142
Выпишите из словаря однокоренных слов учебника две группы. слов. Выделите в них корень. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.
1. Блестеть, блестящий, блеснуть, заблестеть;
2. Дарить, дар, дарёный, подарить.
143
- Прочитайте. Кого так называют?
лётчик учитель
работник
летать
учить работать
- Докажите, что выделенная часть слова является корнем. Под каждым словом запишите однокоренной глагол в неопределённой форме.
144
- Прочитайте.
Дождик крапал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
О. Григорьев
- Скажите, приходилось ли вам наблюдать такой дождь.
- Найдите в стихотворных строках глаголы и запишите их в неопределённой форме.
Крапать, моросить, припустить, стучать, косить, лить, стоять, барабанить, мять.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
145
- Подготовьте ответ на вопрос: какие из данных глаголов употреблены в неопределённой форме? Подчеркните эти глаголы.
Идти, сделал, построить, горит, сберечь.
146
- Прочитайте. Выделите в глаголах приставки. Запишите ещё по два других глагола с такой же приставкой.
пере|думать пере|хотеть пере|плыть
про|читать про|петь про|делать
об|ъяснить об|вязать об|лизать
с|делать с|бить с|ложить
на|писать на|кричать на|колоть
по|мечтать по|качать по|думать
147
- Прочитайте. Образуйте от данных глаголов 2-3 однокоренных глагола, которые отвечают на вопрос что сделать?
Рисовать, нарисовать, зарисовать, дорисовать.
Лить, полить, перелить, разлить.
148
- Прочитайте. Вставьте в предложения пропущенные глаголы. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Саша любит (что делать?) решать математические задачи и разгадывать кроссворды.
Эту задачу я хочу (что сделать?) решить быстро, чтобы потом разгадать интересный кроссворд.
Слова для справок: решить, решать, разгадывать, разгадать.
149
- Прочитайте. Впишите в пословицы пропущенные глаголы из скобок.
1. Умел потерять, умей и найти. 2. Жизнь прожить — не море переплыть. 3. Глупо говорить — людей смешить. 4. Любишь брать, люби и отдавать.
- Подчеркните в пословицах глаголы – антонимы.
- Объясните смысл любой пословицы.
Хоть море переплыть и непросто, прожить целую жизнь всё равно сложнее, поэтому нужно с уважением относиться к пожилым людям.
150
- Поработайте в парах: составьте два предложения со словом печь. В первом предложении употребите это слово как имя существительное, во втором – как глагол.
Бабушка растопила русскую печь.
Мама учила меня печь пирог.
151
Прочитайте. Назовите сказку.
В полночь прискакал на пшеницу разношёрстный конь: одна шерстинка золотая, другая серебряная. Бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.
Это сказка “Сивка-бурка”.
Слова для справок: то́пчет, ест, бежит, прискакал, дрожит, есть, пы́шет, вали́т, стал.
- Вставьте пропущенные глаголы. Подчеркните глагол в неопределённой форме.