Главная » читательский дневник » Айтматов Ч.Т. “Белый пароход” Читательский дневник, краткое содержание

Айтматов Ч.Т. “Белый пароход” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Айтматов Чингиз Торекулович. Родился в 1928, умер в 2008 г. Русский, киргизский писатель, дипломат. Произведения Ч. Айтматова переведены на 174 языка мира, общий тираж его произведений достигает 80 миллионов. Наиболее известные произведения «И дольше века длится день»,  «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Прощай, Гульсары!», «Белый пароход».

Название: «Белый пароход»

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: жестокость и несправедливость взрослого мира глазами ребенка

Число страниц: 124

Год написания повести «Белый пароход» – 1970. Впервые была опубликована в 1970 году в журнале «Новый мир», в том же году вышло отдельное издание.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Мальчик семи лет. Одинокий, мечтательный, добрый. «Один, без друзей, мальчишка жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали».
  2. Момун – дед мальчика. Тихий, забитый старик, стремящийся всем угодить, которого никто не уважает. «Лицо его было улыбчивое и морщинистое-морщинистое, а глаза вечно вопрошали: “Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чем твоя нужда».

Время и место действия повести «Белый пароход» – середина XX века, СССР, Киргизия, лесной кордон на берегу озера Иссык-Куль

Краткое содержание повести «Белый пароход»

Кратчайшее содержание:

Это повесть о судьбе мальчика, который был никому не нужен, кроме деда. Мальчик придумывал себе утешающие сказки о белом пароходе и матери-оленихе. Но они не смогли спасти его от жестокостей и беззакония окружающего взрослого мира.

  1. Мальчик живет вдвоем с дедом на заповедном кордоне. На кордоне всего три семьи, и он единственный ребенок здесь. У мальчика есть только дед Момун, помощник егеря Орозкула. Никто не следит за мальчиком и не воспитывает его, и он привык общаться со всеми окружающими его предметами и растениями.
  2. Дед Момун, несмотря на свой возраст, уважением на кордоне не пользуется. Но он добрый человек, и искренне любит внука. В автолавке дед купил мальчику портфель, чтобы тот пошел осенью в школу. Мальчик очень гордился портфелем. Второй его любимой вещью был дедов бинокль, в который мальчик высматривал с Караульной горы белый пароход на озере Иссык-куль. Он верил, что его отец  плавает матросом на этом прекрасном пароходе, и мечтал превратиться в рыбку с мальчишеской головой, и доплыть до парохода. Мать давно бросила мальчика и жила в городе с новой семьей. Потом он с грустью возвращался домой, к своей бесплодной тетке, которую избивал за это муж, егерь Орозкул, и к злой бабке, второй жене Момуна. Мальчик не понимал, почему нельзя всем вместе собраться и выбросить Орозкула в бурную реку.
  3. Перед сном мальчик рассказал портфелю сказку, которой научил его дед. Это была сказка о матери-оленихе, которая спасла и воспитала двух детей-сирот из смелого племени киргизов, и заботилась об их потомстве. Но потом наследники богатого человека снова стали убивать белых маралов, а мать-олениха ушла с детьми в другой край. Маралов в заповеднике не стало.    
  4. Осенью мальчик пошел в школу, и дед каждый день возил его верхом на коне. Однажды, когда Момун помогал Орозкулу грузить тяжелое бревно, оно сорвалось и чуть не убило Орозкула. Момун увидел в лесу отпрянувших в страхе белых маралов и обрадовался, что они вернулись в заповедник. Разозлившись на старика, который еще верит в чудеса, Орозкул не отпустил его забрать мальчика из школы. Момун не смог вытерпеть это, и, когда Орозкул ударил его, забрал коня и уехал. В пути он рассказал мальчику, что вернулись маралы. Пьяный Орозкул выгнал жену из дома и уволил старика. Плача, мальчик убежал к реке и внезапно навстречу ему вышли маралы.  
  5. От переживаний у мальчика началась лихорадка, и в бреду он видел мать-олениху. Он просил ее послать Орозкулу ребенка, чтобы он перестал бить жену. Мальчик вспомнил, как во время снежной бури в их доме остановились шоферы, едва не погибшие в снегу, и Момун был уверен, что это мать-олениха помогла шоферам вытащить машины из снежного плена. В жертву матери-оленихе Момун принес черную овцу, которую зарезал на глазах у мальчика.
  6. Из-за болезни мальчик не пошел в школу. Момун, которого жена заставила идти просить прощения у Орозкула, увидел у него важных гостей. Внезапно вышли маралы, и один из гостей захотел поохотиться на них. На робкое замечание деда, что охота здесь запрещена, Орозкул ответил, что маралов здесь не водится, а значит, и никакой охоты нет. Момун надеялся только, что Орозкул его простит.
  7. Гости вместе с Орозкулом вернулись домой, и мальчик вышел к ним во двор. Он увидел пьяного деда, гору мяса, которое разделывал Орозкул и голову матери-оленихи. Все сели за стол есть это приготовленное мясо, и гость со смехом рассказал, как заставил Момуна убить мать-олениху. Мальчик не смог поднять мертвецки пьяного деда, который совершил самое страшное преступление в своей жизни. Шатаясь от горя, мальчик вошел в реку и стал рыбой.

Главная мысль повести «Белый пароход»

В противостоянии человека и природы человек оказывается сильнее, потому что у него есть оружие, и добро не всегда побеждает зло. Это противостояние губительно для общества и рано или поздно приводит к трагедии.

Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы:
Родителям в помощь – наш канал для родителей
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

Приглашение в закрытый канал Копилка полезностей - книги, бесплатные онлайн-курсы и другие полезные ресурсы для обучения и развития.

Отзыв о повести «Белый пароход»

Пронзительно грустная и трагическая повесть «Белый пароход» буквально наполнена одиночеством, болью и обидами одних людей и злобой, жестокостью и всевластием других. Автор заставляет читателя испытывать сильнейшие эмоции сопереживания мальчику, ненависти к его дядьке, брезгливой жалости к деду и тетке. Противостояние человека и природы не может закончиться хорошо, потому что человек выступает только как разрушитель, убийца заповедного леса и прекрасных оленей. Он уничтожает их, опьяненный безграничной властью и жаждой денег. Психика мальчика не может справиться с таким ужасом, и он находит для себя единственно возможный выход – тоже стать частью природы, «рыбой». Очень тонко описано одиночество мальчика, который одушевляет любимые предметы, рассказывает сказки портфелю и иногда так погружается в свои мечты, что даже читатель не может отличить их от реального повествования.  

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Больше всего меня впечатлила кульминация повести, когда мальчик видит во дворе разделку туши убитого марала, сцена выламывания рогов из головы матери-оленихи. Это по-настоящему страшные страницы, очень подробные и кровавые, написанные без жалости к читателю, их невозможно перечитывать. Такой эффект и требовался автору, чтобы показать весь ужас содеянного убийцами и крушение жизни мальчика. 

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Егерь – штатный работник заповедника, заказника, ведающий охотой и охраной животных
  • Камча – короткая ременная плеть для управления лошадью
  • Марал – крупный олень с большими ветвистыми рогами
  • Отмель – прибрежная, идущая от берега мель
  • Тугай – пойменный лес в речных долинах пустынной и полупустынной зоны Средней Азии

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • усердие его никем не ценилось, как не ценилось бы золото, если бы вдруг его стали раздавать бесплатно
  • Не зря, говорят, люди не прощают тому, кто не умеет заставить уважать себя.
  • Многие люди умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, снедающей их вечной страсти – выдать себя за большее, чем они есть.
  • Живет в большом доме, но в маленькой комнатке, до того маленькой, что повернуться негде.
  • Человека долго рожать и растить, а убить – скорее скорого.
  • Недаром говорят – у сироты семь судеб.
  • детская совесть в человеке – как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает.

Рисунки к повести “Белый пароход” для читательского дневника

Рисунки к повести "Белый пароход" для читательского дневника
Рисунки к повести "Белый пароход" для читательского дневника
Рисунки к повести "Белый пароход" для читательского дневника
Рисунки к повести "Белый пароход" для читательского дневника

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *