1. Практическая работа 1
Положи перед собой 2 кружка. Увеличь их число на 5, затем уменьши на з. Сколько стало кружков?
Как увеличить число на несколько единиц? А как уменьшить?
Решение:
2 + 5 = 7
7 – 2 = 5 Увеличить число на несколько единиц, значит прибавить несколько единиц, а уменьшить – вычесть несколько единиц.
2. Практическая работа 2
Положи перед собой 3 кружка. Увеличь их число в 4 раза, затем уменьши в 6 раз. Сколько стало кружков?
Как увеличить и как уменьшить число в несколько раз?
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Решение:
Увеличить число в 4 раза, значит, умножить его на 4, уменьшить в 6 раз – разделить на 6.
3. Увеличь в 2 раза число 5. Уменьши в 2 раза число 6. Сделай рисунки.
Решение:
4. 1) Увеличь число 3 : в 5 раз; на 5; в 7 раз; на 7.
2) Уменьши число 12: в 6 раз; на 6; в 4 раза; на 4.
Решение:
1) 3 ∙ 5 = 15 3 + 5 = 8 3 ∙ 7 = 21 3 + 7 = 10
2) 12 : 6 = 2 16 – 6 = 6 12 : 4 = 3 12 – 4 = 8
5. Подбери для каждой цветной карточки подходящие выражения:
6. 1) Увеличь число х: в 4 раза; на 4; в 9 раз; на 9.
2) Уменьши число у: в 3 раза; на 3; в 10 раз; на 10.
Решение:
1) х ∙ 4 х + 4 х ∙ 9 х + 9
2) у : 3 у – 3 у : 10 у – 10
7. Прочитай задачи. Чем они похожи и чем различаются? Реши их по действиям и составь выражения.
а) В первой лодке 8 гребцов, а во второй – в 2 раза меньше. Сколько гребцов во второй лодке? Сколько всего гребцов?
б) В классе 8 девочек, а мальчиков – в 2 раз больше. Сколько в классе мальчиков? Сколько всего учеников?
Какое действие в выражениях следует делать первым? Почему?
Решение:
а) 1) 8 : 2 = 4(гр.) – во второй лодке.
2)8 + 4 = 12(гр.) – всего.
8 + 8 : 2 = 12(гр.) Ответ: 4 гребца; 12 гребцов.
б) 1) 8 ∙ 2 = 16 (м.) – в классе
2) 8 + 16 = 24 (уч.) – всего в классе.
8 ∙ 2 + 8 = 24 (уч.) Ответ: 16 мальчиков, 24 ученика.
Похожи тем, что обе решаются в 2 действия, первым действием находим второе число, которое больше или меньше первого в несколько раз, второе действие – сумма чисел.
Различие: в первой задаче второе число в 2 раза меньше , во второй – в два раза больше. Первым действием находим второе число, а потом их сумму. Согласно порядка действий в выражении.
8. Составь таблицу в тетради:
9. Найди числа, кратные 5, и представь их в виде 5 ∙k.
9 8 15 2 28 10 25 17 5 23 11 20
34 40 42 16 45 48 21 16 30 12 14 37
Решение:
15 = 5 ∙ 3 10 = 5 ∙ 2 25 =5 ∙ 5 5 = 5 ∙ 1 20 = 5 ∙ 4
40 = 5 ∙ 8 45 = 5 ∙ 9 30 = 5 ∙ 6
10. Выполни действия:
20 : 5 : 2 12 – 3 ∙ 3 + 5 ∙ 5
4 ∙ 10 : 8 7 ∙ 2 + 10 : 5 – 4 ∙ 4
17 – 45 : 5 6 : (3 ∙ 2) + (5 ∙ 4) ∙ 0
30 : 6 + 3 ∙ 9 (9 + 6) : 5 – 0 : ( 3 ∙ 8)
Решение:
20 : 5 : 2 = 4 : 2 = 2 12 – 3 ∙ 3 + 5 ∙ 5 = 12 – 9 +25 = 3 + 25 = 28
4 ∙ 10 : 8 = 40 : 8 =5 7 ∙ 2 + 10 : 5 – 4 ∙ 4 = 14 + 2 – 16 = 0
17 – 45 : 5 = 17 – 9 = 8 6 : (3 ∙ 2) + (5 ∙ 4) ∙ 0 = 6 : 6 + 20 ∙ 0 = 2
30 : 6 + 3 ∙ 9 = 5 + 27 = 23 (9 + 6) : 5 – 0 : ( 3 ∙ 8) = 15 : 5 – 0 = 3
11. Найди значения выражений:
6 ∙ 3 + 5 ∙ (42 – 36) 35 : 5 ∙ 4 + 16 : 2 ∙ 5
35 : 5 ∙ 4 + 16 : 2 ∙ 5 28 + (9 + 5) : 2 – 4 ∙ 8
Решение:
6 ∙ 3 + 5 ∙ (42 – 36) = 18 + 5 ∙ 6 = 48
35 : 5 ∙ 4 + 16 : 2 ∙ 5 = 7 ∙ 4 + 8 ∙ 5 = 28 + 40 = 68
35 : 5 ∙ 4 + 16 : 2 ∙ 5 = 100 – 16 : 4 ∙ 5 – 24 = 100 – 20 – 24 = 80 -24 = 56
28 + (9 + 5) : 2 – 4 ∙ 8 = 28 + 14 : 2 – 32 = 28 + 7 – 32 = 35 – 32 = 3
12. Реши уравнения с комментированием и сделай проверку:
5 ∙ х = 45 40 : х = 8 х : 5 = 7
Решение:
5 ∙ х = 45
ч ∙ х = Ц чтобы найти часть, надо целое разделить на другую часть
х = 45 : 5
х = 9
Проверка:
5 ∙ 9 = 45
45 = 45
40 : х = 8
Ц : х = ч чтобы найти часть, надо целое разделить на другую часть
Х = 40 : 8
Х = 5
Проверка:
40 : 5 = 8
8 = 8
х : 5 = 7
х : ч = ч Чтобы найти целое, части надо перемножить
х = 5 ∙ 7
х = 35
Проверка:
35 : 5 = 7
7 = 7
13. Рассмотри монеты на картинке. Представь эту же сумму денег наименьшим возможным числом монет.
Решение:
5 +2 + 1 + 1 = 9 (руб.) рублевыми монетами
10 ∙ 5 + 50 + 5 = 105 (коп.) = 1 руб. 5 коп
Всего 10 руб. 5 коп.
Ответ: 1 монета 10 руб. и одна монета – 5 коп.
14. Найди наименьшее число монет, которыми можно выдать сдачу.
Решение:
300 – 240 = 60 (коп.) – сдача. 1 монета 50 коп. 1 монета 10 коп.
500 – 425 = 75 (коп.) – сдача. 1 монета 50 коп., 2 – по 10 коп. и 1 монета 5 коп.
1000 – 850 = 150 (коп.) =1 руб. 50 коп. – сдача. 1 монета 1 руб. и 1 монета 50 коп.
15*. Составь все возможные трёхзначные числа из цифр (каждая из данных цифр встречается в записи числа только один раз):
Решение:
а) 297 279 729 792 927 972
б) 138 183 318 381 813 831
в) 460 406 604 640
16*.
Решение:
5 ∙ 3 – 4 = 15 – 4 = 11 12 : 3 + 4 = 4 + 4 = 8
8 : 2 ∙ 7 = 4 ∙ 7 = 28 18 + 6 ∙ 2 = 18 + 12 = 30
20 : 5 ∙ 6 = 4 ∙ 6 = 24 5 ∙ 8 – 4 = 40 – 4 = 36
30 – 3 ∙ 7= 30 = 21 = 9
14 : 7 – 2 = 2 – 2 = 0
2 ∙ 9 + 3 = 18 + 3 = 21