124
Прочитайте. Вставьте личные местоимения.
Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они — это личные местоимения.
125
- Прочитайте. О каком цветке говорится в предложении?
пр. прил.
сущ. прил.
Под белой шапкой снеговой
гл. мест.
прил. сущ.
Нашли мы синенький цветочек. Мы – подлежащее, нашли – сказуемое.
З. Александрова
Речь идёт о подснежнике.
- Над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.
- Спишите предложение. Подчеркните его главные члены.
- Скажите, каким членом предложения является в этом предложении местоимение.
Местоимение мы в предложении является подлежащим.
126
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Просит ветер солнце красное:
“Не скрывайся в море синее!” —
“А я скроюсь, — молвит красное, —
А ты, ветер, не проси меня…”
Н. Матвеева
- Найдите и подчеркните местоимения. Устно определите их лицо и число.
Я, меня — 1-е л., ед.ч.
Ты — 2-е л., ед.ч.
127
- Прочитайте. Впишите в каждое предложение подходящее по смыслу местоимение.
Я (1-е л., ед.ч.) читаю. Мы (1-е л., мн.ч.)
читаем.
Ты (2-е л., ед.ч.) читаешь. Вы (2-е л., мн.ч.) читаете.
Он (3-е л., ед.ч.) читает. Они (3-е л., мн.ч.) читают.
- Устно определите лицо и число каждого местоимения.
128
- Прочитайте отрывок из стихотворения Е. Кай.
Моё стихотворение —
Про местоимения…
Утром —
Так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет — он придёт:
Тоненький,
Смущенный,
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошел — плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна!
- Угадайте пропущенные слова и впишите их в предложение стихотворения.
129
- Прочитайте вопрос – загадку.
Какое личное местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?
Запишите это местоимение. В скобках укажите его лицо, число, род.
Оно (3-е л., ед.ч., с.р.).
130
- Прочитайте считалку. Впишите пропущенные местоимения.
Если чиж летит к чижу
Ты выходишь, я вожу,
Если стриж летит к чижу,
Водишь ты, я выхожу.
Ю. Жаркой
- Определите лицо и число местоимений. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
Ты (2-е. л., ед.ч.), я (1-е л., ед.ч.).
131
- Прочитайте. Обозначьте в словах ударение.
ж.р.
м.р. м.р. м.р.
Фами́лия (она), магази́н (он), киломéтр (он), портфéль(он),
ср.р. ж.р. ср.р. м.р. м.р.
я́блоко (оно), хвóя (она), и́мя
(оно), щавéль (он), алфави́т (он).
- Определите род имён существительных. Какая часть речи помогла вам определить род?
- Запишите слова этой части речи в скобках после каждого имени существительного.
- Поработайте в парах: устно составьте два предложения. В первом предложении употребите любое из данных слов, во втором – употребите вместо этого слова местоимение.
В нашем огороде растёт щавель. Он кислый на вкус.
132
- Прочитайте. Назовите сказку.
— Я (1-е л.) передумал! — сказал он (3-е л.) так громко, чтобы его (3-е л.) услышали в домике. — Я (1-е л.) не буду есть этих худосочных поросят! Я (1-е л.) пойду домой!
— Ты (2-е л.) слышал? — спросил Ниф-Ниф у Нуф-Нуфа. — Он (3-е л.) сказал, что не будет нас (3-е л.) есть! Мы (2-е л.) — худосочные!
Братьям стало весело, и они (3-е л.) запели как ни в чём не бывало.
Английская сказка в переводе
С. Михалкова
Это сказка “Три поросёнка”.
- Скажите, как вы поняли значение выделенного слова и словосочетания.
Худосочные – худенькие.
Как ни в чём не бывало – как будто ничего не произошло.
- Подчеркните личные местоимения. Определите лицо местоимений.
133
- Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения. Запишите их.
Шёл, по, я, берег, ручей, под, и, куст, увидел, ёж, он, тоже, меня, заметил, свернулся, клубок, и, в.
- Составьте и запишите продолжение текста от первого лица (два предложения).
Я шёл по берегу ручья и увидел под кустом ежа. Он тоже заметил меня и свернулся в клубок.
Я наклонился к нему, что разглядеть получше. Я заметил его острые иголочки.
134
Прочитайте. Как перестроить предложения, чтобы не повторялись выделенные слова?
1. Самое высокое дерево в мире — гигантский эвкалипт. Растёт дерево в Австралии. 2. Мы бродили весной в лесу. Мы наблюдали жизнь птиц.
- Запишите. В первой группе предложений замените повторяющееся существительное местоимением. Предложения второй группы объедините в одно, употребив в них одно местоимение.
Самое высокое дерево в мире — гигантский эвкалипт. Растёт оно в Австралии. Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь птиц.
135
Рассмотрите рисунки. Поработайте в парах: устно составьте по рисункам текст.
Запишите составленный текст. Начните его так:
В ледоход Жучка перебегала реку. Вдруг лёд раскололся на две небольшие части. Собака испугалась и жалобно заскулила. К счастью, недалеко гулял Петя с папой. Они увидели, что Жучке нужно помочь. Пока папа бегал к домику егеря за багром, Петя храбро отвлекал собаку, чтобы она не упала в воду. Папа аккуратно притянул льдину к берегу. Теперь Жучка была в безопасности с благодарностью виляла хвостом своим спасителям!