Главная » читательский дневник » Быков В. “Обелиск” Читательский дневник, краткое содержание

Быков В. “Обелиск” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Быков Василь Владимирович, родился в 1924, умер в 2003 гг. Белорусский и советский писатель, публицист, общественный деятель, ветеран Великой Отечественной войны. Наиболее известные произведения «Сотников», «Обелиск», «Мертвым не больно».

Название: Обелиск

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: большая значимость незаметного подвига

Число страниц: 67

Год написания повести «Обелиск» –  1971. В 1974 году за повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР. В 1976 году повесть была экранизирована.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  • Рассказчик – его имя не называется. Уроженец деревни, взрослый, состоявшийся человек.
  • Алесь Иванович Мороз – сельский учитель. Преданный профессии, любит детей, честный, благородный, храбрый. Поступает по своим убеждениям, легко нарушает порядок, если считает, что прав, за что пользуется уважением учеников.  «Не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата»
  • Тимофей Титович Ткачук – бывший заврайоно, бывший партизан, ныне пенсионер. Резкий, прямолинейный, неравнодушный. Фронтовик. «Я видел возле себя изрядно подвыпившего, привередливого пенсионера; от его слов о своем превосходстве над покойным несло обычной стариковской похвальбой, всегда не слишком приятной».

Время и место действия повести «Обелиск» – Минск, 60е годы. Деревня Сельцо в Белоруссии, 1941-42гг.

Краткое содержание повести «Обелиск»

  1. Рассказчик узнает о смерти своего давнего знакомого Павла Миклашевича, сельского учителя в деревне Сельцо. Он сокрушается, что так и не повидал его живым и едет на похороны. Во время поминок он знакомится с пенсионером Тимофеем Ткачуком. Тот вспоминает учителя Алеся Мороза, которого забыли люди, а ведь он достоин памяти.
  2. Возвращаясь домой рассказчик вместе с Ткачуком подходит к небольшому, скромному, но ухоженному обелиску, где на табличке указаны пять имен школьников. Автор бывал здесь, но с удивлением увидел и новое имя – Мороза А.И. По пути Ткачук рассказывает автору его историю.
  3. Мороз преподавал в сельской школе, когда перед войной Ткачук был заведующим районо. Молодого учителя критиковали за нежелание учить по программам, за слишком доверительные отношения с учениками. Самому Ткачуку нравилась прогрессивность и любовь к профессии молодого педагога. Он стремился заступиться за детей даже перед родителями. Так, Павла Миклашевича он забрал у жестокого отца и не отдал даже милиции, добившись лишения родительских прав.
  4. Когда началась война, и село заняли фашисты, Мороз с разрешения оккупантов продолжил вести уроки для детей. Он раздобыл радиоприемник и стал взаимодействовать с партизанским отрядом, в котором находился и Ткачук. Полицай донес на Мороза, в школе устроили обыск, учителя допросили, но ничего не нашли.
  5. Ученики решили убить полицая и подпилили опоры моста так, что машина, в которой он ехал с немецким офицером, упала в воду. Павел Миклашевич рассказал об этом Морозу.
  6. Фашисты поймали мальчиков и угрожали повесить, если не сдастся учитель. Мороз сам пришел к полицаям, но детей не отпустили. После жестоких пыток их повели на казнь. По пути Мороз отвлек конвой, и Павлу Миклашевичу удалось сбежать. Он был тяжело ранен в грудь, но смог попасть к отцу, который, несмотря на прежние конфликты, выходил сына.
  7. Мороза и учеников повесили. Павел остался инвалидом: после тяжелого ранения у него развился туберкулез. Он много лечился, но все-таки умер рано, не выдержало сердце.
  8. В честь погибших мальчиков поставили обелиск, об учителе Морозе же забыли, ведь он не убивал фашистов, и добровольно сдался в плен. Но Ткачук готов, пока жив сам, рассказывать о небольшом, но важном подвиге сельского учителя. 

Главная мысль повести «Обелиск»

В годы войны каждый приближал Победу, как мог, и каждый боролся с фашизмом. Подвиг учителя Мороза в том, что он поступал по велению совести и долга, который выполнил до конца.

Отзыв о повести «Обелиск»

Повесть производит тяжелое впечатление, хотя в ней сравнительно немного сказано именно о зверствах фашистов на нашей земле и об ужасах войны (хотя, конечно, пытки и казнь подростков – это очень страшные страницы периода оккупации, особенно в Белоруссии). Она пронизана ощущением несправедливости и человеческой неблагодарности. Всего 20 лет назад закончилась война, но выжившие уже оценивают поступки безвинно погибшего человека самой мирной профессии – учитель – с позиции «выгоды» для победы, убивал ли он немцев. Это повесть не столько о войне, сколько о силе духа человека, о верности принципам и идеалам, профессиональному долгу. Поведение Мороза – это тоже форма народного сопротивления фашистам, пример, как человек остается человеком в любой ситуации.  

Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Наибольшее впечатление на меня произвела сцена похорон сержанта Пекушева, погибшего в схватке с полицаями. Ткачук обстоятельно рассказывает о подготовке к похоронам и о своих переживаниях, ведь это была первая смерть в партизанском отряде. О том, с каким количеством смертей придется столкнуться фронтовикам совсем скоро, повествуют следующие фразы – когда хоронили уже без почестей, без отдельной могилы и даже имени. Это еще одно короткое, но страшное свидетельство войны.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Землянка – углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
  • Районо – районный отдел народного образования (сокращ.).
  • Рубиновый – ярко-красный.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Это был приземистый бетонный обелиск в оградке из штакетника, просто и без лишней затейливости сооруженный руками каких-то местных умельцев.
  • Мороз был нашей болячкой. На совести у обоих. У меня и у него. Ну да я что… Я сдался. А он нет. И вот — победил. Добился своего. Жаль, сам не выдержал.
  • Еще прислушался: совсем чудно — слышу монолог князя Андрея под Аустерлицем. Помнишь: «Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидел нынче… И страдания этого я не знал также… Да, я ничего этого не знал до сих пор. Но где я?..»

Рисунки к повести Быкова “Обелиск” для читательского дневника

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *