Home » читательский дневник » Чехов А.П. «Студент» Читательский дневник, краткое содержание

Чехов А.П. «Студент» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Чехов Антон Павлович – русский писатель, драматург, публицист, врач, общественный деятель. Родился в 1860 году, умер в 1904 году. Наиболее известен рассказами «Каштанка», «Душечка», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», «Драма на охоте», пьесами «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».

Название: «Студент»

Жанр произведения: рассказ

Тема произведения: божественное просветление души человека

Число страниц: 3

Год написания рассказа «Студент» — Ориентировочно 1894, точное место и время написания неизвестно. Опубликован в 1894 г. в газете «Русские ведомости». Известно, что у самого Чехова это был любимый рассказ.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Иван Великопольский – студент духовной академии, сын дьячка, 22 года. Простой, скромный молодой человек. Религиозный, думающий, грамотный, культурный. По-юношески эмоционально переменчивый, глубокий. «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух».

Время и место действия рассказа «Студент» — конец XIX в., весна, перед Пасхой. Россия, небольшой город или поселок..  

Краткое содержание рассказа «Студент»

  1. Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой на Страстную пятницу. Он голоден, потому что еще продолжается пост. Погода холодна по-зимнему,  дует пронизывающий ветер, темно. Иван размышляет, что во все времена на Руси было так же холодно и бедно, при всех царях, всегда здесь будет мрак и невежество, и никогда ничего не изменится. 
  2. Проходя мимо вдовьих огородов, Иван замечает у костра хозяек, двух вдов – мать Василису и дочь Лукерью. Он подходит погреться и заводит с женщинами разговор о тайной вечере. Он с чувством рассказывает о троекратном отречении Петра, о мучениях Иисуса.  Услышав, как Петр заплакал после третьего отречения, Василиса тоже расплакалась, а Лукерья, покраснев, тяжело смотрела на Ивана.
  3. Он попрощался и пошел дальше. Еще больше похолодало. Иван вспоминал, как заплакала Василиса, и подумал, что она сопереживает Петру, а значит, то, что произошло 19 веков назад, близко и ей. 
  4. С радостью он осознал, что все в мире взаимосвязано, Ивану даже показалось, что он ощутил эту связь времен. Он вспомнил, что главное – это любовь и красота, и испытал острое чувство молодого ожидания счастья и восхищения жизнью.  

Главная мысль рассказа «Студент»

Даже в тяжелые времена можно обрести просветление и почувствовать радость от бытия. Главное верить в благоприятный исход, в изменения к лучшему.

Отзыв о рассказе «Студент»

Это нетипичный для Чехова рассказ, в котором нет его юмора, иронии, сатирических аллюзий. Исследователи считают, что автор воплотил в нем собственные воспоминания о детстве – Чехов так же пел в церковном хоре, так же был подчинён властному отцу и возвращался домой без радости. Это, скорее, не рассказ, а притча на основе библейского сюжета. Интересно, что рассказ имеет зеркальную композицию: начало и конец схожи по окружающей обстановке, но духовное состояние героя — совершенно разное. Рассказав вдовам историю из Священного писания, Иван внезапно чувствует себя частью истории, вечного течения жизни, он больше не одинок, а жизнь вокруг – это не только нищета и разруха, но и тысячелетия духовного опыта, накопленного человечеством.  

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне запомнился эпизод беседы Ивана с вдовами Лукерьей и Василисой у костра. Мне понравилось, как культурно общается с ними молодой человек, как он стремится поделиться с ними своими знаниями, мыслями и чувствами, доступно излагает им библейский сюжет, и находит эмоциональный отклик в глазах и душах этих простых женщин.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Вальдшнеп – небольшая птица, ведущая скрытный, ночной образ жизни

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак,
  • правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.
  • невыразимо сладкое ожидание счастья

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Узнать ответ на Телеграмм канале "Прокачай интеллект"


Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *