42
Прочитайте. Спишите.
Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной.
С. Маршак
- Что обозначает слово Вселенная? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре учебника. Как вы поняли это предложение?
Вселенная – весь мир.
Человек для придумал название для всего, что есть в мире. Каждое слово имеет своё лексическое значение.
43
- Прочитайте. Определите слово по его лексическому значению.
1. Небольшой сочный плод кустарников и трав. (Ягода.) 2. Тот, кто учится в школе. (Ученик.) 3. Первый месяц зимы. (Декабрь.) 4. Инструмент для копания земли. (Лопата.) 5. Хлебный злак. (Пшеница.) 6. Часть горизонта, где восходит солнце. (Восток.)
- Вставьте пропущенные буквы. Впишите слова.
- Проверьте по орфографическому словарю, правильно ли вы написали слова.
44
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
- Прочитайте. Подберите 2-3 слова на каждую тему.
Растения: пионы, яблоня, кустарник.
Животные: корова, свинья, хомяк.
Инструменты: пила, отвёртка, молоток.
Месяцы года: июль, октябрь, март.
Природные явления: гроза, ветер, звездопад.
45
- Прочитайте. Найдите и подчеркните лишнее слово в каждой группе слов.
Ткань – шёлк, шляпка, бархат, шерсть.
Обувь – ботинки, сапоги, варежки, лапти.
Одежда – платье, брюки, туфли, блузка.
Посуда – тарелка, чай, чайник, стакан.
- Прочитайте каждую группу слов без лишнего слова. Запишите общее название для этих слов.
- Выпишите многозначные слова. Объясните их значения.
Шляпка – головной убор или верхняя часть гриба, шерсть – ткань или волосяной покров животного, тарелка – посуда или часть барабанной установки, чай – напиток или растение.
46
- Найдите в толковом словаре слово пейзаж. Сколько значений оно имеет? Придумайте предложения, используя слово пейзаж в разных значениях. Запишите одно предложение.
Пейзаж – 1. Вид местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид местности, а также описание природы в литературном произведении.
С вершины горы открывается захватывающий пейзаж.
Пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания.
47
- Прочитайте.
1. Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом. (А. Пушкин) 2. Весь день стоит как бы хрустальный. (Ф. Тютчев) 3. За ночь землю подморозило, весь орешник в серебре. (О. Высотская) 4. Колокольчик однозвучный утомительно гремит. (А. Пушкин)
- Найдите многозначные слова. Подчеркните те из них, которые употреблены в переносном значении.
- Спишите любое предложение.
Колокольчик однозвучный утомительно гремит.
48
- Прочитайте. Почему вы улыбнулись?
В комнате погас
свет, и мы включили свечку.
Я каждое утро проветриваю
форточку.
Из журнала “Начальная школа”
- Составьте и запишите каждое предложение правильно.
В комнате
погас свет, и мы зажгли свечку.
Я каждое утро проветриваю
комнату.
- Подчеркните в сложном предложении грамматические основы.
В комнате погас свет, и мы зажгли свечку – сложное предложение. Свет – подлежащее, погас – сказуемое; мы – подлежащее, зажгли – сказуемое.