Главная » читательский дневник » Гоголь Н.В. “Портрет” Читательский дневник, краткое содержание

Гоголь Н.В. “Портрет” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Гоголь Николай Васильевич, родился в 1809г, умер в 1852г. Один из классиков русской литературы, писатель, поэт, критик. Самые известные произведения – «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор», «Петербургские повести».

Название: Портрет

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: зло ростовщичества и стяжательства

Число страниц: 110

Год написания повести «Портрет» – Первая редакция 1833-34 гг., вторая редакция – 1841-42 гг. Первая редакция опубликована в сборнике повестей «Арабески» в 1835 г., вторая – в третьей книге «Современника» в 1842г. Вторая редакция появилась из-за негативного восприятия повести критикой. Гоголь изменил имя героя, сюжет, диалоги. Входит в цикл «Петербургские повести».

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Чартков Андрей Петрович –  молодой художник. Бедный, живет скромно, затем – разбогатевший, пополневший, впадающий в назидательность. Талантливый, эмоциональный, увлечен искусством. Хочет славы и богатства и достигает их, в результате чего сильно изменяется как личность. Начало: «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости». Конец: «Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью».
  2. Художник Б. – рассказчик второй части. Интеллигентный, воспитанный, образованный. Честный, человек слова. «Приятное лицо, исполненное какой-то светлой беззаботности, показывало душу, чуждую всех томящих светских потрясений; в наряде его не было никаких притязаний на моду: все показывало в нем артиста».
  3. Отец художника Б. – художник. Самоучка, человек большого таланта и глубокого знания живописи. Истинно верующий, творит свои полотна для церкви. Не склонен к проявлениям честолюбия и стяжательства. «Это был твердый характер, честный, прямой человек, даже грубый, покрытый снаружи несколько черствой корою, не без некоторой гордости в душе, отзывавшийся о людях вместе и снисходительно и резко».

Время и место действия повести «Портрет» – 1830-е годы, Петербург, Васильевский остров. Вторая часть – несколько десятилетий раньше, XVIII век, Коломна.   

Краткое содержание повести «Портрет»

  1.  Молодой художник Чартков присматривается к полотнам в картинной лавке на Щукином дворе. Все картины кажутся ему уродливыми. Внезапно хозяин лавки показывает ему очень выразительный портрет старика с удивительно живыми глазами. На последние деньги Чартков покупает этот портрет. Придя домой, он вспоминает, что теперь ему нечем заплатить за квартиру.
  2. Ночью Чартков не знает, куда деваться от взгляда с портрета, ему кажется, что глаза старика смотрят прямо на него. Наконец он набрасывает на портрет простынь, но вскоре он видит, что глаза светятся через ткань. Внезапно старик выпрыгивает из рамы в полный рост. На глазах у обезумевшего от ужаса художника он выворачивает мешок, в котором оказываются столбики золотых червонцев. Один сверток откатывается, и художник забирает его. Старик собирает деньги обратно в мешок и уходит, затем возвращается, и тут Чартков просыпается, ему снился кошмар. Далее ему снится еще несколько кошмаров, в каждом из которых фигурирует страшный портрет.
  3. Утром к Чарткову являются квартальный надзиратель вместе с хозяином квартиры, потому что тот задолжал за проживание. Они начинают насмехаться над картинами Чарткова, и внезапно полицейский слишком сильно нажимает на раму портрета, она ломается, и оттуда выпадает точно такой же сверток с 1000 червонцев. Чартков, вне себя от счастья, представляет, как хорошо он теперь заживет и пускается тратить деньги
  4. Чартков дает в газету объявление, восхваляющее его как художника-портретиста, и у него появляются клиенты. Но он обнаруживает, что писать портреты на заказ – вовсе не то, что творить для себя. Его заказчики, дама с дочкой, хотят, чтобы точно выполнялись их требования, и недовольны, что работа идет так долго. В досаде он находит собственный заброшенный эскиз Психеи и немного переделывает его в портрет дочери заказчицы, чем приводит обеих в восторг. Благодаря этой работе Чартков становится знаменитым, у него появляется обширная клиентура.
  5. Постепенно он разочаровывается в своем деле и пресыщается однообразной работой. Чартков чувствует, что из его картин ушло творчество, он только выполняет капризы заказчиков. При этом он становится все более жадным, деньги превращаются в смысл его жизни.
  6. Однажды Чарткова приглашает Академия Художеств, его просят оценить работу русского художника, живущего в Италии. Картина поражает его искренностью и совершенством. Чартков выбегает из зала выставки с рыданиями. Он требует убрать из мастерской все свои прежние произведения и пытается создать новую картину, но уже не может выйти за пределы заученной техники и понимает, что погубил свой талант. Он видит портрет старика, который раньше был загорожен другими картинами и решает, что именно он во всем виноват. Портрет убирают, но талант не возвращается.
  7. Чартков сходит с ума. Он скупает самые лучшие картины и уничтожает их, тратя на это все сбережения. Он становится злобным и страшным, его избегают знакомые. Уже полностью безумный, Чартков  заболевает горячкой и умирает за три дня, в бреду он видит страшные глаза, смотрящие на него с портрета. После его смерти все узнают, что от Чарткова ничего не осталось, кроме уничтоженных произведений искусства.
  8. Портрет старика появляется на аукционе. Два аристократа спорят за право купить его, но появившийся художник Б. говорит, что имеет большее право на этот портрет. Он рассказывает о жизни Коломны, пригорода Петербурга, во времена царствования Екатерины II. Жившие в бедности люди вынуждены были обращаться к ростовщикам. Среди них выделялся один, смуглый, южного происхождения, невероятно высокого роста, который мог ссудить деньгами всех. Он давал деньги под небольшие проценты, но непостижимо сумма долга стремительно увеличивалась. Ходили слухи, что все должники ростовщика заканчивали жизнь трагически.
  9.  Однажды этот ростовщик заказал отцу художника Б. свой портрет. Он берется за работу, но чем более похожим становится портрет, тем более тягостное и тревожное чувство овладевает художником. Наконец он бросает кисть и отказывается продолжать работу. Ростовщик на коленях умоляет его закончить портрет, но художник в страхе убегает. Утром домработница ростовщика приносит портрет и говорит, что хозяину он больше не нужен, и денег он не заплатит. Вечером отец художника Б.  узнает, что ростовщик умер.
  10.  С этого вечера художник меняется, становится злым и завистливым. А в картине для церкви, право написать которую он получил с помощью интриг, окружающие увидели нечто демоническое, ведь у всех героев на картине были глаза ростовщика. Картина была отвергнута, и в отчаянии отец художника Б. стал ломать и жечь все свои работы, кисти и мольберт. Он хочет уничтожить и портрет ростовщика, но друг, человек добрый и веселый, уговаривает отдать портрет ему.
  11. С этого времени отец художника Б. вновь меняется, становится мягче и добрее, просит прощения у всех. Друг, забравший портрет, рассказывает, что и на него он стал действовать плохо, и он передал портрет своему племяннику, сразу почувствовал себя лучше. Племянник же чуть сошел с ума, и продал портрет собирателю картин, а тот сбыл его с рук дальше.
  12. Отец художника Б. мучается, что создал такую страшную картину. Подряд умирают его жена, дочь и маленький сын, а еще одного сына, самого художника Б., он в 9 лет отдает в Академию художеств и сам уходит в монастырь.
  13. В монастыре он долго искупает свой грех, и спустя 12 лет встречается с сыном, став просветленным старцем. Он учит сына пуще всего хранить чистоту души, и берет с него обещание уничтожить портрет ростовщика, если случится его увидеть.
  14. Увлеченные рассказом, посетители аукциона не замечают, что портрет украден. Он бесследно пропал, и никто не знает, был ли он на самом деле, или просто привиделся. 

