Главная » читательский дневник » Чехов А. “Злоумышленник” Читательский дневник, краткое содержание

Чехов А. “Злоумышленник” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Чехов Антон Павлович – русский писатель, драматург, публицист, врач, общественный деятель. Родился в 1860 году, умер в 1904 году. Наиболее известен рассказами «Каштанка», «Душечка», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», «Драма на охоте», пьесами «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».

Название: «Злоумышленник»

Жанр произведения: рассказ

Тема произведения: развал и бесхозяйственность русской жизни

Число страниц: 3

Год написания рассказа «Злоумышленник» – 1885. Впервые напечатан в «Петербургской газете». Является частью сборника «Пестрые рассказы». В России правит император Александр III.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Денис Григорьев – простой русский мужик. Неграмотный, с неразвитой речью. Мыслит и выражается сбивчиво, вязко. Бедно одет, неопрятен. «Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение… людей убил… Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! гайка!»
  2. Судебный следователь – второй участник диалога. Безымянный представитель государства. Уравновешенный, стремится вести разговор в рамках закона, серьезно разъяснить мужику последствия его действий. «Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!»

Время и место действия рассказа «Злоумышленник» – Россия, середина XIX века, кабинет судебного следователя.

Краткое содержание рассказа «Злоумышленник»

  1. Судебный следователь опрашивает мужика Дениса Григорьева. Он был пойман за отвинчиванием гайки, которой рельсы прикрепляются к шпалам.
  2. Мужик объясняет следователю, что гайка потребовалась ему, чтобы сделать грузило для рыбалки и рассказывает, как именно используется грузило. Следователь говорит, что отвинчивание гайки может привести к крушению поезда и гибели людей.
  3. Денис Григорьев такой умысел отрицает и утверждает, гайки много лет откручивает вся деревня. Он высказывает претензии к сторожу, который ударил его, и просит образованного следователя разобраться.
  4. Следователь спрашивает мужика о второй гайке, найденной при обыске, но теряется от перечисления имен односельчан Григорьева, который словно специально стремится его запутать. Чтобы вернуть дело в правовое русло, следователь напоминает об «Уложении о наказаниях», но мужик все равно не понимает своего преступления. Следователь же подозревает его в притворстве.
  5. Следователь сообщает мужику, что должен посадить его в тюрьму. Мужик, испугавшись, начинает перечислять свои возможные «прегрешения», и уверять, что ни в чем не виноват. Он мешает следователю размышлять над своею судьбой, и тот велит увести мужика. Денис Григорьев так и не понимает, за что его судили.

Главная мысль рассказа «Злоумышленник»

Расслоение в современном автору российском обществе огромно. Мужик из деревни и судебный следователь разговаривают на разных языках и не могут объяснить друг другу свои мысли. Мужик совершенно неграмотен, он ничего не знает о своих правах, о законах, но готов к тому, что всегда окажется виноватым перед властью. Судебный следователь как представитель закона обязан покарать мужика, но как человеку ему нелегко это сделать, если не поверить в злой умысел «преступника». 

Отзыв о рассказе «Злоумышленник»

Как и другие рассказы Чехова, он сатирический и ироничный в своем стиле, но это смех сквозь слезы. С первых строк показана вопиющая бедность Дениса Григорьева, бедность как материальная (латаные портки, нечесаная голова, нет даже лаптей), так и духовная. У него неграмотная, бессвязная речь, он не анализирует ситуацию. Следователь, типичный представитель власти, искренне пытается объяснить мужику последствия его действий, не в силах пробиться через множество ненужных подробностей, имен, сведений. Очевидно, что у людей мышление не выходит за пределы сиюминутных жизненных потребностей. И нет желания узнавать новое, люди изначально смирились с этим положением вещей: «На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши». Поэтому бессмысленно требовать от мужика, чтобы он осознавал свой проступок, но наказать его по всей строгости закона нужно. Оттого и остается следователь в размышлениях, как поступить: по закону и по-человечески.

Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Рассказ «Злоумышленник» короткий и воспринимается цельным произведением. Но хочется выделить отрывок, в котором следователь сообщает мужику степень его вины: поезд может сойти с рельсов. Очень точно передана искренность Дениса Григорьева, который ужасается такому предположению: он не убийца. Оказывается даже, что он и односельчане «не без ума делают», страх тяжкого обвинения мобилизует мужика, и он находит аргументы, подтверждающие «понимание» ситуации. А далее выясняется, что гайки нужны для господских неводов (на каждый штук десять!). То есть поощрение таких опасных действий идет повсеместно и на всех уровнях, господа не интересуются, откуда на их неводах фабричное изделие. Это тоже знак развала и бесхозяйственности современной автору действительности.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Грузило – груз для рыболовных снастей, опускающий приманку ближе ко дну водоёма.
  • Невод – рыбацкая сеть
  • Недоимка – не уплаченный вовремя налог.
  • Пестрядинная рубаха – рубашка, пошитая из пестряди (грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток).
  • Порты – мужские штаны. 
  • Шилишпер – хищная пресноводная рыба
  • Уклейка, голавль – рыбы семейства карповых.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • «…На то вы и образованные, чтобы понимать…»
  • «…Дураку закон не писан…»
  • «…Свинец на дороге не найдешь, купить надо…»
  • «…Мы ведь не все отвинчиваем… оставляем… Не без ума делаем…»
  • «А то что же? Не в бабки ж играть!»
  • «…Мы люди тёмные… нешто мы понимаем…»
  • «Нешто мы некрещеные или злодеи какие?»

Рисунки к рассказу Чехова “Злоумышленник” для читательского дневника

Другие читательские дневники вы найдете здесь


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *