Главная » читательский дневник » Гете «Фауст» Читательский дневник, краткое содержание

Гете «Фауст» Читательский дневник, краткое содержание

ТРАГЕДИЯ «ФАУСТ» (Перевод Н. А. Холодковского)

Автор: Иоганн Вольфганг фон Гёте. Родился в 1749г, умер в 1832г. Немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель. Наиболее известные произведения«Страдания юного Вертера», «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Фауст»

Название: «Фауст»

Жанр произведения: трагедия

Тема произведения: противостояния добра и зла

Число страниц: 512

Год написания трагедии «Фауст» — Произведение создавалось около 60 лет. Первая часть написана в период с 1790 по 1806 гг., издана спустя 2 года. Гёте редактировал ее еще несколько раз вплоть до 1828 г.  Вторая часть создавалась в последние годы жизни автора и была опубликована после его смерти. Наброски к трагедии датируются 1772-1775 гг.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Мефистофель —  дьявол. Воплощение темных сил. Циничный, нечестный, не лишен чувства юмора и сарказма. «Часть вечной силы я, Всегда желавший зла, творившей лишь благое».  
  2. Генрих Фауст – ученый. Мятущийся, с неспокойной душой, сомневающийся в себе, но при этом способный на безрассудство от скуки и разочарования в своей деятельности. Имя «Фауст» означает «счастливый». «Всегда в свои мечтанья погружён, То с неба лучших звёзд желает он, То на земле — всех высших наслаждений, И в нём ничто — ни близкое, ни даль — Не может утолить грызущую печаль».

Время и место действия трагедии «Фауст» — XVI век и античность. Германия и Древняя Греция. Очевидно, действие первой части происходит весной (упоминаются Воскресение Христа и Вальпургиева ночь)

Краткое содержание трагедии «Фауст»

  1.  Директор театра просит поэта создать произведение для развлечения публики, чтобы в нем были приключения и интересный сюжет, это то, что ценит зритель. Поэт считает, что его талант дан ему не для этого, и он не хочет разменивать его на пошлость. Директор велит приступать к работе, и разрешает поместить в произведение весь мир во всем его многообразии.
  2. Мефистофель беседует с Богом. Он говорит, что мир плох, жизнь человека заключается в одних страданиях и подобна жизни животных. Господь напоминает ему о докторе Фаусте, Божьем рабе, который не похож на других людей, он мятущаяся душа. Мефистофель с Господом договариваются проверить Фауста, устроит ли он перед соблазнами, которые предложит дьявол и сохранит ли свою душу.
  3.  Фауст размышляет о тайнах мироздания, пытается вызвать Духа, затем спорит с учеником. Измученный размышлениями, он хочет выпить яд, но хор ангелов, поющий о воскресении Христа, заставляет его передумать. На прогулке с учеником Фауст встречает крестьянина, благодарящего его за спасение города от чумы. Но Фауст знает, что он и его отец-лекарь готовили лекарства, которые убивали больных. Те же, кто выздоравливал, считали, что это заслуга докторов. Поэтому Фауст считает себя убийцей, а не спасителем. К гуляющему Фаусту прибивается черный пудель, которого он забирает с собой.
  4.  Фауст работает, переводит Новый завет на немецкий язык. Он размышляет, что «в начале было Слово» — это неверно, лучше написать, что в начале было Дело. Он видит, как пудель превращается в Мефистофеля. Быстро преодолев страх, Фауст вступает в спор с Мефистофелем, пока тот не говорит, что должен уйти. Фауст дерзко приглашает его заходить еще. Мефистофелю мешает выйти пентаграмма у порога, он говорит, что должен выйти таким же способом, каким вошел. Фауст интересуется, можно ли тогда заключить с дьяволом договор и предлагает ему пообщаться еще немного. Мефистофель с помощью духов усыпляет Фауста и покидает дом.    
  5. Мефистофель снова является к Фаусту. Он зовет ученого в путешествие с собой и обещает быть ему в мире верным слугой и даровать всякие наслаждения. Но когда Фауст захочет остановить это мгновение и навсегда продлить наслаждение, его душа будет отдана Мефистофелю. Фауст не верит в жизнь после смерти и охотно соглашается подписать договор кровью.
  6.  Фауст хочет обрести молодость. Мефистофель дает ему совет заняться тяжелым сельским трудом на воздухе, отказавшись от денег и окружения, но Фаусту это не подходит. Ведьма и ее подручные-мартышки готовят огненное зелье, которое омолаживает Фауста. Мефистофель в сторону отмечает, что это зелье также заставит Фауста счесть прекрасной любую женщину.
  7.  Первая же увиденная им женщина, Маргарита (уменьшительное имя – Гретхен), заставляет Фауста влюбиться. Он просит Мефистофеля добыть для него эту девушку, а на возражения, что она невинна и у дьявола нет власти над ней, угрожает расторгнуть договор. Мефистофель соглашается в эту полночь отвести Фауста к Маргарите в опочивальню, но с целью не обладать ею, а предаться мечтаниям. Они решают, что девушке нужен дорогой подарок.
  8.  Мефистофель и Фауст оставляют в комнате Маргариты ларчик с драгоценностями. Девушка гадает, кто был тот незнакомец, что понравился ей. Она тревожится, что религиозная мать отнесет ларчик в церковь, если узнает о нем.
  9. Фауст выходит на прогулку с Маргаритой. Девушка жалуется ему на строгость матери, рассказывает, как сама растила маленькую сестренку, которая потом умерла, и как сейчас мечтает о ребенке. Гадая на ромашке, Маргарита получает ответ «любит», Фауст пылко заверяет ее, что это блаженство будет вечным.
  10. Фауст просит Мефистофеля не приглашать девушку больше, чтобы не будить в нем низменных чувств и узнает, что Маргарита тоскует по нему. При встрече девушка говорит Фаусту, что его вечный спутник Мефистофель ей страшен и отвратителен, чем подчеркивает свою невинность. На вопрос Фауста, когда же им удастся остаться наедине, девушка жалуется на чуткий сон матери, которая может застать влюбленных. Фауст предлагает ей снотворные капли, заверяя, что это не яд. Появившегося Мефистофеля он пытается прогнать, чтобы не осквернять светлых чувств девушки.       
  11.  Гретхен переживает свое грехопадение, при этом чувствуя его сладость. Узнав о нем, ее брат Валентин, солдат, вступает в схватку с Фаустом и погибает. Перед смертью он называет сестру распутницей и предрекает ей страшный позор и бесчестие. Гретхен слышит Злого Духа, который обвиняет ее в смерти усыпленной ею матери, в смерти брата и говорит, что плод своего греха она носит под сердцем. Девушка теряет сознание. Фауст и Мефистофель уезжают из города.
  12. Фауст упрекает Мефистофеля, что Маргарита стала нищенкой и  заключена в тюрьму, оскорбляет и проклинает его, требуя спасти несчастную девушку. Вороные кони приносят их в темницу. Маргарита сошла с ума. Она говорит, что ее дочь украли, но все знают, что она сама убила ребенка. Девушка все время то узнает, то не узнает его, то принимая за палача, то признаваясь в любви. Маргарита в бреду просит вырыть три могилы, для нее, матери и брата, а на грудь ей положить убитого младенца. Отказываясь уйти с Фаустом, она умирает, а голос свыше провозглашает, что девушка спасена.
  13. Часть вторая. Действие разворачивается в императорском дворце. Император, казначей и военачальник беседуют о том, что царство гибнет, со всех сторон враги, а казна пуста. Шут-Мефистофель пускает в ход клочки бумаги, на которых написано, что они будут оплачены хранящимся в недрах золотом, которого никто еще не видел. Афера помогает государству рассчитаться со всеми долгами.  Служащий при дворе кудесником Фауст говорит Мефистофелю, что император желает видеть на сцене своего театра античных героев Париса и Елену. Он опрометчиво пообещал это, и просит Мефистофеля о помощи. В ответ Фауст получает ключ-направитель, с помощью которого проваливается в мир античных богов.
  14. Парис и Елена появляются перед придворными. Фауст влюбляется в девушку и пытается схватить ее, когда разыгрывается сцена похищения Елены. Духи исчезают, Фауст теряет сознание. Он глубоко погружается в себя, ни на что не реагируя. Тем временем к Мефистофелю является студент и рассказывает об ученике Фауста Вагнере. Он теперь большой ученый, занятый разработкой нового способа появления человека. На глазах у Мефистофеля Вагнер создает в колбе Гомункула. Гомункул, кружась по комнате, возмущается ее серостью и мрачностью, и советует отправиться на Вальпургиеву ночь. Вагнера, своего создателя, он брать с собой отказывается.   
  15. На Фарсальских полях Фауст приходит в себя и хочет найти Елену. Елена прибывает в Спарту вместе с мужем Менелаем и узнает, что должна стать жертвой на жертвоприношении по приказу Менелая. Ей удается бежать в соседний замок, где повелителем оказывается Фауст. Он признает Елену царицей и повелительницей всего, что есть вокруг. Менелай направляет свои войска, чтобы отомстить, войска Фауста побеждают его, а сам он вместе с Еленой укрывается в сказочной стране Аркадии.        
  16. У Елены и Фауста растет сын Эвфорион. Он очень активный, смелый, и хочет подняться до неба. Забравшись на скалу, Эвфорион слышит звуки сражений и рвется в бой, бросается со скалы и падает к ногам родителей. Умирая, он превращается в улетающую комету, на земле остаются только платье, мантия и лира. Елена говорит, что счастье не может соседствовать с красотою, обнимает Фауста и исчезает, оставив лишь свою одежду. Одежда становится облаком и уносит Фауста.
  17. Фауст на скалистой вершине рассуждает о любви и воспоминаниях. К нему приходит Мефистофель. Спрашивает, достиг ли Фауст всех желаний, или у него есть новая затея. Он предлагает построить столицу или роскошный замок, но Фауст мечтает сделать плотину на море. Тут раздаются звуки барабанов и военного марша. Мефистофель объясняет, что это мятеж у императора, которому они служили, и нужно ему помочь. Фауст советует императору, как лучше расставить войска, Мефистофель велит воронам попросить русалок о призраке наводнения, и император побеждает.
  18. За свою помощь Фауст получает берег моря, на котором сможет построить плотину. Но на берегу находится дом стариков Филемона и Бавкиды, которые не хотят покидать его. Мефистофель, помогая Фаусту, сжигает дом, липовую рощу и колокольню, а старые супруги умирают от испуга. Фауст, не желавший разбоя и убийства, чувствует вину за случившееся.
  19. Четыре старых женщины приходят во дворец к старому Фаусту. Это  Порок, Грех, Нужда и Забота. Они говорят, что проникнуть к Фаусту для беседы сможет только Забота, остальных он сразу отвергнет. Фауст отказывается признать могущество Заботы, тогда она ослепляет его и проклинает.
  20. Духи умерших злых людей Лемуры по приказанию Мефистофеля роют могилу Фаусту. Он принимает стук лопат за труд рабочих, которые готовят плотину. Он мечтает, как создаст свободный и счастливый край, и, увидев его таким, он готов пожелать, чтобы мгновение остановилось. Фауст умирает, останавливаются часы, Мефистофель кладет Фауста в могилу, ожидая, когда сможет завладеть его душой согласно кровавой расписке. Но сверху спускается небесное воинство, ангелы оттесняют бесов и Мефистофеля, и уносят бессмертный дух Фауста с собой

Главная мысль трагедии «Фауст»

Даже получив все земные радости и наслаждения, человек не достигает счастья. Напротив, такому счастью часто сопутствуют преступления и беды. Истинное счастье же – в борьбе и в созидательном труде.

Отзыв о трагедии «Фауст»

«Фауст» — большое, сложное, философское произведение, уже несколько веков впечатляющее читателей. Эту трагедию нужно читать неоднократно, чтобы полноценно осмыслить, попутно узнавая множество сведений из истории, литературы, искусства, ведь в повествованиевплетены различные имена и факты, которые требуют эрудиции и кругозора. Текст «Фауста» разнообразный и разноплановый по стилю, здесь и сарказм, и бытописания, и рассуждения о высоких материях, и стихотворные, и прозаические строчки. Первая и вторая части трагедии разнятся, первая более проста для восприятия, с четким и понятным сюжетом, вторая, где действие развивается в античности, сложнее и глубже, но и более многословна и менее динамична. Хотя трагедия описывает события XVI века, нравственные проблемы и метания героев понятны и близки современному читателю, ведь поиск смысла жизни – это вечный вопрос. 

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне запомнилась сцена 25 части 1 – Тюрьма. Фауст при помощи Мефистофеля попадает в тюрьму, где заключена Маргарита. Маргарита – абсолютная жертва сделки Фауста и Мефистофеля, ведь Фауст просто не смог совладать с низменным чувством и с возможностью получать все, что ему захочется. А в темнице это уже не та юная, наивная девушка, которая доверилась Фаусту. За сравнительно короткое время (около года, судя по тому, что родился ребенок) она пережила подряд несколько трагедий, в которых винит только себя. Мучительно читать ее монологи женщины, то здравой, то впадающей в безумие, и, по замыслу автора, такие же муки должен испытывать и сам Фауст, погубивший Маргариту.  

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Елена Прекрасная – Самая красивая женщина древнегреческой мифологии, персонаж легенды о Трое.
  • Декламация – искусство выразительного чтения стихов или прозы.
  • Лик – лицо
  • Пентаграмма — форма пятиконечного звездного многоугольника.
  • Пергамент – материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных
  • Проктофантасмист – тот, кто обладает отличной интуицией
  • Схоласт – тот, кто склонен к отвлеченным рассуждениям, бесплодным умствованиям.
  • Эльфы – волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

• Иди, других ищи себе рабов:
Мне высшие права природа уделила.
• Часть вечной силы я,
Всегда желавший зла, творившей лишь благое.
• Тебя не звал я, сам ты это знаешь;
Ты сам попался в сеть, не правда ли, скажи?
Кто чёрта держит, тот его держи:
Не скоро ведь опять его поймаешь.
• С тобой – всё неизвестность, всё сомненье,
Во всём ты порождаешь затрудненье,
За всё желаешь новых ты наград!
Когда ж захочешь, так без разговора –
Раз, два: глядишь – и всё готово скоро!
• Ну, вот вам и спектакль! Эх, право, предосадно!
Связаться с дураком и сатане накладно!
• Зависим мы, в конце концов,
От тех, кто наши же творенья.
• Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *