Урок-практикум по развитию читательских умений
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию текста.
2) Дедушка увидел птицу-неслышимку над ручьем над ручьем на вершине ольхи.
2. Объясни, почему дедушка на следующий день отправился в лес один
Внучки с дедушкой не было, потому что она пошла с матерью в другое место – нарвать букет купальниц.
3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.
1. На мои слова внучка даже рассердилась.
2. В лес я пошел на следующий же день.
3. Я даже явственно различал где-то слева от себя стрекотание кузнечиков.
4. Но вот на опушке громко, дробно затрещал всполошенный кем-то певчий дрозд.
5. Спасибо внучке, что мне помогла.
4. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «крошечный опыт»?
Маленький.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
5. Как ты понимаешь выражение «камешком падать» в предложении: Характернейшая повадка птицы – в случае тревоги камешком падать в траву с того места, где она сидит.
Падать очень быстро, отвесно.
6. Вставь в предложение пропущенное слово. «Над ручьем на вершине ольхи сидела … птичка»
Горбатенькая.
7. Найди в тексте и выпиши, с чем сравнивает автор песенку камышовки-сверчка.
Оригинальная песенка-трель, почти неотличимая от стрекотания крупных кузнечиков.
8. Автор перечисляет в рассказе разные незаметные нашему слуху «маленькие звуки», например, шелест травы. Найди в тексте еще не менее трех «маленьких звуков», запиши их.
Шорох пробегающих в кочках мышей, звон падения с листьев отдельных капель, тихое пение ручейка, стрекотание кузнечиков.
9. Дедушка сделал вид, что поверил рассказу внучки о птице-неслышимке. Как ты думаешь, почему?
Дедушка любит свою внучку и не хочет обидеть ее. Он считает ее фантазеркой.
10. Почему девочка назвала птицу неслышимкой?
Звуки, которые издавала птичка, девочка приняла за стрекотание кузнечиков.
11. Дедушка старый ученый, любил и знал природу. Приведи два примера из текста, которые подтверждают это.
1. Но вот на опушке дробно, громко затрещал всполошённый чем-то певчий дрозд. Беспокоясь, дрозды всегда так отчаянно кричат, точно их уже схватили за хвост.
2. Но ведь это же абсурд! Какие же кузнечики в самом начале лета, когда ещё цветут купальницы! Кузнечики у нас начинают трещать только в июле.
12. Почему «оркестр луга» В. Бианки называет немым?
Звуки луга были «маленькие», незаметные нашему слуху.
13. В какой момент дедушка понял, что внучка не придумала птичку-неслышимку? Выпиши из текста абзац, в котором об этом говорится.
И тут вдруг пришло мне в голову: «Но ведь это же абсурд! Какие же кузнечики в самом начале лета, когда ещё цветут купальницы! Кузнечики у нас начинают трещать только в июле».
14. Чему хочет научить старый ученый свою внучку?
Наблюдать за природой, любить и понимать ее.
15. О чем главным образом хотел рассказать автор?
О маленьком открытии в природе, которое сделала внучка ученого.
16. Какое предложение лучше всего помогает понять главную мысль текста?
И правда оказалась на ее стороне, на стороне ребенка.
17. Какова главная мысль этого текста?
Надо учить детей наблюдать за природой.
18. Докажи, что поговорка «Устами младенца глаголит истина» подходит к этому тексту.
Девочка смотрела на природу с любопытством и восторгом. Она замечала не только детали, о которых ей рассказывал дедушка, но и делала свои открытия. Одним из таких открытий стала птичка-неслышимка. Ее детский взгляд на мир помог дедушке открыть для себя новые стороны окружающего мира.
19. Как ты думаешь, о чем рассказала бы птица-неслышимка, если бы умела разговаривать? Напиши.
Я думаю, если бы птица-неслышимка умела разговаривать, она бы рассказала о том, как ей нравится подшучивать над обитателями и гостями заливных лугов. Ведь когда она поет, все думают, что это стрекочут кузнечики. И еще она могла бы рассказать, как ловко она падает камешком в траву, если другие птицы в шутку гонятся за ней.
20. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
Рассказы о природе.