166
Прочитайте. Составьте из данных букв суффиксы. Запишите их.
-к-, -ик-, -еньк-, -ок, -оньк-, -ек-, -ист, -ушк-, -еват-, -тель, -щик, -н-, -л-, -лив-, -ость, -ск-, -ов-.
167
- Прочитайте. Впишите в слова пропущенные суффиксы.
Была курочка рябенькая,
Снесла яичко беленькое.
- Вспомните сказку. Запишите предложение о том, что сделала мышка.
Бежала мышка серенькая,
Задела яичко хвостиком,
Покатилось оно, упало и разбилось.
168
- Прочитайте. Поработайте в парах: подберите и запишите слова, которые имеют такие суффиксы.
-онок- еж/онок\, бельч/онок\, зайч/онок\;
-оньк- берёз/оньк\а, рыб/оньк\а, лёг/оньк\ий;
-еньк- мал/еньк\ий, бел/еньк\ий, хорош/еньк\ий;
-ик- стол/ик\, нол/ик\, чиж/ик\;
-ок- сын/ок\, лес/ок\, кореш/ок\;
-ек- овраж/ек\, камеш/ек\, платоч/ек\.
169
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
- Прочитайте. Образуйте от данных слов при помощи суффиксов однокоренные имена существительные. Запишите получившиеся слова.
Звёзд/очк\а, ёрш/ик\, гнёзд/ышк\о, петуш/ок\, ореш/ек\, карас/ик\, берёз/оньк\а.
- Выделите в словах суффиксы.
170
- Прочитайте. Образуйте от данных слов при помощи суффиксов однокоренные имена прилагательные. Запишите получившиеся слова.
Жёлт/еньк\ий, осен/н\ий, дожд/лив\ый, пух/ов\ый, лёг/оньк\ий, рус/ск\ий, малин/ов\ый.
- Выделите в словах суффиксы.
171
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
На зар-е на роз/ов\ой земле
под|мороз-ило,
Луж/иц\у студёную корочкой за|дёрнуло.
Луж/иц\у хорошую снегом за|порошило,
За|кидало крупкой бел/еньк\ой да хрупкой.
Н. Саконская
- В каких значимых частях пропущены буквы? Выделите эти части слов.
- Найдите слова с приставками. Выделите приставки.
- Подберите к выделенному слову синонимы.
Студёную – холодную, ледяную, мёрзлую.
172
- Прочитайте. Образуйте от данных слов
однокоренные при помощи данных суффиксов.
Суффиксы: -ик-, -ек-, -ок-.
Снег, шалаш, ключ, жук, орех, овраг, паук, огурец, фартук, язык, ящик, куст.
- Запишите слова в 3 колонки в зависимости от суффикса. Подчеркните букву в корне, которая изменилась при образовании нового слова.
-ик -ек -ок
шалашик орешек снежок
ключик овражек жучок
огурчик фартучек паучок
кустик ящичек язычок
173
- Прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные в словах буквы.
Вышла из чащи, из чащи леса, вышла на бережок, на речной бережок, вышла с медвежонком, с маленьким медвежонком, бурая медведица.
- Составьте из данных словосочетаний предложение и запишите его. Подчеркните в нём грамматическую основу. Выделите в именах существительных и именах прилагательных суффиксы.
Из чащи леса вышла на реч/н\ой береж/ок\ бурая медвед/иц\а с мал/еньк\им медвеж/онк\ом. Медведица – подлежащее, вышла – сказуемое.
174
- Прочитайте приставки. Вставьте в них пропущенные буквы.
на, над, из, при, под, от, у, в, за, по, об, с, во, пере.
- Подберите слова с данными приставками. Запишите слова.
На|резать, над|кусить, из|виниться, при|смотреть, под|держать, от|гадать, у|бежать, в|лезть, за|кричать, по|садить, об|вязать, с|делать, во|брать, пере|думать.
175
Прочитайте. Из какого произведения данный отрывок?
Каштанка про|снулась. С улицы до|носился шум. В комнате не было ни души. Каштанка по|тянулась, зевнула, про|шлась по комнате. Она об|нюхала углы и мебель, за|глянула в переднюю и не нашла ничего интересного. Каштанка у|видела ещё дверь, по|царапала её лапами, от|ворила и во|шла в другую комнату.
Это отрывок из рассказа А.П. Чехова “Каштанка”.
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
- О ком говорится в тексте? Как вы поняли значение выделенного словосочетания и выделенного слова? Определите тип текста.
В тексте говорится о собачке Каштанке.
Не было ни души – никого не было.
Передняя – прихожая.
Это текст-повествование.
- Выделите в глаголах приставки.
- Поработайте в парах: подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.
176
Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные приставки.
