65
Прочитайте. Составьте из данных слов все возможные словосочетания. Запишите их.
Верный товарищ, русский товарищ, русский язык, повесить нос, повесить пальто, гласный звук, длинный язык, длинный нос.
- Какие из составленных словосочетаний являются фразеологизмами? Объясните их значение.
Повесить нос – огорчиться, длинный язык – болтливый человек.
66
- Прочитайте. Что обозначают выделенные словосочетания? Спишите стихотворение.
Каша в
голове у дяди Саши,
И ботинки просят каши.
А. Шибаев
Каша в голове – путаница, хаотичность, неясность мыслей.
Просят каши – нуждаются в починке.
67
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
- Прочитайте. Соедините линиями каждый фразеологизм с его значением.
Набрать в
рот воды – молчать.
Сидеть сложа руки – ничего не
делать.
Одержать победу – победить.
Кривить душой – обманывать.
Ворон считать – глядеть по
сторонам.
- Устно составьте предложение с любым фразеологизмом.
Возле доски на уроке математики Коля будто набрал в рот воды.
68
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Как свои пять пальцев
Что значит знать как свои пять пальцев? Во-первых, уметь считать, во-вторых, знать название каждого пальчика: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. А вот чтобы так же хорошо знать любой другой предмет, нужно постараться, потрудиться, чтобы иметь право сказать: “Знаю как свои пять пальцев”.
Г. Ставская
- Подчеркните в тексте фразеологизм.
- Определите тип текста: это повествование или рассуждение?
Это текст-рассуждение.
69
- Прочитайте. Объясните значение фразеологизмов. А теперь посмотрите их толкование в словаре учебника. Запишите их толкование.
Бабушкины сказки – небылицы, выдумки.
Стреляный воробей – опытный человек.
Садиться не в свои сани – занимать неподобающее место, положение.
70
- Прочитайте. Подчеркните фразеологизм.
Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
Л. Татьяничева
- Объясните значение фразеологизма.
Медведь на ухо наступил – отсутствие музыкального слуха, исполнение мимо нот.