Главная » читательский дневник » Богомолов В.О. “Иван” Читательский дневник, краткое содержание

Богомолов В.О. “Иван” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Богомолов Владимир Осипович, родился в 1924, умер в 2003 году. Советский писатель. Наиболее известные произведения «В августе сорок четвертого», «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…», «Иван».  

Название: «Иван»

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: судьба маленького героя войны

Число страниц: 104

Год написания повести «Иван» – 1957, впервые опубликована в журнале «Знамя».

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Иван – мальчик 11 лет. Неразговорчивый, независимый, не по годам серьезный, храбрый. «Вид у него был жалкий, измученный, однако держался он независимо, говорил же со мной уверенно и даже властно: он не просил, а требовал».
  2. Гальцев – старший лейтенант, молодой командир. Смелый воин, немного не уверенный в себе из-за молодости, добрый, отзывчивый. «Дело в том, что я лишь временно исполнял обязанности командира батальона, и все знали, что я «временный». К тому же мне был всего двадцать один год, и, естественно, ко мне относились иначе, чем к другим комбатам».

Время и место действия повести «Иван» -1943 г., СССР, левый берег Днепра рядом с деревнями Сосновка и Новоселки.

Краткое содержание повести «Иван»

Кратчайшее содержание:

Смыслом жизни юного разведчика Ивана была месть фашистам, убившим его семью. Мальчик совершил немало подвигов и погиб, как герой.

  1. Ночью к старшему лейтенанту Гальцеву привели задержанного мальчика. Он назвал свою фамилию – Бондарев, и потребовал сообщить о нем в штаб. Гальцев отметил, что мальчик очень худой, явно уроженец этих мест, а на его спине увидел след от пули. Мальчик знал фамилии офицеров штаба, и Гальцев сообщил о нем. В штабе мальчика действительно знали, сообщили, что его зовут Иван, и велели отнестись к нему внимательно. Мальчик пересчитал зернышки и хвою, которые достал из кармана, записал эти данные и передал в штаб.
  2. Гальцев уложил Ивана спать, но тот тревожился, доставлен ли пакет в штаб. Приехавший капитан Холин сказал мальчику, что его ждал связной с лодкой, и оказалось, что маленький разведчик вплавь добрался с вражеского берега за три километра, по холодной октябрьской реке. Оказалось, что Ваня уже награжден орденом Отечественной войны и медалью «За отвагу». Ивану не терпелось скорее отправиться в штаб, и вместе с Холиным он уехал.
  3. Через три дня к Гальцеву приехал старшина Катасонов. Он рассказал, что на днях погибли двое из разведгруппы, отправившейся на другой берег, а Ваню пытаются отправить в суворовское училище, но он отказывается до конца войны, хочет быть разведчиком, потому что ненавидит немцев. Приехавший с проверкой готовности к обороне Холин понял, что этот берег находится под постоянным наблюдением фашистов. Он вновь привез Ивана в батальон. Гальцев заметил, что сегодня Иван выглядит намного лучше, он разговорчив и дружелюбен, и мальчик очень понравился ему. Он понял, что сегодня ночью Ивана отправят на разведку в тыл фашистов.
  4. Иван обратил внимание на нож с красивой наборной рукоятью и попросил подарить его. Гальцев объяснил, что это память о друге, погибшем у него на глазах. Гальцев узнал от Холина, что отец мальчика погиб в первый день войны, маленькую сестренку убило у него на руках, он успел побывать в партизанах и в лагере смерти. Как разведчик, он стоит целый разведроты, потому что ребенок не вызывает подозрений. Уже решено, что после войны кто-то из офицеров его усыновит.
  5. Холин сообщил, что Катасонова срочно вызвали в штаб, и Гальцеву придется идти в разведку вместо него, чтобы прикрывать Ивана в лодке. Если Ивана заметят, он должен подать сигнал ракетой, тогда начнется бой, который отвлечет фашистов, и мальчик сможет вернуться. Этот план показался Гальцеву опасным, но Холин раздраженно заверил его, что все неоднократно проверено. 
  6. Ивана одели в бедную деревенскую одежду и снабдили специально заготовленным домашним хлебом, колбасой и салом. По пути Гальцев обнаружил труп Катасонова, которого застрелил снайпер. Он понял, что Холин обманул Ивана, чтобы не расстраивать мальчика перед опасным заданием.      
  7. Проводив Ивана, Холин и Гальцев заняли место в засаде, но их спугнули прошедшие совсем рядом фашисты. После тяжелой переправы разведчики смогли вернуться к своим. Гальцев узнал, что Ване предстоит пройти одному 50 километров во вражеском тылу. Холин упрекнул Гальцева, что тот пожалел для мальчика красивый нож.
  8. Гальцев больше не видел Ивана и не знал о его судьбе. Он заказал для мальчика точно такой же нож у слесаря-умельца и надеялся передать его при случае. После успешного наступления Гальцев случайно встретился с подполковником Грязновым, знавшим Ивана. Но отказался рассказывать подробности о мальчике, сообщив только, что с того задания он вернулся, а позже сбежал, когда его отправили в училище. А таких ножей у Ивана уже с десяток.
  9. Ближе к концу войны Гальцев был тяжело ранен, и его отправили в Берлин для работы с трофейными немецкими документами. Разбирая приказы и донесения 1943 года, он нашел сведения о Ване, который был схвачен при наблюдении за составами и после допросов расстрелян. 

Главная мысль повести «Иван»

Война не щадила ни детей, ни взрослых. И перенести нечеловеческие испытания многие смогли, только посвятив себя мести фашистам, посильной помощи фронту. Особенно страшно, когда наравне со взрослыми с врагом сражаются обездоленные войной дети.

Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы:
Родителям в помощь – наш канал для родителей
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

Приглашение в закрытый канал Копилка полезностей - книги, бесплатные онлайн-курсы и другие полезные ресурсы для обучения и развития.

Отзыв о повести «Иван»

Повесть «Иван» раскрывает перед читателем одну из самых страшных сторон войны – историю искалеченного детства. Мальчик, оставшийся без родителей, прошедший концлагерь, ненавидит фашистов с недетской силой. Месть врагам становится для него главным делом жизни. Его сила духа вызывает уважение и восхищение у взрослых и опытных бойцов, которые относятся к мальчику по-отечески, но не могут уберечь его от опасностей – ведь Иван сам готов пройти через страх и угрозу смерти. Он еще ребенок, который в минуты покоя любит играть, хочет получить в подарок красивый нож, обижается на своего командира. И при этом Иван – настоящий разведчик, который погиб, как герой. Необходимо помнить подвиги таких мальчишек, как Иван, потому что они тоже приближали общую победу страны над фашизмом. 

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод, когда Гальцев возвращается в свою землянку после проверки лодок перед вылазкой. Он обнаруживает, что Иван играл – взял его нож и бинокль, перевернул и накрыл одеялом стол (наверное, это был вражеский дот), нечаянно разлил чернила. Этим эпизодом автор ярко показывает, насколько противоестественна война для детской психики: ребенок, даже прошедший страшные испытания, остается ребенком и использует любую возможность, чтобы поиграть.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Домотканый – сшитый домашним, кустарным способом
  • Ординарец – военнослужащий, состоящий для посылок и приказаний при начальнике
  • Траншея – протяженное углубление в грунте, предназначенное для коллективной защиты и ведения огня
  • Финка – нож с узким и прямым клинком

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Страшней нет, чем тоска!
  • А в тебе доброты и доверия под самую завязку, одолжил бы немцам чуток, души помазать!..
  • Послушав его, можно подумать, что, если я своевременно буду представлять все эти бумаги в штаб полка, война будет успешно завершена в ближайшее время.
  • Тихий холодный день; так тихо, что можно, кажется, забыть о войне.
  • Не будь войны, я, встретив ее, верно б, влюбился и, ответь она мне взаимностью, был бы счастлив без меры, бегал бы вечером на свидания, танцевал бы с ней в парке Горького и целовался где-нибудь в Нескучном…
  • Как рассказывает про лагерь или вспомнит отца, сестренку, – трясется весь, – никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть…
  • За тобой батальон, полк, целая армия… А он один!

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *