Автор: Чехов Антон Павлович – русский писатель, драматург, публицист, врач, общественный деятель. Родился в 1860 году, умер в 1904 году. Наиболее известен рассказами «Каштанка», «Душечка», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», «Драма на охоте», пьесами «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».
Название: «Человек в футляре»
Жанр произведения: рассказ
Тема произведения: бессмысленность жизни в страхе
Число страниц: 22
Год написания рассказа «Человек в футляре» – май-июнь 1898, опубликован в июле этого же года в журнале «Русская мысль». Первый рассказ цикла «Маленькая трилогия» (также включает рассказы «Крыжовник» и «О любви»).
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Беликов – учитель греческого и латинского языков. Мужчина средних лет. Замкнутый, неразговорчивый, крайне педантичный, осторожный. В любую погоду ходит в плаще, галошах, с зонтом. «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний».
- Варенька – подруга Беликова, сестра Коваленко. Красивая, веселая женщина. Любит петь, активная, эмоциональная, стремится жить полной жизнью. «А она уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, — одним словом, не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поет малороссийские романсы и хохочет.
- Коваленко – учитель истории и географии. Приезжий с хутора на Украине. Прямолинейный, честный, открытый человек, не терпит лицемерия, вспыльчивый. «Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками, и по лицу видно, что говорит басом, и в самом деле, голос как из бочки: бу-бу-бу…»
Время и место действия рассказа «Человек в футляре» – конец XIX в, небольшой город в России.
Краткое содержание рассказа «Человек в футляре»
- Запоздавшие охотники, заночевав в сарае деревенского старосты, беседуют на разные темы. Между делом они упоминают жену старосты Мавру, которая никогда не выезжала из деревни, а последние 10 лет выходит из дома только ночью. Рассказчик, учитель гимназии Буркин, вспоминает своего коллегу с похожим характером, учителя Беликова, умершего два месяца назад.
- Он рассказывает, что Беликов был замкнутый человек, стремящийся отгородить себя от мира, всего боящийся. Он верил только официальным циркулярам и охотно исполнял все запреты, был очень мнителен. Его боялись все учителя и директор. Из-за Беликова в гимназии и в городе была тяжёлая атмосфера всеобщего страха и уныния.
- Однажды в город приехал новый учитель Коваленко, украинец, вместе с сестрой Варенькой. Женщина понравилась всем своей открытостью, прекрасным пением, и даже Беликов заинтересовался ею. У женщин-коллег появилось стремление женить Беликова на Вареньке.
- Он сам тоже заинтересовался этой идеей, поставил портрет девушки к себе на стол, стал регулярно ходить к ней в гости, гулять вместе каждый день. Брат Вареньки возненавидел Беликова и саму атмосферу в городе.
- Кто-то нарисовал карикатуру, изображающую влюблённого Беликова, и распространил ее по всей гимназии. Беликов тяжело переживал это, и в разгар своих переживаний увидел Вареньку, весело катающуюся на велосипеде вместе с братом. Возмущенный, он пошел к Коваленко, чтоб высказать ему порицание. Коваленко пришел в ярость и спустил Беликова, угрожающего доложить обо всем директору гимназии, с лестницы. Варенька увидела его падение и залилась хохотом.
- Беликов, вернувшись домой, убрал со стола портрет, лег в постель и больше не вставал, а через месяц он умер. Люди, присутствовавшие на похоронах, с трудом скрывали удовольствие и облегчение. Но жизнь в городе после его смерти почти не изменилась.
- Охотники, размышляя над рассказом, пришли к выводу, что вся их жизнь – это тоже футляр, после чего рассказчик заснул, а его товарищ вышел и сел курить трубку.
Главная мысль рассказа «Человек в футляре»
Нельзя прожить жизнь «в футляре», в постоянном страхе перед миром и перед изменениями. Такой человек приносит зло не только самому себе, но и всем, кто его окружает.
Отзыв о рассказе «Человек в футляре»
Это рассказ, выполненный с невероятной психологической точностью описания «человека в футляре», закрытого, боящегося всего на свете, и, что еще страшнее – заставляющего всего бояться окружающих его людей. Беликов отравляет жизнь не только себе, но и другим, заставляя их потворствовать его страхам, стремясь весь мир вокруг привести в единую, комфортную для него «норму». Общество, загоняющее себя в ограничения в угоду страху перед переменами, страху перед свободой, открытостью, всегда враждебно, как враждебен Беликов к любому минимальному противостоянию ему (в ссоре с Коваленко он не сдается, он тут же переходит к угрозам). И крах этого общества неизбежен, как была неизбежна смерть Беликова, увидевшего, что мир больше не боится его и развивается по своим законам.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Более всего мне запомнился эпизод похорон Беликова, рассказанный в непревзойденной ироничной манере Чехова. Он искренне пишет об облегчении, которое испытали его коллеги и знакомые, и которое они с трудом могли скрыть, им было «в удовольствие» хоронить Беликова. И тем печальнее, что влияние Беликова оказалось столь сильно, что не прошло после его смерти, люди привыкли жить в скуке и страхе, в «удушающей, поганой» атмосфере, она стала естественной для них.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
- Антропос (греч. ἄνθρωπος, лат. antropos) – человек
- Скоромное – продовольственные продукты, которые не употребляются во время постов.
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.
- В любовных делах, а особенно в женитьбе, внушение играет большую роль.
- Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке.
- Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие. Когда мы возвращались с кладбища, то у нас были скромные постные физиономии; никому не хотелось обнаружить этого чувства удовольствия