- Прочитайте тексты.
1. Воздух непрерывно движется: он поднимается и опускается. Движение воздуха в горизонтальном направлении называется ветром. Причиной возникновения ветра является неравномерное распределение давления воздуха на поверхность Земли, которое вызвано неравномерным распределением температуры. При ветре воздух движется не равномерно, а толчками, порывами, особенно у поверхности Земли.
2. Как-то утром наше окно распахнул веселый ветерок. Он потрепал занавески, лизнул меня в лицо, полистал книжку и хотел задуть лампу-ночник. Разозлился, что не получилось, и разлохматил шерсть у кошки, и стянул скатерть, и раскачал абажур.
Я закрыл окно и почти его поймал, но он ускользнул через щель под дверью.
Я не пропускал ни одного ветра – делал вертушки, пускал бумажных голубей… Но чаще всего запускал змея.
(Л.Сергеев)
3. А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер, Веселый ветер, веселый ветер,
Моря и горы ты обшарил все на свете и все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про дикие горы, Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры, про синие просторы, про смелых и больших людей.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Кто привык за победу бороться, с нами вместе пускай запоет.
Кто весел – тот смеется; кто хочет, тот добьется; кто ищет, тот всегда найдет!
(В. Лебедев- Кумач)
- Ты прочитал тексты 1,2,3.
Какой из текстов тебя заинтересовал больше всего?
Я с удовольствием прочитал текст 1, потому что он научно-познавательный, сообщает интересные факты о ветре.
- Найди верное утверждение.
- Все три текста объясняют, почему дует ветер.
- Во всех трех текстах рассказывается о ветре, но по-разному. (верное)
- Во всех трех текстах описывается ветер.
- Все три текста написаны на одну тему: ветре.
- Главная мысль всех трех текстов: ветер – самое интересное природное явление.
- Обсуди с другом: почему ты считаешь это утверждение верным?
Впиши правильный ответ.
В тексте 2 можно почувствовать отношение героя к ветру.
В тексте 1 автор объясняет, что такое ветер.
Какой из двух текстов научно-познавательный, а какой – художественный? Докажи свое мнение.
Текст 1 – научно-познавательный текст, потому что в нем отсутствуют чувства и переживания автора, а сообщаются сведения, факты и информация..
Текст 2 – художественный текст, потому что ветер представлен в виде образа шалунишки.
- Найди и подчеркни в художественном тексте предложения, где о ветре говорится как о веселом шалуне.
Напиши свой текст о ветре. Реши, будешь писать научно-познавательный текст или художественный, в стихах или прозе. Какими материалами воспользуешься? К каким книгам обратишься? Как будешь искать нужную информацию? Воспользуешься ли Интернетом?
Научно-познавательный текст (проза) «Какие бывают ветры?»
Учеными принята следующая классификация ветров: бриз, пассат, муссон, фен и бора. Бриз меняет свое направление дважды в сутки. Пассат – постоянный ветер, не меняющий направление. Муссон дует летом с океана на сушу, а зимой – наоборот. Фен – теплый и ветер, дующий с гор в долину. Бора – холодный ветер, дующий с гор на побережье. («Большая Советская Энциклопедия, Интернет)