- Рассмотри рисунки. Найди среди этих растений лен. Отметь рисунок льна галочкой.
2. Раскрась рисунок на котором изображен обход домов на дмитриев день в Карелии
Фотографии по теме, которые помогут правильно раскрасить рисунок
3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.
Какое орудие труда вам было незнакомо до экскурсии? Как вы думаете, для чего оно служило?
Прялка – с помощью этого инструмента получают нити.Из волокнистой массы, которую подают на прялку получается нитка.
Ткацкий стан – на этом орудии труда из ниток изготавливают полотна, ткани, ковры
Самопрялка – в отличие от обычной прялки она более удобная, нить не нужно скручивать вручную, колесо вращается с помощью педали. Суть та же, что и у обычной прялки.
Трепало – это орудие для трепания волокна. Состоит из трех дощечек. Берут растение лен. Его стебли содержат льняное волокно. Но помимо этого есть и не нужные части: короткие грубые волокна – пакля, очень твердые части стеблей, одревесневшие – костра. С помощью трепала отделяют нужное льноволокно от отходов, ненужных частей. И вот из этого получившегося волокна на прялке прядут нити. Принцип действия – им просто колотят по стеблям, выколачивают все отходы.
Ступа с пестом – здесь толкли стебли льна.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Льномялка – в ней мнут стебли льна
Последовательность действий – собранные стебли льна сушат и затем 1) мнут в мялке, затем 2) толкут в ступе с пестом, после этого 3) отбивают трепалом; 4) из получившегося волокна получают нить на прялке или самопрялке; 5) из нити ткут ткань на ткацком стане.
Ответы на вопросы из учебника
Когда наступает праздник Покрова? 14 октября
Какие вы знаете совместные работы, когда люди и трудятся, и песни поют, и играют?
- капустник
- когда девушки собирались вместе прясть, вышивать, плести кружева
Народная загадка о льне. О каких видах работ со льном сказано в загадке, а о каких не сказано?
Клочьями рвали, (сбор льна с поля, лен выдергивают вместе с корнем)
По полю вязали, (лен связывают в снопы)
Били меня,
Колотили меня, (лен отбивали, мяли, трепали, чтобы подготовить к пряже)
Под ключ запирали, (убирали в сундук готовое полотно, одежду)
На стол сажали. (расстилали льняную скатерть на стол)
Не сказано о таких видах работ:
- лен нужно посеять весной, прополоть летом
- из подготовленного льного волокна девушки пряли полотно
- льняное полотно отбеливали на солнце
- из готового полотна шили одежду
Почему в старину для обработки льна женщины собирались вместе?
Обработка льна – это довольно сложная задача, вместе ее выполнять было легче, каждая женщина делала свою часть работы, потом они менялись. Также тяжелая работа идет гораздо легче за совместными разговорами и песнями.
Что можно делать в классе сообща, небольшой дружной группой? Как распределить работу между девочками и мальчиками?
Сообща можно наводить порядок в классе, ухаживать за животными живого уголка. Девочки могут убираться, наводить уют в классе, а мальчики расставлять парты, стулья, также мальчики могут производить мелкий ремонт.
Какое растение дает прочную красивую ткань? – лен
Как выглядит растение лен? У льна тонкие стебли, цветки льна голубого цвета
Название по порядку всех работ со льном:
- посеять лен весной
- прополоть летом
- осенью убрать с поля
- вымочить
- высушить
- мять, трепать, расчесать щеткой
- прясть пряжу