и профессиональные, и писательские навыки. Он бедствует, обостряется его болезнь сердца. Он пытается добиться разрешения уехать за границу, к семье, но делает это вяло и неохотно. Однажды, зайдя в гости к бывшему дворнику Маркелу, Живаго знакомится с его дочерью Мариной, которая становится его третьей неофициальной женой, он все еще не развелся с Тоней. У них родились две дочки. Марина принимала все странности Юрия и терпела его тяжелый характер.
- В августе 1929 года, встретившись с товарищем, Мишей Гордоном, Живаго признается, что у него склероз сердечных сосудов и в любой момент могут лопнуть стенки сердечной мышцы. Он рассказывает, что стал получать письма из Парижа, у Тони и детей все хорошо, дети учатся в школе. Тесть был оскорблен его женитьбой, поэтому в переписке была пятилетняя пауза. На следующий день к Гордону прибегает Марина с грудным ребенком на руках, и говорит, что Юрий не ночевал дома.
- На третий день поисков они получают письма от Живаго, в которых он просит не волноваться: ему нужно побыть в одиночестве. Он переводит для Марины большие деньги, чтобы она наняла няню и смогла работать. На самом деле Живаго помог скрыться его брат Евграф, он же одолжил ему деньги. Юрий устраивается на службу в Боткинскую больницу, но в первый же рабочий день он едет в трамвае, который все время ломается, и чувствует приступ дурноты. Живаго пытается открыть окно, затем протискивается к выходу из трамвая, и замертво падает на мостовую.
- Тело Живаго приносят в его дом для прощания с последующей кремацией. Марина обезумела от горя, и не видит двух людей среди прочих, приходящих проститься. Это Евграф и Лариса, которая оказалась здесь случайно. От него Лариса узнает, что Павел застрелился в доме Живаго, а вовсе не был казнен. Лариса скорбит о том, что двое достойных мужчин уже умерли, а Комаровский, причина всех ее несчастий, все еще жив. Лариса просит Евграфа помочь ей в розыске ребенка. Однажды она выходит из дому и пропадает. Вероятно, она арестована и закончила свои дни в концлагере.
- Лето 1943 года, фронт после прорыва на Курской дуге. Гордон и друг детства Юрия Живаго Иннокентий Дудоров беседуют, вспоминая ГУЛАГ, который прошел Дудоров, и бельевщицу Татьку Безочередеву, у которой улыбка точно как у Живаго. Эта Танька – сирота, подкидыш, и она рассказывает свою историю Евграфу Живаго, который стал генералом. Становится понятно, что это дочь Юрия и Ларисы, которая оставила ребенка сторожихе на станции.
- Спустя пять или десять лет Гордон и Дудоров читают составленную Евграфом тетрадь с сочинениями Юрия. Они чувствуют, что в воздухе носится предвестье свободы. Роман заканчивается 25 стихотворениями Юрия Живаго.
Главная мысль романа «Доктор Живаго»
События в России XX века сломали множество жизней и судеб. Но даже в самых тяжелых обстоятельствах человек должен оставаться человеком, не изменять себе и своим нравственным ценностям.
Отзыв о романе «Доктор Живаго»
Пастернак не случайно считал этот роман делом всей своей жизни. В нем отразилась его собственная судьба, воплотилось мировоззрение автора, его взгляды, которые нельзя было обнародовать. Роман «Доктор Живаго» – сложное, многоплановое произведение, которое неоднократно анализировалось, и каждый исследователь находил свою трактовку образов и поступков героев. Чтобы понять этот роман, его нужно читать медленно, перечитывая, вникая в мысли и чувства героев, в авторские отступления. Он вызывает у читателя множество чувств, это и сострадание, и страх, и отчаяние, и боль за людей, на чью долю выпали такие ужасные испытания. Отдельную литературную ценность представляют стихи, которые, пожалуй, являются лучшими поэтическими произведениями Пастернака.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Более всего мне запомнился эпизод возвращения Юрия Живаго в Москву (часть 15, книга вторая). Большую часть пути он прошел пешком, стояла теплая осень. Повсюду Живаго видел разорение, которое принесла Гражданская война: неубранные поля (а ведь в стране был голод), одичалые собаки, полчища мышей. Повсюду царила разруха и запустение, и только лес без человека расцвел. В этом эпизоде я вижу воплощение страшной и бессмысленной войны, уничтожение нормальной, мирной жизни, почти апокалиптическую картину.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
- Будяк – чертополох
- Драгун – конная пехота
- Нагайка – короткая ременная плеть
- Сахарин – искусственный подсластитель
- Сулема – ядовитый белый порошок хлористой ртути и его раствор
- Тавлинка – плоская табакерка из дерева или бересты
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- Этот мир подлости и подлога, где разъевшаяся барынька смеет так смотреть на дуралеев-тружеников, а спившаяся жертва этих порядков находит удовольствие в глумлении над себе подобным, этот мир был ему сейчас ненавистнее, чем когда-либо.
- Он был её проклятием, она его ненавидела. Каждый день она перебирала эти мысли заново. Теперь она на всю жизнь его невольница, чем он закабалил ее? Чем вымогает её покорность, а она сдается, угождает его желаниям и услаждает его дрожью своего неприкрашенного позора?
- Паша подозревал её во всех смертных грехах, не верил ни одному её слову, готов был проклясть и возненавидеть, и любил её дьявольски, и ревновал её к её собственным мыслям, к кружке, из которой она пила, и к подушке, на которой она лежала.
- Она только что произвела высадку одной такой души и теперь лежала на якоре, отдыхая всей пустотой своих облегченных боков. Вместе с ней отдыхали ее надломленные и натруженные снасти и обшивка, и ее забвение, ее угасшая память о том, где она недавно была, что переплыла и как причалила.
- Можно было бы сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая.
- Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять её и сбивать с дороги.
- Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она — состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно.
- Никого не осталось. Один умер. Другой сам себя убил. И только остался жив тот, кого следовало убить, на кого она покушалась, но промахнулась, это чужое, ненужное ничтожество, превратившее её жизнь в цепь ей самой неведомых преступлений.
- Я думаю, коллективизация была ложной, неудавшейся мерою, и в ошибке нельзя было признаться. Чтобы скрыть неудачу, надо было всеми средствами устрашения отучить людей судить и думать и принудить их видеть несуществующее и доказывать обратное очевидности.