Главная мысль повести «Портрет»

Богатство, полученное нечестным путем, уничтожает душу человека, его творчество и его личность. Особенно губительно такое богатство для творца, отказавшегося от своего таланта ради денег.

Отзыв о повести «Портрет»

Повесть «Портрет» очень характерна для Гоголя, потому что полна мистики, она таинственная и пугающая. В повести четко отражены понятия о добре и зле, о пагубном влиянии богатства и стяжательства на творчество и на саму душу человека. Но финал, в котором портрет исчезает, дает понять, что зло – вечно, и портрет и дальше будет приносить несчастье людям, не сумевшим отказаться от легкой наживы. Выходом из этого замкнутого круга может стать лишь глубокая вера, которой спас себя отец художника Б., сумевший сохранить свой талант и умножить его. В то же время повесть, как и другие произведения Гоголя, наполнена яркими описаниями быта, жизни круга художников XIX века и другими подробностями, интересными для современного читателя.

Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Больше всего мне запомнился момент, когда Чартков, потрясенный картиной неизвестного ему молодого художника, осознает, во что превратил он свой талант. С поразительной силой описано, как Чартков пытается разбудить в себе прежнюю искру, вернуть на свое полотно искренность, фантазию, свою душу творца. Но у него ничего не получается, и самое страшное, что он уже прозрел и сам видит необратимость этого. Последовавшее затем безумство логично и оправданно, потому что жизнь Чарткова как художника можно считать закончившейся, и перенести такой крах его разум не в силах. 

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Аспазия – древнегреческая гетера
  • Двугривенный – монетка 20 копеек
  • Коринна – древнегреческая поэтесса
  • Антонио да Корреджио— итальянский живописец периода Высокого Возрождения
  • Рафаэль Санти – великий итальянский художник, скульптор и архитектор, яркий представитель Эпохи Возрождения
  • Тициан – итальянский живописец, крупнейший представитель эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
  • Ундина – мифологическое человекоподобное существо женского пола, связанное с водоёмами, нивами и полями, аналог нашей русалки
  • Червонец – золотая монета в 10 рублей.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • И ненастное расположение духа овладело им вполне.
  • нет хуже жильца, как живописец: свинья свиньей живет, просто не приведи Бог.
  • на лицах и матушки и дочери написано было, что они до того исплясались на балах, что обе сделались чуть не восковыми.
  • Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положенье и поворот. Коринной ли, Ундиной, Аспазией ли желали быть дамы, он с большой охотой соглашался на всё и прибавлял от себя уже всякому вдоволь благообразия, которое, как известно, нигде не подгадит и за что простят иногда художнику и самое несходство.
  • Пуки ассигнаций росли в сундуках, и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой.

Иллюстрации к повести Гоголя “Портрет”

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *