Автор: Чехов Антон Павлович – русский писатель, драматург, публицист, врач, общественный деятель. Родился в 1860 году, умер в 1904 году. Наиболее известен рассказами «Каштанка», «Душечка», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», «Драма на охоте», пьесами «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».
Название: «Студент»
Жанр произведения: рассказ
Тема произведения: божественное просветление души человека
Число страниц: 3
Год написания рассказа «Студент» – Ориентировочно 1894, точное место и время написания неизвестно. Опубликован в 1894 г. в газете «Русские ведомости». Известно, что у самого Чехова это был любимый рассказ.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Иван Великопольский – студент духовной академии, сын дьячка, 22 года. Простой, скромный молодой человек. Религиозный, думающий, грамотный, культурный. По-юношески эмоционально переменчивый, глубокий. «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух».
Время и место действия рассказа «Студент» – конец XIX в., весна, перед Пасхой. Россия, небольшой город или поселок..
Краткое содержание рассказа «Студент»
- Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой на Страстную пятницу. Он голоден, потому что еще продолжается пост. Погода холодна по-зимнему, дует пронизывающий ветер, темно. Иван размышляет, что во все времена на Руси было так же холодно и бедно, при всех царях, всегда здесь будет мрак и невежество, и никогда ничего не изменится.
- Проходя мимо вдовьих огородов, Иван замечает у костра хозяек, двух вдов – мать Василису и дочь Лукерью. Он подходит погреться и заводит с женщинами разговор о тайной вечере. Он с чувством рассказывает о троекратном отречении Петра, о мучениях Иисуса. Услышав, как Петр заплакал после третьего отречения, Василиса тоже расплакалась, а Лукерья, покраснев, тяжело смотрела на Ивана.
- Он попрощался и пошел дальше. Еще больше похолодало. Иван вспоминал, как заплакала Василиса, и подумал, что она сопереживает Петру, а значит, то, что произошло 19 веков назад, близко и ей.
- С радостью он осознал, что все в мире взаимосвязано, Ивану даже показалось, что он ощутил эту связь времен. Он вспомнил, что главное – это любовь и красота, и испытал острое чувство молодого ожидания счастья и восхищения жизнью.
Главная мысль рассказа «Студент»
Даже в тяжелые времена можно обрести просветление и почувствовать радость от бытия. Главное верить в благоприятный исход, в изменения к лучшему.
Отзыв о рассказе «Студент»
Это нетипичный для Чехова рассказ, в котором нет его юмора, иронии, сатирических аллюзий. Исследователи считают, что автор воплотил в нем собственные воспоминания о детстве – Чехов так же пел в церковном хоре, так же был подчинён властному отцу и возвращался домой без радости. Это, скорее, не рассказ, а притча на основе библейского сюжета. Интересно, что рассказ имеет зеркальную композицию: начало и конец схожи по окружающей обстановке, но духовное состояние героя – совершенно разное. Рассказав вдовам историю из Священного писания, Иван внезапно чувствует себя частью истории, вечного течения жизни, он больше не одинок, а жизнь вокруг – это не только нищета и разруха, но и тысячелетия духовного опыта, накопленного человечеством.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне запомнился эпизод беседы Ивана с вдовами Лукерьей и Василисой у костра. Мне понравилось, как культурно общается с ними молодой человек, как он стремится поделиться с ними своими знаниями, мыслями и чувствами, доступно излагает им библейский сюжет, и находит эмоциональный отклик в глазах и душах этих простых женщин.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
- Вальдшнеп – небольшая птица, ведущая скрытный, ночной образ жизни
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак,
- правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.
- невыразимо сладкое ожидание счастья