Главная » читательский дневник » Платонов А.П. “Песчаная учительница” Читательский дневник, краткое содержание

Платонов А.П. “Песчаная учительница” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Платонов (Климентов) Андрей Платонович, родился в 1899, умер в 1951г. Русский советский писатель, публицист, сценарист, драматург, изобретатель. Участник Великой Отечественной войны. Наиболее известные произведения «Котлован», «Чевенгур», «Возвращение».

Название: «Песчаная учительница»

Жанр произведения: рассказ

Тема произведения: преданность своей профессии

Число страниц: 11

Годы написания рассказа «Песчаная учительница» – 1927. Опубликован в том же году, впоследствии экранизирован – фильм «Айна».

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  • Мария Нарышкина – начинающая учительница. 20 лет. Преданная своему делу, активная, жизнелюбивая, храбрая. Верит в себя и в силы человека. «Пустыня была ее родиной, а география — поэзией».

Время и место действия рассказа «Песчаная учительница» – 1920е годы, Советская Россия, село Хошутово (настоящее название Хошеутово) в Астраханской области, на границе со среднеазиатской пустыней.

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница»

  1. Мария Нарышкина, дочь учителя и выпускница педагогических курсов, приезжает по распределению в село Хошутово, расположенное на границе со среднеазиатской пустыней. Она видит песчаную бурю в пустыне, занесенное песком село и небогатых, трудно живущих в этой местности, крестьян.   
  2. Дети ходят в школу нерегулярно, особенно трудно всем приходится зимой. У школьников нет одежды и обуви, а вскоре наступает голод. Двое учеников умирают.
  3. Мария понимает, что так работать нельзя. Крестьяне совсем не интересуются обучением в школе, для них самое главное – борьба с песком.  Мария решает сама организовать эту работу. В окружном отделе образования ее снабжают нужными книгами и дают понять, что заниматься этим делом ей придется в одиночку.
  4. Через год, благодаря хорошей организации работы, село преображается: появляются защитные посадки, сосновый питомник, улучшаются урожаи, а у крестьян появились дополнительный заработок и топливо.
  5. На третий год, в августе, на село набегают кочевники со своими стадами. Она вытаптывают все посадки, животные объедают зелень, пропадает вода. Мария идет на разговор к вождю кочевников. Тот объясняет, что сила на их стороне, пока в селе меньше людей, чем  в отряде кочевников, и эта степь – их Родина. Мария, с мыслями, что вождь умен, отправляется в окружной отдел образования.
  6. В отделе ей внезапно предлагают оставить Хошутово и поехать в Сафуту. Это село, где оседают кочевники, и нужно обучить их культуре освоения песков. Тогда кочевники бы не снимались с мест, и не вытаптывали другие села.
  7. Мария задумывается о своем будущем, об уходящей возможности устроить личную жизнь, но затем принимает решение ехать в село и обещает заведующему отделом через 50 лет приехать к нему по лесной дороге. Заведующий отвечает, что Мария могла бы заведовать целым народом и желает ей всякого благополучия.

Главная мысль рассказа «Песчаная учительница»

Преданность профессиональному долгу и гражданское мужество в человеке сильнее страха, сильнее личных интересов. Таковы настоящие учителя и подвижники.

Отзыв о рассказе «Песчаная учительница»

Рассказ короткий, но очень емкий, оставляющий сильное впечатление. Он вызывает огромное уважение к людям, преданным своему делу, цельным, мужественным, готовым на все ради счастья других людей. Таким людям чужды мещанские ценности и мелкие личные желания. Не случайно в рассказе обрисована и действует только одна героиня, воплощающая все эти качества. Такими видел истинных учителей автор, причем прототипом главной героини стала супруга Платонова, также поработавшая учителем в глухой деревне, и безмерно уважаемая мужем. Несмотря на то, что литературный стиль Платонова довольно специфический, рассказ написан легко, доступно, с короткими, но меткими примерами и сравнениями, с большим знанием жизни.  

Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Больше всего мне запомнилось описание села Хошутово, каким его в первый раз увидела героиня. Это незнакомая местность для подавляющего большинства читателей, особенно современных. Поэтому она одновременно интересная и пугающая, автор рисует картину совершенно нового, чуждого мира. Трудно поверить, что этот мир можно изменить к лучшему, и Мария Нарышкина выступает здесь, как покорительница природы, которая веками была враждебной к людям.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Бархан – большая насыпь из песка, образовавшаяся естественным путем
  • Шелюга (красная верба, краснотал) – лиственное растение из семейства ивовых. Благодаря длинным и прочным корням хорошо растёт на песках и может использоваться для их закрепления.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Была, конечно, у Марии и любовь, и жажда самоубийства, — эта горькая влага орошает всякую растущую жизнь.
  • Наступила ранняя зима, такая же злобная в этой пустыне, как лето. Застонали страшные снежные бураны, перемешанные с колким, жалящим песком, захлопали ставни в селе, и люди окончательно замолчали.
  • Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.

Иллюстрации к рассказу Платонова “Песчаная учительница”

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *