Автор: Чернышевский Николай Гаврилович, родился в 1828 г, умер в 1889 г. Русский литературный критик, революционер-демократ, философ, публицист. Наиболее известное произведение – роман «Что делать?»
Название: Что делать?
Жанр произведения: роман
Тема произведения: необходимость перемен в обществе
Число страниц: 448
Годы написания романа «Что делать?» – декабрь 1862 – апрель 1863 гг., во время заключения автора в одиночной камере Петропавловской крепости.Опубликован в журнале «Современник» в 1863, № 3 – 5.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Вера Павловна – молодая женщина. Образованная, целеустремленная, волевая, умная. Противница традиционного распределения ролей в семье, стремится к самостоятельности, независимости. «Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других, добиваться того, что рекомендуют мне другие, когда мне самой этого не нужно».
- Дмитрий Сергеевич Лопухов – ее первый муж, врач. Разумный, рассудочный, рациональный человек. Хорошо воспитан, сдержан, практичен, во всем стремится найти выгоду. «Любовь к науке была только результатом, возникавшим из дела, а не причиною его; причина была одна — выгода».
- Александр Матвеевич Кирсанов – ее второй муж. Умный, честный, благородный человек, преданный своей профессии. «Неужели для того, чтоб избежать неважного и недолгого нарушения тишины собственной жизни, допускать серьезный вред другому, не менее достойному человеку? Ведь это было бы нечестно. А нечестный поступок гораздо неприятнее той, в сущности, и не тяжелой, борьбы с собою, которую придется ему выдержать и в развязке которой — в гордом довольстве собою за твердость – нет сомнения».
Время и место действия романа «Что делать?» – Россия, середина XIX века, Петербург.
Краткое содержание романа «Что делать?»
1. В одной из гостиниц Петербурга остановился незнакомец, который утром не вышел к завтраку. Когда выломали дверь номера, нашли записку, что он ушел и больше не вернется, зато ночью о нем услышат на Литейном мосту. Действительно, ночью на мосту раздался выстрел, но тела не нашли, решив, что его унесло течением. Из воды подняли простреленную фуражку, которая была на постояльце гостиницы. Тем же утром молодая дама получила прощальное письмо с просьбой простить. Разрыдавшись, она обвинила принесшего письмо молодого человека, что на нем кровь автора письма. Вера Павловна, так звали героиню, сообщила, что уезжает из Петербурга в Москву.
2. Вера Павловна выросла в семье управляющего домом на Гороховой улице Розальского. Она была хороша собой, умела играть на фортепиано, хорошо шила. С 16 лет мать надумала выгодно выдать ее замуж. Женихом она хотела бы видеть сына хозяина дома Столешникова. Пришедшему в гости Столешникову Вера отказала по-французски, отметив, что знает о его намерении показать ее друзьям, как любовницу. Уязвленный отказом Столешников действительно решил сделать Вере предложение, которое она, вопреки желанию родителей, отвергла. Против этого брака была и мать Столешникова. Все же ему удалось упросить Веру отложить решение вопроса, и несколько месяцев просто приходил к ней в гости.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. Телеграмм канал
3. Домашним учителем младшего брата Веры стал бедный медицинский студент Дмитрий Лопухов. Он зарабатывал уроками и снимал квартиру с другом Кирсановым, планируя в будущем стать врачом и заниматься наукой. Постепенно он познакомился с семьей, и мама Веры пригласила Лопухова на день рождения дочери. Он уже знал о планируемой свадьбе, и, танцуя с Верой, предложил ей помощь, потому что уверен, что отношение к Вере ее жениха – это не любовь. Вера, незаметно для себя, увлеклась Лопуховым, он же сначала обманул ее, сказав, что обручен.
4. Через два дня мама Веры решила убедиться, что Лопухов не имеет притязаний на ее дочь, но, послушав его рассуждения о красивой и богатой невесте, успокоилась. Благодаря этому Верочка с Дмитрием стали проводить вместе много времени. Она призналась Дмитрию, что мечтает стать актрисой, затем, когда он отговорил ее от этой затеи, попросила найти место гувернантки. Лопухов включился в поиски места для нее, даже не предполагая, что делает это из-за влюбленности, а не простого желания помочь. Наконец при участии Кирсанова подходящий вариант нашелся.
5. Первый сон Веры Павловны. Во сне Вера увидела себя запертой в подвале, из которого она внезапно вышла в поле. Потом ей приснилась красивая девушка с меняющейся внешностью различных национальностей, которая попросила называть ее любовью к людям. Вера увидела себя идущей по городу, сбивающей замки с подвалов, где заперты девушки и исцеляющей их от паралича.
6. Женщина, которая собиралась нанять Веру, отказала ей после беседы с Лопухиным, проговорившимся, что родители хотят выдать Веру замуж за богатого человека из опасения лишних хлопот. В отчаянии Вера стала представлять, как она выбросится в окно или удушится чадом, надеясь все же, что Дмитрий еще что-нибудь придумает. Он внезапно предложил ей после окончания Академии жить вместе, тогда у него будет должность врача и заработок. Вера, считавшая, что жить на деньги мужа неприлично, настаивает, что будет иметь свой собственный заработок. Также она требует, чтобы Дмитрий прекратил отношения с Кирсановым, желая быть его единственным другом. Жить вместе, по мнению Веры, они должны в разных комнатах, встречаясь в нейтральной комнате для чаепитий, и ни о чем не спрашивать друг у друга.
7. Спустя несколько дней Вера вышла погулять с матерью, и внезапно объявила ей, что уже обвенчалась с Дмитрием Лопуховым, подозвала извозчика и тут же уехала. Они действительно обвенчались три дня назад, не дожидаясь трех месяцев, потому что Вера слишком сильно тосковала, а Дмитрий счел неправильным оставлять в неволе человека, увидевшего волю. Их обвенчал студенческий знакомый Дмитрия Мерцалов. Им обоим было стыдно целоваться в церкви, и, чтобы подготовиться, они поцеловались заранее. Найдя хорошую трехкомнатную квартиру, Дмитрий пригласил Веру переезжать.
8. Спустя три месяца их совместная жизнь устоялась. Оба давали уроки, но жили пока небогато. Старики-хозяева квартиры недоумевали, что за странная пара – супруги, но живут в разных комнатах и ходят друг к другу в гости, предварительно постучав. Вскоре Вера открыла швейную мастерскую, наняла трех модисток и попросила Жюли, покровительствовавшую ей француженку, помочь ей с заказами. Жюли в самом деле порекомендовала ее многим знакомым, и к тому же ввела ее и Лопухова в свой круг.
9. Второй сон Веры Павловны. Вере приснилось, что Лопухов и Кирсанов ходят по полю и рассуждают, что грязь бывает разной – из одной вырастает колос, а другая – гнилая грязь, не дающая развития. Кирсанов во сне рассказывает Вере о своем тяжелом детстве, затем появляется ее мать и показывает, какой была бы их жизнь, если б мать была не дурной и злобной женщиной, а доброй и понимающей: нищета, пьяница-отец, и сама Вера без образования, не способная найти работу и вынужденная торговать собой. Мать требует от дочери не любви, но признательности. «Невеста всех женихов» обещает Вере, что скоро злые станут добрыми, потому что не будут бояться быть добрыми.
10. Мастерская Веры работала очень хорошо, потому что она показала себя разумной и не жадной хозяйкой, делившей всю прибыль пополам между работницами. Заказов стало так много, что через полтора года в мастерской уже работали 20 девушек, и Вера получала зарплату наравне со всеми. Три года ее замужества прошли в радости, покое и даже сибаритстве, и отношения с Лопуховым были добрые и уважительные.
11. В конце лета все отправились на загородную прогулку. Дмитрий, увлекшийся беседой, долго лежал на траве и простудился. Он заболел воспалением легких. Кирсанов, как друг, стал ухаживать за ним, Вера тоже несколько ночей не спала, находясь у постели больного. До болезни Лопухова Кирсанов давно не бывал у них, потому что, влюбленный в Веру, однажды наговорил о ней вздор, и друзья поссорились. Во время болезни влюбленность вспыхнула с новой силой, но он считал своим долгом ухаживать за другом, даже ценой собственного душевного спокойствия.
12. Третий сон Веры Павловны. Вере приснилось, что она читает собственный дневник, слова в которой появляются прямо у нее на глазах. В дневнике она называет мужа миленьким, пишет о нем тепло и ласково, благодарна за избавление от отвратительной жизни в семье. Но далее в дневнике записаны сомнения, любит ли она самого мужа, или только свое избавление из подвала? Она задумывается, такая ли любовь ей нужна. Испуганная, Вера просыпается и прибегает к мужу, ища у него защиты.
13. С той ночи Вера стала жить в комнате мужа. Они очень сблизились, стали доверять друг другу самое сокровенное, но она продолжает сомневаться в своих чувствах. А Кирсанов рад, что сблизил их. Вера рассказала Дмитрию свой сон, и он серьезно задумался, опасаясь, что не сможет удержать ее рядом. Он анализирует ситуацию и понимает, что между Кирсановым и Верой что-то произошло, что повлияло на них обоих, и поэтому Кирсанов перестал бывать у них. На следующий день он отправился к другу домой с требованием приходить в гости, чтобы избавить от сомнений. Не сразу, но Кирсанов согласился с его доводами.
14. Посещения Кирсанова возобновились, они стали втроем выходить в свет. Внезапно Вера поняла, что любит Кирсанова, и с плачем рассказала об этом мужу. Он был уже готов к такому признанию. Вера попросила, чтобы Александр прекратил бывать у них, и Дмитрий согласился передать Кирсанову записку с просьбой не приходить.
15. Несколько дней прошли спокойно, но затем Вера написала мужу прощальное письмо, сообщая, что не может жить без Кирсанова. Найдя жену слишком взволнованной, Лопухов долго рассказывал ей о своих служебных делах, пока она не успокоилась. Перед сном он объявил, что стал помощником управляющего заводами, и завтра уезжает к родителям в Рязань. Он уехал, велев Вере ждать от него письма. Спустя два месяца и случилось то самое происшествие в гостинице, а Вера получила от Лопухова прощальное письмо.
16. Вера беседует с другом Лопухова – Рахметовым, человеком, неустанно воспитывающим свою волю, «человеком нового типа». Он передает ей записку от мужа, решившего «сойти со сцены». Затем Вера получает письмо из Берлина, подписанное отставным медицинским студентом. Он на правах друга цитирует слова Лопухова, который анализирует свои ошибки в отношениях и считает, что Вера должна остаться с Кирсановым. Вера отвечает благодарностью на это письмо, рассуждая о смысле любви и долга, и сообщает, что через неделю после гибели Дмитрия они обвенчались с Кирсановым, и вчера вернулись в Петербург. Переписка с неизвестным другом Лопухова продолжалась еще несколько месяцев, пока он не сообщил Вере все, что хотел, и иссякла сама собой.
17. Вера поселилась вместе с Кирсановым и открыла новую швейную мастерскую. Кирсанов работал врачом, и Вера с большим уважением относилась к его работе, случалось, что его и ночью вызывали к сложному пациенту. Она редко вспоминала свою прежнюю любовь, но много размышляла о разности восприятия у мужчины и женщины. Она даже сказала мужу, что организация женщины выше, чем мужская, и в мире больше женщин, умных от природы, они с Кирсановым погрузились в увлекательную беседу о разности взросления и созревания двух полов, в результате чего Вера пришла к выводу, что их любовь с Дмитрием была еще незрелой.
18. Вера задумалась о том, что ей нужно дело, которому она сможет посвятить свою жизнь, чтобы отойти от сугубо личных переживаний. Но общественными нормами для женщин закрыты все профессиональные пути, кроме семейного круга и возможности быть гувернанткой или давать уроки. Вера решила противостоять обычаям, если это не запрещено законом, и заняться медициной, потому что женщины-медики нужны, и в первую очередь, другим женщинам. Так прошло три года. Кирсановы по-прежнему любили друг друга, считая, что энергия любви дает им силы и для других дел.
19. Четвертый сон Веры Павловны. Ей приснился роскошный дворец на цветущем поле и роскошная женщина – царица Астарта, которая призывала повиноваться своему господину и быть его рабыней. Затем она увидела прекрасный город со множеством храмов, и суд над женщиной, обвиняемой в страшных преступлениях. Но она оказалась слишком красивой, чтоб быть осужденной. Это Афродита, та, которую ценили только за внешность, не признавая в ней человеческого достоинства, ее красота служит только ее господину – мужу. Следом Вере приснилась арена перед замком, на которой сражаются рыцари. Они совершают подвиги, а перед женщиной трепещут, только пока она им недоступна. Став женой, женщина оказывается запертой в своей келье, пока муж воюет и пирует с товарищами. Это Непорочность. Проводница по сну говорит Вере, что царствование этих женщин заканчивается. Когда ценилась только сила, мужчины силой присваивали себе женщину, как рабыню. Когда стала цениться красота, в женщине видели только красоту. С пониманием, что и женщина тоже человек, мужчина мог смириться, только поклоняясь недоступной красавице. Теперь же наступает новое время, и богиней этого времени станет сама Вера, соединившая в себе лучшие черты женщин прошлого. В новом времени у женщин будут свобода и равноправность. Вере снится новая, прекрасная страна, где тяжелую работу выполняют машины, люди живут в домах, которые великолепнее дворцов, свободно перемещаются по всей стране, превращают бесплодные пустыни в плодородные земли, и от души веселятся, потому что труд дает им энергию для веселья. Это Новая Россия.
20. Через год мастерская Веры Павловны устроилась, и женщина задумала вместе с приятельницей Мерцаловой открыть еще магазин на Невском. Катерина Васильевна Полозова написала своей подруге Полине письмо о знакомстве с Верой Павловной и о хорошем впечатлении от ее магазина.
21. Выяснилось, что Катерина Васильевна многим обязана Кирсанову, который, когда Катерине было 17 лет, фактически спас девушку от медленного умирания. Она получала любовные письма от отвергнутого ее отцом претендента на немалое приданое девушки. Отец считал, что кавалер ей категорически не подходит, а Катерина, погрузившись в любовные фантазии, занемогла и слегла. Кирсанов, приглашенный на консилиум, честно поговорил с ней, рассказав о собственной несчастной любви (дело было за год до венчания с Верой), и предположил, что отец Катерины, вероятно, прав, так как обладает большим жизненным опытом. Но пообещал помочь девушке, если та согласится отсрочить помолвку на несколько месяцев. Отец настаивал, что от несчастной любви не умирают, но если так – то лучше пусть дочь умрет, чем будет несчастна с проходимцем. Тогда Кирсанов сказал, что дочь безнадежно больна, наступает агония, и лучше ей принять морфий, чтобы не продолжать страданий. Отец, шокированный такой развязкой, согласился на любые действия дочери, свадьба была назначена через три месяца, но вскоре Катерина сама внимательнее всмотрелась в жениха, при помощи деликатных советов Кирсанова, и отказала ему.
22. Когда отец Катерины, промышленник, решил продать стеариновый завод, он нашел грамотного агента Чарльза Бьюмонта, от лондонской фирмы Ходчсона, Лотера и Ко. Во время обеда в доме Полозовых Чарльз посоветовал Катерине, мечтающей заняться полезным делом, познакомиться с госпожой Кирсановой. Катерина сразу поняла, что это жена медика, которому она так обязана. Катерина познакомилась с Верой Павловной и стала регулярно рассказывать Чарльзу о своих впечатлениях, но сам он категорически отказывался знакомиться с Кирсановыми. Особенно важно для него было узнать, что Кирсановы счастливы, и живут в любви. Старик Полозов видел в нем хорошую партию для Катерины, но молодые люди были сдержанны, хоть и явно заинтересованы друг в друге.
23. Наконец Чарльз сделал Катерине предложение и дал понять, что уже был женат, и его женой была Вера. Девушка собралась познакомить жениха с Верой Павловной, которая очень обрадовалась. Выяснилось, что Чарльз – это Лопухов, который инсценировал свое самоубийство и уехал в Америку, где достиг успеха. Обе семьи нашли квартиры неподалеку и поселились рядом, объединенные общим кругом друзей. Они так и живут, став уже как родные. У Веры Павловны уже три швейные мастерские, Катерина готовится заменить ее, потому что Вере предстоит держать экзамен на медика. Во время веселых гуляний к молодежи присоединяется дама в трауре, которая заставляет Веру и Катерину задуматься о будущем и пожелать себе никогда не оказаться на месте этой дамы.
24. Дама в трауре, которая уже переодета в розовое платье, велит извозчику ехать в Пассаж и говорит, что ждала этого дня более двух лет. На этом повествование обрывается. Считается, что такой финал был вставлен Чернышевским специально, чтобы обмануть цензоров.
Главная мысль романа «Что делать?»
Необходим тип «нового человека», который будет создавать Россию будущего. Стране требуются радикальные перемены, и каждый должен начать с нравственного и физического воспитания самого себя.
Отзыв о романе «Что делать?»
Роман «Что делать?» – сложное и многоплановое произведение, умышленно оформленное автором, как бытовая, любовная история, чтобы ввести в заблуждение цензуру. На самом деле в романе поднимается множество актуальных социальных и политических проблем середины XIX века, решить которые можно только при кардинальном изменении государственного устройства и переустройстве общества, которое должны составить «новые люди». Они сильны духом и постоянно совершенствуют свое тело, они уважают других людей и не позволяют себе низменных, эгоистичных побуждений даже в личных отношениях. Конечно, максимум этого типа «нового человека» – Рахметов, отказавший себе во всех человеческих, мелких страстях. Неудивительно, что роман стал культовым для революционеров начала XX века. Для современного же читателя актуальным и интересным остается «бытовой» пласт – рассуждения об отношениях мужчины и женщины, любовная история, чувства и эмоции героев, у которых есть, чему поучиться.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Более всего мне запомнился «Четвертый сон Веры Павловны». Как и другие «сны», этот эпизод написан с целью побуждения читателя к переменам. Борьба за равноправие женщин составляет значительную часть смысловой нагрузки в романе, потому что гендерное неравенство в России к этому времени сохранялось, женщины были бесправны и фактически находились в собственности мужчин, и общественные перемены были невозможны без решения этой проблемы. Особенно интересным в «сне» является анализ эволюции отношения к женщине, представленный в мифологическом духе, но очень точный.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
- Аналой – высокий столик с наклонной столешницей
- Будировать – выражать недовольство кем-либо;
- Мантилья – элемент национального испанского женского костюма, длинный шелковый или кружевной шарф – вуаль, который обычно надевается поверх высокого гребня, вколотого в причёску, и спадает на спину и плечи
- Салоп – верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами
- Стеарин – горючая полупрозрачная бесцветная или желтоватая масса, жирная на ощупь
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- люди толкаются, толкаются в одну сторону только потому, что не слышат слова: «а попробуйте-ка, братцы, толкнуться в другую», — услышат, и начнут поворачиваться направо кругом, и пошли толкаться в другую сторону.
- сопротивление разжигает охоту.
- Неглупые честные люди в одиночку не обольщаются. Но у них есть другой, такой же вредный вид этой слабости: они подвержены повальному обольщению.
- Как тихо и деятельно прошли эти годы, как полны были они и спокойствия, и радости, и всего доброго.
- Между неразвитыми людьми мало уважается неприкосновенность внутренней жизни. Каждый из семейства, особенно из старших, без церемонии сует лапу в вашу интимную жизнь.
- Его чувство ко мне было соединение очень сильной привязанности ко мне как другу с минутными порывами страсти ко мне как женщине;
- «Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви»
- «Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости»