- Проанализируй задачи. Чем они похожи и чем отличаются?
а) 12 клубничек разделили на 4 равные части. Сколько клубничек в каждой части?
б) 12 клубничек разделили на равные части так, чтобы в каждой части было по 4 клубнички. Сколько получилось частей?
Сделай вывод.
Решение
Похожи тем, что решаются одним действием. Только в первой задаче делят на равные части и получают количество клубничек в каждой части.
Во второй задаче ягоды делят на части по 4 клубнички в каждой и получают число таких частей.
Вывод:
Если число предметов делят на равные части, то получают количество предметов в одной части. Если число предметов делят на равные части, когда известно число предметов в одной части, то число частей.
2. Составь схемы и реши задачи:
А) Туристы испекли на костре 12 картошек. Сколько было туристов, если каждому досталось по 2 картофелины?
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Б) 18 шариков разложили в кучки по 9 шариков в каждой. Сколько получилось кучек?
Придумывай задачи, которые решаются так же, как и эти, но имеют другой смысл.
Решение
а) 12 : 2 = 6 ( т.) – было. Ответ: 6 туристов.
б)18 : 9 = 2 (к.) – получилось. Ответ: 2 кучки.
1) Таня купила на 10 рублей подружкам Чупа-Чупс по 2 рубля каждый. Сколько всего подружек?
2) Миша на 12 рублей купил 6 одинаковых карандашей. Сколько стоит один карандаш?
3. Раздели отрезок, длиной 10 см сначала на 2 равные части, а затем – на равные части по 2 см в каждой. Сделай рисунки и запиши равенства.
Решение
1) 10 : 2 = 5(см)
2) 10 : 2 = 5 (отр.)
Ответ: 5 см, 5 отрезков
4. Придумай по рисункам две различные задачи на деление с решением 14 : 2 = 7. Что обозначает делимое, делитель, частное?
Решение
1) 14 яблок разложили поровну на две тарелки. Сколько яблок на каждой тарелке?
2) 14 яблок разложили в подарки по два в каждый. Сколько подарков получилось?
Делимое означает, сколько всего было яблок.
Делитель в 1 задаче показывает, на сколько частей разделили все яблоки. Частное показывает, сколько яблок в каждой части.
Делитель во 2 задаче показывает, сколько яблок в каждой части. Частное показывает, сколько таких частей.
5. Придумай две различные по смыслу задачи на деление, которые решаются так: 12 : 6 = 2. Сделай рисунки.
Решение
1) 12 апельсинов раздали 6 детям поровну. Сколько апельсинов получил каждый?
12 : 6 = 2 (ап.) получил каждый ребенок.
2) 12 апельсинов разложили на тарелки по 6 штук. Сколько тарелок получилось?
12 : 6 = 2 (т.) – получилось.
6. Выполни действия:
Решение
16 : 8 + 7 ∙ 1 = 2 + 7 = 9 55 : 1 + 497 ∙ 0 = 55 + 0 = 55
2 ∙ 9 – 0 : 5 = 18 – 0 = 18 19 : 19 – 0 : 205 + 0 ∙ 86 = 1 – 0 + 0 = 1
7. Площадь прямоугольника равна 15 см², а ширина – 3 см. Найди периметр этого прямоугольника.
Решение
1) 15 : 3 = 5 (см) – длина прямоугольника.
2) (3 + 5) ∙ 2 = 16 (см) – периметр прямоугольника.
Ответ: 16 см
8. Периметр прямоугольника равен 1 дм 8 см, а ширина – 3 см. Чему равна его площадь?
Решение
1 дм 8 см = 10 см + 8 см = 18 см
1) 18 : 2 – 3 = 6 ( см) – – длина прямоугольника.
2) 6 ∙ 3 = 18 (см²) – площадь прямоугольника.
Ответ: 18 см²
9. Реши уравнения с комментированием по компонентам действий:
х – 24 = 307 43 + х = 900 516 – х = 427
Решение
х – 24 = 307 Чтобы найти целое, нужно сложить части.
х = 24 + 307
х = 331
Проверка:
331 – 24 = 307
307 = 307
43 + х = 900 Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть.
х = 900 – 43
х = 857
Проверка:
43 + 857 = 900
900 = 900
516 – х = 427 Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть.
х = 516 – 427
х = 89
Проверка:
516 – 89 = 427
427 = 427
10. Пчела Майя решила пример: 18 ∙ 3 = 54. Верно ли она нашла произведение? Какие ещё равенства можно составить из чисел 18, 3, 54?
Решение
Верно.
3 ∙ 18 = 54
54 : 3 = 18
54 : 18 = 3
11. Высота сосны 20 м. по ней ползёт улитка, каждый день поднимаясь на 2 м вверх и каждую ночь опускаясь на 1 м вниз. За сколько дней улитка поднимется на вершину сосны?
Решение
Значит, за сутки улитка поднимается всего на 1 м.
20 – 2 = 18(м) – поднимется улитка за 18 дней и ночей.
И на 2 м за 19 день. Значит, за 19 дней и 18 ночей улитка поднимется на вершину сосны.