Автор: Верейская Елена Николаевна. Родилась в 1886 г., умерла в 1966 г. Советская детская писательница.
Название: Три девочки. История одной квартиры.
Год написания: 1948
Жанр: повесть
Тема произведения: жизнь людей в довоенную и военную пору
Число страниц: 224
Главные герои и их характеристика
- Наташа – честная, искренняя, отзывчивая.
- Люся – капризная, ленивая, самолюбивая.
- Катя – хозяйственная, скромная, застенчивая.
- Леонтий Федорович – папа Наташи. Умный и благородный.
- Софья Михайловна – мама Наташи. Добрая и мудрая.
- Доктор – сначала мрачный, неразговорчивый человек, потом – добрый и заботливый.
- Яков Иванович – дедушка Кати. Мастер на заводе. Серьезный, работящий.
Мое отношение к героям произведения
Мне понравились все герои повести, потому что они хорошие, добрые и умные люди. Но больше всех мне понравился старый доктор. Его имя даже не называется, но ясно, что это благородный и честный человек, проживший трудную и достойную жизнь. Меня очень тронула сцена, как он втайне от всех отдавал свой хлеб маленькому Тотику. Маме Наташи он честно объяснил, что правильнее будет спасать ребенка, а не старика.
О чем произведение (кратчайшее содержание в одном предложении)
О жизни людей коммунальной квартиры до войны и в блокаду Ленинграда.
Сюжет (краткое содержание)
1. Часть 1. Наташа и ее родители переехали в новую коммунальную квартиру. Она познакомилась с девочками Катей и Люсей. Катя жила с дедушкой, а Люся – с мамой. Также в квартире жил замкнутый, нелюдимый доктор, его имени никто не знал.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
2. В общем коридоре девочки устроили свою комнату и назвали ее «классная». Все, кроме доктора, отпраздновали День рождения Наташи.
3. Девочки узнали, что жена доктора умерла в тюрьме, потому что была революционеркой, а лучшие друзья предали его.
4. Папа Наташи рассказал девочкам историю своего знакомства с мамой. Папа был воспитанником детского дома-колонии, а Вихрашка, как звали маму в детстве, была дочкой директора детского дома.
5. Девочки сделали сюрприз доктору: забрались в его комнату и прибрали ее. Доктор очень рассердился. Мама отругала девочек и пристыдила доктора за плохое отношение к людям. Наташа придумала, как помириться с доктором. Девочки написали ему письмо и попросили прощения.
6. Из деревни вернулся трехлетний брат Наташи Тотик (Иван). Он сразу потянулся к доктору и прозвал его «Гуливел». Доктор полюбил Тотика.
7. Мама Наташи попросила Якова Ивановича починить замок в комоде. Она узнала, что старый слесарь один вырастил сына и внуков – Катю и ее старшего брата. Софья Михайловна посоветовала дедушке быть ласковее с внучкой.
8. Первого сентября Наташе не понравилось в новой школе, она даже нагрубила пионервожатой. Но Катя поговорила с пионервожатой, а мама – с учительницей Наташи, и они помогли девочке подружиться с классом.
9. Вместе с родителями девочки играли в ребусы. Папа придумал, что их квартира называется «Соленая Католюандо» по первым слогам имен всех жильцов.
10. Девочки решили вместе встречать Новый год. Яков Иванович отказывался, но Вася смог уговорить его. К празднику вышел даже маленький Тотик. Все много шутили и смеялись, и думали, что наступающий 1941 год будет счастливым.
11. Часть 2. 1 января 1942 года. С утра Наташа писала письмо отцу на фронт. Она рассказала, что все они живут в одной комнате, чтобы было теплее. Наташа дежурит в пожарном звене, помогает тушить бомбы. Катя и Люся стали санитарками. В городе голод, люди умирают на улицах. Подумав, Наташа сожгла письмо, чтобы не расстраивать отца.
12. У обледеневшей проруби Наташа и Люся помогли старушке вытащить чайник с водой. По пути домой старушка чуть не умерла, но девочки спасли ее. Через несколько дней домой к девочкам пришел сын старушки, фронтовой шофер. Старушка называла своего сына «жених», и это прозвище закрепилось за ним.
13. Дедушка Кати работал и жил на заводе. Он приходил домой только когда начальник выгонял его. Он считал, что должен все время работать для победы.
14. Мама Люси работала в госпитале. Люся навещала ее. По пути она попала под обстрел и оказалась засыпанной в разрушенном доме. Девушки-комсомолки спасли Люсю и привели домой. Одна из девушек, Нина, обронила бумажник.
15. Наташа решила найти Нину и вернуть бумажник. Она прошла через прифронтовой район Ленинграда и увидела, сколько домов разрушили фашисты. Наташа успела увидеть Нину перед тем, как ее отвезли в больницу.
16. Софья Михайловна узнала, что доктор отдает Тотику почти весь свой хлеб. Доктор рассказал ей, что на Ладоге готовят «дорогу жизни» для спасения ленинградцев.
17. Жених предложил вывезти маму Наташи, Тотика и девочек по «дороге жизни» в деревню к маме его невесты. Доктор и Яков Иванович остались в Ленинграде.
18. Дорога была опасной и тяжелой. В пути ленинградцев впервые сытно накормили. Девочки очень замерзли и не помнили, как приехали в деревню. Несколько дней они только спали и ели.
19. Жених привез Якову Ивановичу и доктору продукты и письмо из деревни. Девочки писали, что они сыты, мама Наташи открыла в деревне детский сад и ясли. Старики были счастливы.
20. На следующий день Яков Иванович вернулся домой и нашел доктора мертвым. Его сердце не выдержало такой радости. После похорон Яков Иванович запер квартиру и переехал на завод.
21. Эпилог. После Победы отец Наташи вернулся с фронта без кисти левой руки. Вместе с Яковом Ивановичем он привел в порядок квартиру. Девочки и Тотик вернулись из деревни повзрослевшими, и Тотик попросил называть его Ваней.
21. Наташа решила стать художницей, Люся – дошкольным педагогом, а Катя еще не выбрала профессию. Они поклялись все силы отдавать своей Родине.
Понравившийся эпизод
Больше всего мне понравился эпизод в Главе XV, когда Наташа проснулась в избе после «дороги жизни». Девочки провели страшные и мучительные часы в пути, на морозе и ветре, совсем рядом с линией фронта. А утром Наташа вышла на крыльцо избы и увидела тихую, заснеженную деревню, в которой словно не было войны. Этот контраст поражает и запоминается.
План произведения для пересказа
- Новая квартира
- Знакомство с девочками
- Загадочный доктор
- Обустройство «классной»
- Сюрприз для доктора
- Примирение с доктором
- Как доктор стал Гуливелом
- Разговор мамы с Яковом Ивановичем
- Наташа в новой школе
- Игра в ребусы
- Встреча Нового года
- Письмо Наташи отцу
- Блокадная жизнь
- Спасение старушки
- Знакомство с женихом
- Люся попала в беду
- Поиски комсомолки Нины
- Строится «дорога жизни»
- Предложение Жениха
- Тяжелая дорога
- Девочки в деревне
- Письмо из деревни
- Смерть доктора
- Победа и возвращение.
Главная мысль
Настоящую дружбу не могут сломить никакие испытания.
Чему учит эта книга
Учит ценить дружбу. Учит быть сильным и стойким. Учит помогать другим. Учит, что добро всегда возвращается к человеку.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Эта замечательная детская повесть никого не оставит равнодушным. Она трогательная, с интересным сюжетом, с множеством подробностей о жизни довоенного Ленинграда и города, находящегося в кольце блокады. Первая часть словно наполнена добром, радостью, светлыми чувствами и поступками. Кажется, что впереди жильцов квартиры ждет только хорошее, но все перечеркивает война. И в страшные блокадные месяцы герои раскрываются по-новому, они проявляют свои лучшие качества – храбрость, стойкость, благородство, готовность пожертвовать собой, взаимовыручку. Именно благодаря своему неравнодушию девочки смогли спастись из блокадного города, им сторицей вернулось доброе дело, спасение незнакомой старушки. Хорошо, что почти все герои повести, кроме доктора, пережили войну и вернулись к мирной жизни.
Новые слова и выражения
- Буржуйка – металлическая печь для обогрева помещений
- Глицерин – вязкая прозрачная жидкость со сладким вкусом
- Дуранда – спрессованные отходы от производства масла
- Коптилка – устройство для освещения помещения, состоящее из флакона или банки с горючей жидкостью, в которую опускался фитиль
- Пионервожатая – руководитель пионерского отряда, пионерской дружины
- Райком – районный комитет, руководящая организация на уровне района города
Пословицы к произведению
- Старый друг лучше новых двух
- Друг познаётся в беде
- В тесноте да не в обиде
- Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной