Стр 68-69. Лес — волшебный дворец. Плешаков Новицкая Окружающий мир. 3 кл 1 ч Рабочая тетрадь. Ответы на задания.
1. На этих рисунках все растения примерно одинакового размера. На самом же деле они различаются по высоте и растут в лесу “этажами” – ярусами. Пронумеруй рисунки в порядке увеличения высоты растений.
- мох; 2. копытень; 3. черника; 4. папоротник; 5. бересклет; 6. дуб
Объясни, почему растения в лесу растут этажами.
Ботаники говорят не этажи, а “ярусы леса”. Ярусы начинают считать от солнца.
Первый ярус составляют самые высокие растения. В лесу – это деревья. Это могут быть березы, сосны, в зависимости от того, в каком лесу мы находимся. Кронам деревьев нужно больше всего солнечного света, и чтобы его получить, деревьям надо расти высоко-высоко. Они тянутся вверх, как будто соревнуются, стараются обогнать друг друга в борьбе за солнце. Интересно, что внизу стволы деревьев совсем голые, без веток и листвы. Чтобы так высоко расти, деревьям нужны крепкие стволы и мощные корни.
Второй ярус – это кустарники. Его еще называют “подлесок”, то есть “под лесом”. Кустарники – это древесные растения, которые вырастают всего на несколько метров, не больше 10 в высоту. Их место под солнцем во втором ярусе. Например, рябина, шиповник или ива.
Растения третьего яруса – это травянистые растения, самые маленькие – лесная земляника, подморенник, ежа сборная, горошек и другие.
Иногда выделяют четвертый ярус – это грибы, мхи и лишайники. Чем ниже ярус, чем ближе к земле и дальше от солнца, тем более неприхотливые растения здесь растут.
Надо еще вспомнить растения, которые еще не достигли своего «этажа» по высоте, но обязательно подрастут. Этот ярус называется “подрост”. Это побеги деревьев, которые через несколько лет станут взрослыми сильными растениями и займут свое место в первом ярусе.
Что такое вообще “этажность” или “ярусность” леса? Это борьба за выживание, борьба за свет солнца. Побеждает тот, кто выше, сильнее и здоровее. Он получает солнечного света больше всех. Эти растения могут переносить и жару, и холод, и сильный ветер.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
2. Самостоятельно или с помощью рисунка учебника (с. 100-101) составьте схемы цепей питания в лесном сообществе.
а) дуб-короед-дятел
б) подосиновик-слизень-дрозд
в) дуб-белка/полевка-ласка
г) бересклет-дрозд-ястреб
3. Запиши названия лесных организмов твоего края (не менее трех в каждом пункте)
Пример для Московской области:
Растения: дуб, береза, осина, сосна, малина
Животные: белка, лиса, заяц, еж, гадюка, уж
Грибы: подосиновик, белый гриб, мухомор, масленок
4. В книге “Великан на поляне” прочитай рассказ “Лесные тропинки”. Найди в рассказе и кратко напиши ответы на вопросы:
Почему на тропинке ничего не растет?
- Почва на тропинке сильно уплотнилась, в ней стало мало воздуха и влаги, нужных для корней. 2. Растения на тропинке люди вытаптывают.
К каким последствиям приводит появление в лесу множества тропинок?
На тропинках птицы не построят гнезд. Не прорастут семена деревьев и кустарников, попавшие на тропинку. В лесу будет все меньше молоденьких деревьев. Деревья начинают засыхать, так как корни в утоптанной почве тропинок не получают кислород. Лес начинает болеть и может умереть.
Чем ты можешь помочь лесу?
Ходить по имеющимся тропинкам, новых троп не прокладывать. Смотреть под ноги и не топтать растения, не давить насекомых. Идти друг за дружкой, а не гурьбой, чтобы меньше топтать растения и насекомых.
Плешаков А.А. Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Ответы на задания.