от|дать
вы|точить
у|видеть
на|кормить
за|клеить с|ходить
пере|ставить
под|вернуть
по|дарить
во|шёл
- Запишите любой из данных глаголов с другими приставками.
На|клеить, от|клеить, пере|клеить, до|клеить, в|клеить, об|клеить.
177
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Салат “Счастливая мышь”
Четыре плавленых сырка по|тереть на крупной тёрке, по|рубить два варёных яйца, по|давить чеснок, всё пере|мешать с майонезом или сметаной. Мелко на|резать петрушку и укроп и у|красить салат.
- Что обозначает слово салат? Скажите, какой салат вы можете приготовить.
Салат – холодное блюдо, смесь разнообразных
нарезанных продуктов.
Я могу приготовить овощной салат: порезать кубиками огурцы, помидоры,
сладкий перец, добавить соль, всё перемешать, заправить оливковым маслом, мелко
нарезать петрушку, украсить маслинами.
- Найдите слова с приставками. Выделите приставки.
- Выпишите выделенное слово, рядом с ним запишите однокоренные слова с другими приставками. Выделите приставки.
На|резать, по|резать, вы|резать, пере|резать, над|резать, с|резать.
178
Прочитайте начало “Новогодней сказки” С. Козлова. Вставьте пропущенные буквы. В каких значимых частях слова они находятся?
Перед Новым годом Ёжика с Медвежонком
навестили инопланетяне. Инопланетяне прилетели в серебряной
тарелке с окошками. Когда тарелка опустилась на поляну, Медвежонок
вешал на ёлку последнюю звезду.
– Ой! – вскрикнул Ёжик.
Медвежонок дёрнулся, и звезда разбилась.
- Что обозначает слово инопланетяне? Как образовалось это слово? А что обозначает слово тарелка?
Инопланетяне – жители других планет.
Ин- + о + планет- + ян + е
инопланетяне ← иная планета
Тарелка – летательный аппарат.
- Выполните одно из заданий:
Выпишите выделенные в тексте слова и разберите их по составу.
Серебряной – корень серебр-, суффикс /ян\, окончание [ой].
Медвежонок – корень медвеж-, суффикс /онок\ и /ок\, окончание [ ].
Во втором предложении подчеркните главные члены.
Инопланетяне прилетели в серебряной тарелке с окошками. Инопланетяне – подлежащее, прилетели – сказуемое.
Чем закончилась сказка С. Козлова? Придумайте свою сказку, используя начало данного текста.
Сказка С. Козлова закончилась тем, что в открытую дверь влетела большая звезда и села на ёлку. А утром Ёжик с Медвежонком увидели такую нарядную ёлку с подарками и письмо от инопланетян.
Перед Новым годом Ёжика с Медвежонком навестили инопланетяне. Инопланетяне прилетели в серебряной тарелке с окошками. Когда тарелка опустилась на поляну, Медвежонок вешал на ёлку последнюю звезду.
-Ой! – вскрикнул Ёжик.
Медвежонок дёрнулся, и звезда разбилась.
-Что случилось? – спросил Медвежонок.
-Разбилась моя любимая ёлочная игрушка и…
Не успел Ёжик договорить, как из инопланетной тарелки вышел незнакомец. У него были большие глаза, красивые узоры на теле и фиолетовая кожа. Инопланетянин выглядел достаточно дружелюбно, поэтому друзья подбежали к нему, чтобы узнать, что случилось.
-Здравствуйте, друзья! – сказал незнакомец, -меня зовут Фиал, я с планеты Пирс. Дело в том, что я попал сюда случайно, поэтому ничего о вас не знаю. Может быть, расскажете что-то о себе и вашем доме?
-Меня зовут Ёжик. Я колючий, но добрый. Уверен, что мы подружимся.
-А меня зовут Медвежонок. Я люблю мёд и впадаю в зимнюю спячку. Но совсем скоро у нас отмечается праздник — Новый год, поэтому мы наряжаем Ёлку красивыми игрушками…
-Игрушками…- перебил его Ёжик, – моя самая любимая игрушка.
-А что случилось с твоей игрушкой?
-Когда твой корабль приземлялся, мы испугались, и игрушка разбилась.
-Получается это я виноват! -расстроился инопланетянин, – А на ваш праздник принято дарить подарки?
-Конечно- рассмеялся Медвежонок, – вот почему еще я люблю Новый Год.
-Тогда я просто обязан сделать для Вас кое-что. Вы хотя бы раз встречали Новый год на инопланетном корабле?
-Нет, – сказал Ёжик, – а у вас что, тоже Новый год празднуют?
-Нет, -вздохнул инопланетянин, – но мы можем это исправить!
С тех пор, ребята стали отличными друзьями и праздновали каждый Новый Год вместе на этом корабле.