Главная » русский язык » Число имён прилагательных (упр 110-123) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Число имён прилагательных (упр 110-123) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

110

Прочитайте. Допишите окончания имён прилагательных. Определите тип текста.

                                                                   мн.ч.
На сухих сучках любят сидеть щурки. Лазоревые грудки,
   мн.ч.                          мн.ч.                            мн.ч.
жёлтые горлышки, золотистые спинки. И красные, как
рубины, глаза!

Н. Сладков

Текст-описание.

  • Определите число имён прилагательных. Подберите к выделенным словам синонимы.

Лазоревые – голубые, небесные.
Жёлтые – золотые, охристые.
Золотистые – жёлтые, солнечные.
Красные – алые, багряные.

  • Подчеркните изученные орфограммы.

111

  •  Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род имён прилагательных.

          м.р.
Праздничн[ый] день — праздничн[ые] дни.
      ж.р.
Шоссейн[ая] дорога — шоссейн[ые] дороги.
       с.р.
Интересн[ое] дело — интересн[ые] дела.
      м.р.
Утрен[ий] ветерок — утренн[ие] ветерки.

  • Запишите данные словосочетания во множественном числе. Выделите окончания имён прилагательных.

112

Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал

  •  Прочитайте. Составьте из данных слов предложение. Запишите его.

           ед.ч.                                          мн.ч.
Над речной водой пролетали тоненькие стрекозы с
     мн.ч.              мн.ч.
чудесными тёмно-синими крылышками.

  • Укажите число имён прилагательных.
  • Подчеркните имена прилагательные, которые не изменяются по родам. Примечание – по родам изменяются прилагательные только в единственном числе.

113

  •  Поработайте в парах: рассмотрите рисунок. Подберите к каждому слову–названию предмета имя прилагательное. Запишите словосочетания.

Кепка спортивная, сапоги резиновые, мяч баскетбольный, ножницы стальные, коньки новые, армейские штаны.

114

  •  Прочитайте. Допишите окончания имён прилагательных.

     м.р.                        м.р.
Весёлый взгляд – грустный взгляд.
Трудные задачи – лёгкие задачи.
    ж.р.                         ж.р.
Жётская мебель – мягкая мебель.
Высокие здания – низкие здания.
       ж.р.                   ж.р.
Ранняя весна – поздняя весна.
       с.р.                                с.р.
Домашнее животное – дикое животное.
       с.р.                     с.р.
Кислое яблоко – сладкое яблоко.

  • Запишите рядом с каждым словосочетанием словосочетание, состоящее из этого же имени существительного и противоположного по смыслу имени прилагательного.
  • Укажите род имён прилагательных в единственном числе.

115

  • Прочитайте. Замените имена существительные из скобок однокоренными именами прилагательными и запишите их в нужной форме.

Пройдёт зима холодн[ая].
Настанут дни веснн[ие].
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушист[ые].

С. Дрожжин

  • Выделите окончания имён прилагательных.

116

  • Прочитайте сложные предложения. Где пропущены запятые? Поставьте их.

             ед.ч.
1. Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконное
                                             мн.ч.
стекло падали на стол горячие лучи. (А. Чехов.)
        ед.ч.           ед.ч.                                                        мн.ч.
2. Весенний, светлый день клонился к вечеру, небольшие
   мн.ч.
розовые тучки стояли высоко в ясном небе. (И. Тургенев)
                                                              ед.ч.
3. Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей. (М. Пришвин)

  • Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.

Солнце – подлежащее, светило – сказуемое; лучи – подлежащее, падали – сказуемое.

День – подлежащее, склонился – сказуемое; тучки – подлежащее, стояли – сказуемое.

Тропинка – подлежащее, вытаяла – сказуемое; ручей – подлежащее, шумит – сказуемое.

  • Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, у которых нельзя определить род. Укажите над ними число.
  • Укажите число других имён прилагательных. Объясните, как определить их род.

Род имени прилагательного определяется по имени существительному, к которому оно относится.

117

  •  Прочитайте.

Как-то раз с большого клёна
                  И.п. (какой?) И.п.
Оторвался лист зелён[ый]
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
                                         Р.п. (какого?) Р.п.
Закружилась голова у зелён[ого] листа…
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
                Д.п. (какому?) Д.п.
Шмыг – к зелён[ому] листу.
                         В.п. (какой?) В.п.
Лапой – хвать зелён[ый] лист,
Дескать, поиграем.
«Не хочу», – парашютист
Головой качает…
                          Т.п. (каким?) Т.п.
Ветер вмиг с листом зелён[ым]
Над землёй взметнулся снова.
Но шалун – листок устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
              П.п. (каком?) П.п.
Стих о листике зелён[ом].

Ю. Карасёва.

  • Поработайте в парах:
    1. Укажите падеж имени существительного в каждом выделенном словосочетании.
    2. Определите падеж имени прилагательного зелёный по падежу имени существительного. Укажите падеж имени прилагательного.
    3. Устно поставьте вопрос от имени существительного лист к имени прилагательному зелёный. Выделите окончания имён прилагательных.

118

  •  Просклоняйте каждое слово в словосочетаниях молодая сосна и голубой песец. Выделите в словах окончания.

И. п. что? сосн[а] (какая?) молод[ая]
Р. п. чего? сосн[ы] (какой?) молод[ой]
Д. п. чему? сосн[е] (какой?) молод[ой]
В. п. что? сосн[у] (какую?) молод[ую]
Т. п. чем? сосн[ой] (какой?) молод[ой]
П. п. о чём? о сосн[е] (какой?) молод[ой]

И. п. кто? песец[ ] (какой?) голуб[ой]
Р. п. кого? песц[а] (какого?) голуб[ого]
Д. п. кому? песц[у] (какому?) голуб[ому]
В. п. кого? песц[а ](какого?) голуб[ую]
Т. п. кем? песц[ом] (каким?) голуб[ым]
П. п. о ком? о песц[е] (каком?) голуб[ом]

119

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

                   И.п.
1. Небо голубое весело глядит.
                                                       Р.п.
2. Росы напился соловей с кленового листа.
                                           В.п.                              Р.п.
3. Я принёс с собой ароматный кусочек сосновой смолы.
                 П.п.                                        И.п.
4. На трухлявом пеньке грелась маленькая ящерица.

  • Определите падеж имени прилагательного в любом предложении по падежу имени существительного.

120

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.

Утро после дождя

 И.п. ед.ч.                                 И.п. мн.ч.
Раннее утро. Вот крохотные круглые бисеринки
лежат на траве, в чашечках цветов, на листьях. Они
                                        Т.п. мн.ч.
играют на солнце разноцветными лучами, и кажется,
будто рассыпаны в траве маленькие осколки хрусталя.

М. Гумилевская

  • Что с чем сравнивается? Подчеркните понравившиеся вам сравнения.

В тексте роса сравнивается с крохотными круглыми бисеринками и маленькими осколками хрусталя.

  • Укажите падеж и число выделенных имён прилагательных.
  • Найдите в тексте синонимы. Выпишите их вместе с теми именами существительными, к которым они относятся.

Крохотные бисеринки – маленькие осколки.

121

Прочитайте.

В чаще сказочного музыкального леса стоял волшебный дом. В нём жили весёлые подружки-нотки. У каждой был свой любимый цвет. Нота ДО любила всё красное, РЕ – оранжевое, МИ – жёлтое, ФА – зелёное, СОЛЬ – голубое, ЛЯ – синее, СИ – фиолетовое. Ноты нарисовали семь картинок.

Из журнала “Мурзилка”

  • Подчеркните имена прилагательные, обозначающие цвет. Подберите к каждому из них синоним из словаря синонимов учебника.

Красный – алый, оранжевый – апельсиновый, жёлтый – золотой, зелёный – травяной, голубой – небесный, синий – васильковый, фиолетовый – лиловый.

  • Как вы думаете, какие картинки нарисовали ноты? Что они могли на них изобразить?

ДО нарисовала красный помидор. РЕ нарисовала оранжевую репку. МИ нарисовала жёлтую мимозу. ФА нарисовала зелёную фасоль. СОЛЬ нарисовала голубое море. ЛЯ нарисовала синюю кляксу. СИ нарисовала фиолетовую веточку сирени.

122

Выпишите любое из выделенных имён прилагательных в упр.121 и определите его грамматические признаки.

Музыкального – прил.
Н. ф. – музыкальный. М.р., ед.ч., Р.п., втор. чл.

Волшебный – прил.
Н. ф. – волшебный. М.р., ед.ч., И.п., втор. чл.

Весёлые – прил.
Н. ф. – весёлый. Мн.ч., И.п., втор. чл.

123

Прочитайте.

Рикки-Тикки-Тави был мангуст. И хвост, и мех у него были
                ж.р.
как у маленькой кошки, а голова и все повадки, как у ласочки. Глаза у него были розовые, а кончик его
         м.р.                                            м.р.
беспокойного носа тоже был розовый. Рикки мог почесать,
                                                                                 ж.р.
где вздумается, всё равно какой лапкой: передней ли,
    ж.р.                       м.р.
задней ли. И его боевой клич, когда он мчался в высоких травах, был: рикки-тикки-тикки-чк!

Р. Киплинг

  • Найдите в тексте и прочитайте описание мангуста.
  • Подчеркните имена прилагательные. Укажите род имён прилагательных в единственном числе.
  • Выпишите из текста словосочетания с именами прилагательными в родительном падеже.

У маленькой кошки, беспокойного носа.

Назад к содержанию


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *