Главная » окружающий мир » Рассказ “На уроке грамоты” в Древнем Новгороде, окружающий мир 4 класс

Рассказ “На уроке грамоты” в Древнем Новгороде, окружающий мир 4 класс

Пример 1. Рассказ от имени ученика

Имя мое – Ждан, я сын купца Добряя. Вот уж немало я подрос, шести лет отроду отдал меня тятя в школу при монастыре грамоте учиться. Как вырасту – стану торговать пенькой, как отец, надо грамоте знать – считать гроши, учёт вести на бересте, читать письмена какие али Псалтирь.
“Велика бывает польза от учения книжного, – тятенька сказал. – А наши новгородцы, чай, грамотнее других; будешь и ты умом красен, оплачу твою науку”.
В нашей школьной дружине восемь отроков со мною вместе учатся чтению, письму, а тако ж пению да игре на гуслях. А сестрицам-девицам нашим в школу нельзя, дома прядут-ткут, да учатся мало помалу, на меня глядя. Девкам другая доля уготована.
И учитель, и староста у нас добрые да разумные весьма, ученье хорошо идёт, споро.
Для того вначале были у нас дощечки вощёные – церы. Коли плохо написал – свечкой мягкий воск растапливай, а как остынет – вновь пиши костяным писалом своим.
Зато нынче мы острым концом писала того на бересте пишем, а сие есть дело многотрудное. Староста Шестак обучил меня бересту вначале вымочить, тогда легче на ней писать. Я отрок гожий, стараюсь весьма. Считаю споро уже на абаке и без. Эх, как говорится, “Сперва Аз да Буки, а потом и науки”.
Лишь однажды учитель наказал меня розгами за нерадивость, другим же ученикам изрядно достаётся порой шлепков да тумаков.
Тятя доволен моими успехами, считает, пройду науки за три года – да ему добрым помощником стану. А я и не прочь.

Пример 2. Рассказ от имени ученика

Я – Ждан, сын купца Добрая. С шести лет отец отправил меня учиться грамоте в школу при монастыре. Когда я вырасту, я буду торговать пенькой, поэтому мне нужно уметь читать и писать, считать деньги и вести учет на бересте. Отец говорит, что учение книжное приносит большую пользу, и новгородцы в целом грамотнее других. В школе со мной учатся восемь мальчиков, они учатся читать, писать, петь и играть на гуслях. Девочки не ходят в школу, они остаются дома, прядут, ткут и учатся понемногу, глядя на меня. У нас хорошие и мудрые учителя и старосты, поэтому учеба идет хорошо.

Пример 3. Рассказ от имени ученика

Доброго здоровья, люд честной, вот я Первак, сын старшой Ушака-костореза из славного города Новгорода. Тятя мой – мастер знатный; гребни, ложки, рукояти режет, хочет меня вскорости своему мастерству обучить.
А как исполнилось мне семь лет – выточил отец собственноручно мне писало костяное и в школу при церкви отправил грамоте учиться. Ибо будь ты хоть косторез, хоть кожевенник, хоть купец заможный – счёт да письмо завсегда в жизни сгодятся. Даром что ли Новгород наш грамотеями славится, так, что со всех земель окрестных отроков к нам обучаться везут?
А девиц не везут, негоже им в люди, дома сидят, домашнюю работу исполняют, а попутно и грамоте чуток внимают от старших, кто учён.
Поначалу в школе меня в дружину определили, где ещё семеро ребят окромя меня. А главный над нами – Любим-староста, он учителю нашему строгому да толковому помощник.
Про розги баить не буду, бывает, что не так – достаётся нам, отрокам неразумным. Но что горевать, лучше стараться, грамоту бойчее постигать.
Поначалу мы на восковых дощечках писали – церами зовутся, дело нехитрое: как напишешь неверно – нужно свечу жечь, воск плавить, и – заново. Писало моё знатное, тятя ж точил, любо таким по мягкому воску буквицы выводить.
Дале – береста, тут сложнее. Бывало острым концом писала царапаешь, аж употеешь весь. Но с нашей улицы Беляй большой подсказал мне вымочить сперва бересту в воде варёной. Вот оно и ладно, мягче письмена идут.
А счёт на абаке – тут мне в дружине равных нет, считаю бойко, учитель хвалит – хоть в купцы иди, незазорно будет гроши великия считать.
Рисовать ещё люблю, а вот гусли не по нраву. Мечтаю скорее всю грамоту постичь и идти к отцу в обучение.

Пример 4. Рассказ от имени ученика

Меня зовут Первак, я сын известного в Новгороде мастера по резьбе по кости Ушака. Мой отец хочет научить меня своему ремеслу, поэтому когда мне исполнилось семь лет, он сделал для меня костяное писало и отправил меня учиться грамоте.

Грамота нужна всем, независимо от профессии – будь ты резчик по кости, кожевенник или богатый купец. Ведь без умения читать и писать трудно представить себе успешную жизнь. Именно поэтому Новгород славится своими грамотными людьми, и сюда приезжают учиться грамоте отроки со всех окрестных земель.

А вот девочек не привозят, им не нужно учиться грамоте, они должны оставаться дома и выполнять домашнюю работу, а заодно и учиться у старших.

Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы:
Родителям в помощь – наш канал для родителей
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Приглашение в закрытый канал Копилка полезностей - книги, бесплатные онлайн-курсы и другие полезные ресурсы для обучения и развития.

Сначала в школе я попал в дружину, где кроме меня было еще семь ребят. Наш старший – староста Любим, который помогает нам учиться и следит за порядком. Вместе мы учимся читать, писать и петь, а также играем на гуслях.

Пример 5. Рассказ от имени учителя

Дорогие ученики. Буду учить вас грамоте. Зовут меня Онуфрий и я ваш наставник.

В нашей школе вы будете изучать не только игру на гуслях и счет, но и начнете изучать грамоту. Дабы любой из вас смог правильно начертать свое имя и написать свою волю. В нашей школе учат только мальчиков. Девочкам негоже учиться. Они должны домом заниматься и семьей. Вы поступаете на обучение с шести-семи летнего возраста. В самом начале нашего обучения вы поймете – чем можно писать на бересте, как ее правильно приготовить. Но прежде вы научитесь вообще писать и освоите азбуку. Для этого вам раздадут специальные дощечки, покрытые воском. Они называются цера. Пока писать нормально не научитесь – будете писать на них. Если будут ошибки, то воск растопите и после его остывания начнете писать вновь.

Как выучитесь писать грамотно, то станете сами изготовлять бересту и писать уже на ней. Вас научат как правильно выбрать нужную березовую кору, как определить качественность коры. Брать надо только ту, где нет прожилок и трещин. Потом кору нужно очистить от верхнего слоя и прокипятить в щелочном растворе. После чего вам предстоит ее просушить и разгладить под прессом. После этого вам раздадут писалы или по другому стилосы. Это такие костяные палочки для письма по бересте. С их помощью вы будете процарапывать свои послания. Писать необходимо только на внутренней части бересты, после чего послание скатывается в трубочку и отправляется адресату.

Теперь вы можете приступать к первым урокам грамоты.

Пример 6. Рассказ от имени учителя

Ученики, я ваш учитель Онуфрий. Мы будем изучать не только музыку и счет, но и грамоту. Вы научитесь писать свое имя и выражать свои мысли. Учим только мальчиков, девочки остаются дома. Обучение начинается с 6-7 лет. Вы узнаете, как готовить бересту для письма, как правильно писать. Для этого используются дощечки с воском – церы. Если делаете ошибки, стираете воск и начинаете заново. Когда научитесь писать правильно, сможете сами делать бересту. Мы научим вас выбирать хорошую березовую кору и обрабатывать ее.

Учебник. Страна городов. Окружающий мир Плешаков, Крючкова 4 класс Ответы


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *