Главная » читательский дневник » Осеева В.А. “Бабка” Читательский дневник, краткое содержание

Осеева В.А. “Бабка” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Осеева Валентина Александровна. Родилась в 1902 г., умерла в 1969 г. Советская детская писательница.

Название: Бабка

Год написания: 1939

Жанр: рассказ

Тема произведения: отношение общества к старикам

Число страниц: 13

Главные герои и их характеристика

  • Борька – мальчик, который еще не осознал, что хорошо, а что плохо
  • Бабка – тихая, безропотная, покорная.
  • Петр – папа Борьки. Равнодушный, недобрый, неблагодарный человек.

Мое отношение к героям произведения

Мне было очень жаль добрую, безответную бабушку, которая даже не названа в рассказе по имени (не названа и мама, имена есть только у мужской части семьи). Все называли ее грубым словом «бабка». Мне был неприятен отец Борьки, и огорчало равнодушие его матери, которая позволяла обижать свою маму. Борька – растущий, формирующийся человек, он чувствует душой несправедливость и зло своего семейного уклада, неосознанно пытается сопротивляться ему.  Может быть, этот тяжелый опыт поможет ему стать другим, душевно вырасти.

О чем произведение (кратчайшее содержание в одном предложении)

О жизни и смерти старушки, которая была не нужна даже своей семье.

Сюжет (краткое содержание)

1. В доме Борьки жила бабка, мама его мамы. Она всем мешала, особенно отцу.

2. Утром бабка готовила всем завтрак и будила Борьку в школу. Тот отмахивался от бабки, а отец сердился на нее и недовольно спрашивал, где его галоши. Мать, оставляя бабке деньги на продукты, напоминала ей, как трудно отцу содержать семью.

3. Весь день бабка хозяйничала или вязала. Она кормила вернувшегося из школы Борьку, и в эти минуты мальчик любил рассказывать бабке о своих делах. Иногда бабка просила Борьку не бросать мать, когда он вырастет, и мальчик был уверен, что не сделает этого.

4. Бабка была неграмотна. Но Борька не хотел читать ей газеты, а сам начинал учить бабку грамоте. Бабке не давалась буква Ш, в которой она все время ставила лишнюю палочку.

5. В гости к Борьке пришел товарищ. Он удивился, что Борька так невежливо относится к своей бабушке. В семье товарища бабушка была главным и самым уважаемым человеком. Борька задумался об этом и стал упрекать родителям, что бабке у них живется плохо. Отец сердился на Борьку, а бабка говорила отцу, что его старость еще впереди. 

6. На праздники бабка дарила семье вещи, которые связала сама. Отцу нравились связанные ею носки. При гостях бабку наряжали и сажали за общий стол, чтобы люди видели, как семья заботится о ней. Когда гости уходили, родители упрекали бабку за это.

7. У бабки были две драгоценности: сундук и запертая шкатулка. Однажды Борька из озорства стащил шкатулку, но открыть не смог. Бабка заплакала.

8. Бабка умерла, сидя в своем кресле и дожидаясь Борьку из школы. Увидев ее мертвой, мальчик убежал из дома и боялся вернуться.

9. После похорон отец и мать решили открыть бабкины драгоценности. В сундуке оказались старые вещи, даже детский башмачок матери. А в шкатулке лежали подарки для семьи. Пакетик с леденцами бабка подписала сама «Внуку моему Борюшке». В букве Ш была лишняя палочка.

10. Борька убежал с пакетом на улицу и долго плакал. Перед сном он положил пакет под подушку и только тут понял, что утром бабка не придет его будить.  

Понравившийся эпизод

Мне запомнился эпизод, когда Борька рассматривал морщины на лице бабушки. Она рассказывала мальчику, что морщинами на ее лице «расписались» все слезы и горести. Только из этого эпизода узнаешь, что бабушка потеряла мужа на войне и похоронила нескольких детей. Как много Борька мог бы узнать от нее, живого свидетеля времени! Но жизнь бабушки, ее переживания, ее личная история никому не были интересны, и вместе с нею ушли безвозвратно.   

План произведения для пересказа

  1. Как жила бабка
  2. Утро в семье
  3. Как бабка проводила день
  4. Обучение грамоте
  5. Товарищ в гостях у Борьки
  6. Драгоценности бабки
  7. Смерть бабки
  8. Что было спрятано в сундуке и шкатулке
  9. Осознание Борьки.

Главная мысль

Старики очень нуждаются в заботе и внимании. Нужно любить и беречь родного человека, пока он рядом.

Чему учит эта книга

Учит любить и почитать своих родителей и старших родственников.Учит, как важно все делать вовремя. Учит, что настоящая любовь часто бывает тихой и бескорыстной.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это горький и тяжелый рассказ с большим воспитательным эффектом. Семья Борьки, в сущности, благополучная. Но в этой семье нет главного – любви и уважения. Бабушка воспринимается в этом доме не как отдельный человек, а как хозяйственная утварь. Различные эпизоды рассказа показывают, как глубоко любит бабушка своих домочадцев, особенно внука, как старается угодить им. Но никому не интересны ее чувства, воспоминания, оригинальные народные мудрости, которыми она пересыпает свою речь. Только после похорон бабушки, найдя ее предсмертные подарки, Борька осознает, какой любви и заботы он лишился навсегда. Я думаю, что семейный уклад восстановится еще нескоро, и всей семье предстоит понять, что ее стержнем была именно бабушка, которая так редко слышала доброе слово за свои старания. 

Новые слова и выражения

  • Тучная – толстая, упитанная, массивная

Пословицы к произведению

  • Кто родителей почитает, тому Бог помогает.
  • Не смейся над старым, и сам будешь стар.
  • На свете все найдешь, кроме родной матери.
  • Старые глаза плачут чаще.

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *