Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. 2 часть Ответы
Упр. 141. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Солнце с длинными лучами
Землю вымыло (ср. р.) ручьями.
И раскрыли веки
Голубые реки.
В. Фетисов
- Подчеркните глагол, который может изменяться по родам. Укажите его род.
- Устно разберите второе предложение по членам предложения.
Основа предложения: подлежащее – реки, сказуемое – раскрыли. Раскрыли (что?) веки – дополнение. Реки (какие?) голубые – определение.
Упр. 142. Прочитайте скороговорку. Догадайтесь, как её надо читать правильно. Обозначьте в словах ударение.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
ПерепЁлка пЕла (ж. р.), пЕла (ж. р.), пЕрепела перепЕла (ж. р.).
ПЕрепел не утерпЕл (м. р.) – перепЁлку перепЕл (м. р.).
И поЮт перепелА: «Спать порА! Спать порА!»
- Чем интересны слова в скороговорке? Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Укажите род глаголов в прошедшем времени.
Слова в скороговорке интересны тем, что они одинаково пишутся, но имеют разный смысл и даже являются разными частями речи в зависимости от ударения.
Упр. 143. Прочитайте. Укажите время глаголов.
- Составьте и запишите это предложение, употребляя глагол в форме прошедшего времени.
Ребята ловили на озере окуней.
Упр. 144. Прочитайте. Подберите глаголы, которые могут иметь данные окончания. Запишите их. Рядом с глаголом укажите в скобках время, род и число глагола или только время и число.
-а гуляла (пр. вр., ж. р., ед. ч.)
-о потемнело (пр. вр, ср. р., ед. ч.)
□ съел (пр. вр., м. р., ед. ч.)
-и играли (пр. вр., мн. ч.)
- Разберите по составу любой из записанных вами глаголов.
Гуляла – корень гул, суффикс я, суффикс л, окончание а.
Упр. 145. Прочитайте. Что дано в скобках: предлоги? приставки? Подчеркните предлоги. Где пропущены запятые? Поставьте их.
Жучишка-крошка
Влетел в окошко,
Возле меня полежал немножко,
Потом уселся на ухо кошки,
Потом попил компот из ложки…
В. Лунин
- Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните изученные орфограммы.
- Устно составьте продолжение текста.
Потом поел хлебные крошки,
Потом отдохнул еще немножко
И улетел обратно в окошко.
Упр. 146. Прочитайте. Образуйте от глаголов в неопределённой форме глаголы прошедшего времени. Укажите род глаголов в единственном числе.
Светить – светил (м. р.), светила (ж. р.), светило (с. р.), светили.
Услышать – услышал (м. р.), услышала (ж. р.), услышало (с. р.), услышали.
Зеленеть – зеленел (м. р.), зеленела (ж. р.), зеленело (с. р.), зеленели.
Реять – реял (м. р.), реяла (ж. р.), реяло (с. р.), реяли.
- Выделите в глаголах прошедшего времени суффиксы (выделено жирным) и окончания (подчеркнуты).
- Устно разберите по составу любой из образованных вами глаголов в прошедшем времени.
Светили – корень свет, суффикс и, суффикс л, окончание и.
Упр.147. Прочитайте. Подчеркните в словах орфограммы.
Сирень, расцвести. Картофель, подрумяниться. Такси, подъехать. Мышь, пробежать. Спектакль, начаться. Варенье, свариться. Друзья, помириться. Кафе, открыться.
- Составьте из слов нераспространённые предложения, употребляя глаголы в прошедшем времени. Запишите предложения.
Сирень расцвела. Картофель подрумянился. Такси подъехало. Мышь пробежала. Спектакль начался. Варенье сварилось. Друзья помирились. Кафе открылось.
- Выполните устный разбор любого глагола как части речи (см. Памятку 1 в учебнике).
Расцвела – глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделала? нач. форма расцвести, I спряжение, глагол употреблен в форме прошедшего времени в единственном числе, в женском роде. В предложении – сказуемое.
Упр. 148. Прочитайте. Образуйте от каждого глагола формы прошедшего времени по образцу. Запишите глаголы.
Светить – светился, светилась, светились.
Баловаться – баловался, баловалась, баловались.
Обидеться – обиделся, обиделась, обиделись.
Одеваться – одевался, одевалась, одевались.
Извиняться – извинялся, извинялась, извинялись.
Упр. 149. Прочитайте начало стихотворения Г. Сапгира «Ночь и день».
Косматые Грустилы
Над мостиком грустили.
И тихая Журчала
Под мостиком журчала (ж. р.).
А серое Ухало
Летало (ср. р.) и ухало (ср. р.).
На цветах лежала Мгла –
Так и ночь пришла (ж. р.)…
- Пофантазируйте, о чём сообщается в каждом предложении. Какие зрительные образы у вас возникли? Если хотите. Можете их изобразить на рисунке.
Косматые Грустилы – представляются плакучие ивы со склоненными ветвями. Тихая Журчала – спокойная речка. Серое Ухало – филин, ухающий в темноте.
Представилась картинка: ночь, силуэты деревьев, свет луны, где-то ухает филин, но его не видно.
- Найдите одинаково звучащие слова. Почему они написаны по-разному? Одинаковыми ли частями речи являются эти слова?
Грустилы грустили, Журчала и журчала, Ухало и ухало – эти слова звучат одинаково (или почти одинаково). С большой буквы написаны существительные, имена собственные, а с маленькой – глаголы.
- Подчеркните глаголы в форме единственного числа, укажите их род.