Главная » читательский дневник » Некрасов Н.А. “Кому на Руси жить хорошо” Читательский дневник, краткое содержание

Некрасов Н.А. “Кому на Руси жить хорошо” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Некрасов Николай Алексеевич. Родился в 1821 г, умер в 1878 году. Русский поэт, прозаик, публицист, редактор. Основное содержание лирики – революционно-демократическое. Наиболее известные произведения – «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Железная дорога»», «Дедушка Мазай и зайцы».

Название: «Кому на Руси жить хорошо»

Жанр произведения: поэма

Тема произведения: тяжелая жизнь русского крестьянства

Число страниц: 288

Год написания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» –  Начата в первой половине 60-х годов XIX века, предположительно после 1863 года. Рукопись первой части закончена в 1865 г. Пролог первой части опубликован в журнале «Современник» в 1866 году, в январском номере. Публикация отдельных глав продолжалась четыре года.

Следующие пять частей написаны с 1870 по 1876 гг. Автор задумывал и продолжение поэмы, но написать его помешала болезнь – в 1875 году у Некрасова диагностировали рак кишечника, который на два года приковал его к постели и стал в итоге причиной смерти. 

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Роман, Демьян, Лука, Пахом, Пров, Братья Губины Иван и Митродор – крестьяне. Простые работящие мужики, все вместе символизирующие собой русское крестьянство. Любят выпить, любопытны, упрямы, драчливы, выносливы.  «Забрало пуще прежнего Задорных мужиков, Ругательски ругаются, Не мудрено, что вцепятся Друг другу в волоса».

Время и место действия поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – после 1861 г (после отмены крепостного права), Россия, разные деревни.

Краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

  1. Семь мужиков заспорили, кому на Руси живется весело и вольготно. Каждый утверждал свое. Они так увлеклись спором, что забыли, по каким делам шел каждый из них, и зашли далеко от дома. В споре они дошли до драки, которая испугала весь лес. От испуга из гнезда пеночки упал птенец.
  2. Прекратив драку, мужики находят птенца. Его мать-пеночка просит отпустить птенца, а взамен обещает дать все, о чем мечтают мужики. У каждого своя мечта, и птица исполняет все, и вдобавок указывает место, где зарыта скатерть-самобранка, на которой всегда есть еда и выпивка. Но просить можно не больше ведра водки в день, иначе на третьей такой просьбе случится беда. Мужики находят скатерть-самобранку, пируют и решают не возвращаться домой, пока не выяснят, кому на Руси жить хорошо. 
  3. Первым они встречают деревенского попа. На вопрос, хороша ли его жизнь, Поп просто описывает ее мужикам. По мнению попа, главное в жизни – покой, богатство, честь. Но ничего из этого он не имеет: работа хлопотная и нервная, народ попов не уважает и злословит, а богатые помещики расселились по дальним землям. Поэтому жизнь Попа никак нельзя назвать хорошей. Поп уезжает, мужики снова готовы подраться, упрекая в глупости Луку, который считал, что попу живется хорошо.
  4. Проезжая через села, мужики видят, что они пустует. Оказывается, все жители уехали в Кузьминское на сельскую ярмарку. Это село богатое, но очень грязное, все в нем неухожено. Особенно много в нем кабатчиков, которые наливают всем подряд. Вокруг оказывается очень много пьяных, возникают ссоры, раздоры. На книжной лавке в ходу только низкопробные книги. К вечеру все страшно напиваются.
  5. Возвращаясь с ярмарки, трезвые мужики слушают разговоры людей. Люди разговаривают о взятках, о произволе чиновников, слышны пьяные песни. Барин пытается записать в книжечку народный крестьянский фольклор, но пеняет крестьянам на чрезмерное пьянство. Они утверждают, что пьют с горя, из которого состоит жизнь любого крестьянина. Мужики садятся подкрепиться, а потом отправляются в толпу искать счастливого человека, потому что им уже хочется вернуться домой.
  6. Мужики обещают угостить водкой того, что расскажет им о своем счастье. К ним приходит очередь из различных пьяниц. Мужики признают счастливым солдата, который до сих пор жив, хоть и воевал, и был бит палками. Нищие рассказывают им, что счастливы подаянием, а крестьянин из Белоруссии счастлив, что у него есть ржаной хлеб вместо ячменного с мякиной. Мужики понимают, что счастливого человека им не найти, но им советуют найти Ермилу Гирина. Это самый честный и уважаемый человек в селе. Один только раз он схитрил, не отдав в рекруты брата, и совесть так замучила его, что Ермил пытался повеситься. Но проходящий поп уточняет, что сейчас Ермил сидит в остроге. Досказать историю поп не успевает, ему нужно ехать домой.
  7. По пути мужики видят тройку, которая везет помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Помещик сперва принимает их за разбойников и хватается за пистолет, но мужики объясняют ему свою задачу. Помещик соглашается рассказать свою историю своего рода, который идет от татарина Оболдуя. Лучше всего помещику жилось при крепостном праве, когда он был единоличным и зажиточным хозяином над всем, но действовать старался лаской, и крепостные его любили. Теперь же разрушаются усадьбы, вырубаются помещичьи сады, поля не засеяны, а вокруг только питейные дома. От помещиков теперь требуют трудиться и учиться, но русские помещики не так воспитаны, и никогда сами не занимались крестьянским трудом. Сам помещик Оболт-Оболдуев был уверен, что его главная задача в жизни – поддерживать свое дворянское достоинство роскошной жизнью и пользоваться чужим трудом. От этих слов помещик горько плачет, а мужики тоже невольно жалеют его.
  8. На следующий день мужики видят на берегу Волги около свежего покоса дворянскую семью, и в ней странного старика-барина. Старик ведет себя вздорно, придирчиво, но ему кланяются все на покосе. Этого старика все называют Последышем, после отмены крепостного права у него случился удар. Сыновьям он объявил, что те остаются без наследства, раз не смогли отстоять свои права помещиков. И сыновья подговорили крестьян изображать, будто царь вернул крепостных назад помещикам. Некоторые крестьяне были этим даже довольны, другие не пожелали смириться. Сам Последыш на вечернем пиру долго говорит всем о незыблемости и правильности крепостного права, пирует, после чего ложится спать и умирает.
  9. Мужики решают выяснить, есть ли счастливые люди среди баб. Они встречают Матрену Тимофеевну, красивую, статную женщину лет 38, которую называют в деревне губернаторшей.  Она согласилась рассказать про свою жизнь, а в благодарность мужики сжали ей всю рожь. Матрена Тимофеевна была счастлива только в детстве, с родителями. Потом она вышла замуж, и муж скоро уехал на заработки. Первенца Матрены съели свиньи, в то время, как за ним следил древний дед, а сама она работала в поле по требованию свекрови. Она много лет горевала о ребенке, хоть и рожала других детей. Один из них появился на свет в приемной губернаторши, куда Матрена пришла просить за угнанного в солдаты мужа. Матрена Тимофеевна говорит мужикам, что счастливой женщины им точно не найти.
  10. Крестьяне пируют, вспоминают разные тяжелые истории, поют песни. Один из них, семинарист Гриша, идет и поет о будущей вольной Руси, о новых временах, которые обязательно придут. Он чувствует в себе большую силу сделать людей счастливыми. Этого человека и искали мужики по Руси, но они не слышат Гришу.

Главная мысль поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Жизнь в современной автору России тяжела и беспросветна, она складывается из множества проблем, которые не решатся, пока крестьяне не станут жить сознательно, сами не захотят перемен к лучшему. 

Отзыв о поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Эта поэма – настоящая экспозиция самых черных и страшных сторон жизни русского крестьянства. Бесправие людей, звериная жестокость помещиков, голод, нищета, высокая детская смертность, крайне низкий уровень жизни – все изъяны общества Некрасов описывает откровенно, не щадя читателя. В произведении чувствуется искренняя боль за простых людей, которые сами не верят в свое право на счастье и в возможность перемен, покорно принимая свои тяжелые судьбы, не смея принять даже уже свершившийся факт отмены крепостного права. Прямолинейно и жутко показана типичная судьба русской женщины, которая никогда не бывала счастливой. Много и наглядно Некрасов говорит и об ужасном пьянстве, в котором погрязла Русь, которое губит людей, не давая им даже прийти в себя, чтобы осмыслить окружающую действительность.

Почему спам - это сокращение от названия американской тушенки, почему куки - назвали печеньками, а баги - жучками, что значат эти аббревиатуры - FAQ, ISP, E-commerce, SSD, HDD, 404 Error. Вместе изучаем Английский для IT - новые слова, тесты, викторины. Подписаться на телеграмм-канал t.me/Unica_English_IT

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Более всего мне запомнилась Глава V «Волчица» в третьей части поэмы. Матрена Тимофеевна рассказывает в ней, как жила после смерти своего первенца, о котором горевала много лет. Но вместе с ней горевал и старый дед Савелий, по вине которого погиб ребенок. От тоски старик ушел в монастырь, а спустя годы Матрена увидела его на могилке ребенка. И так жалостливо сердце русской женщины, что она простила старика, заплакала вместе с ним, и ухаживала за Савелием до самой его смерти, а прожил дед 107 лет.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Денщик –  в русской гвардии, армии и флоте, до 1917 года, солдат или матрос состоявший при офицере или чиновнике в качестве казённой прислуги.
  • Мерин – кастрированный самец домашней лошади
  • Раскольники – часть духовенства и мирян, не принявших церковную реформу XVII в.
  • Рекруты – лицо, принятое на военную службу по рекрутской (воинской) повинности или найму
  • Светелка – самая светлая, освещённая комната жилища

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

• Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина.
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож
• Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
• Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
• Душа что туча черная —
Гневна, грозна, — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Пошла по жилам чарочка —
И рассмеялась добрая
Крестьянская душа!
• Хорошо не одевайся,
Добела не умывайся,
У соседок очи зорки,
Востры языки!
Ходи улицей потише,
Носи голову пониже,
Коли весело — не смейся,
Не поплачь с тоски!..

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *