1. Запиши выражения:
А) k увеличить в 5 раз; б) b уменьшить на 7;
k увеличить на 5 ; b увеличить в 7 раз;
k уменьшить в 5 раз; b увеличить на 7;
k уменьшить на 5; b уменьшить в 7 раз.
Решение:
a) k ∙ 5 б) b – 7
k + 5 b ∙ 7
k : 5 b + 7
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
k – 5 b : 7
2. Найти пропущенные числа:
3. (Устно.) Вычисли:
36 : 9 + 6 2 + 4 ∙ 7 54 – 27 : 3 0 : 5 + 4 ∙ 8
Решение:
36 : 9 + 6 = 4 +6 = 10 2 + 4 ∙ 7 = 2 + 28 = 30
54 – 27 : 3 = 54 – 9 = 45 0 : 5 + 4 ∙ 8 = 0 + 32 = 32
4. Составь программу действий и вычисли:
8 : 1 + 2 ∙ 7 30 : 6 ∙ 7 – 21 : 3 + 0 : 8
9 ∙ 4 – 45 : 5 20 : 4 – 3 ∙ 6 : 9 + 4 ∙ 4 : 8
10 + 40 : 5 : 2 ∙ 3 : 6 6 ∙ 4 : 8 ∙ 5 – 35 : 5 + 0 ∙ 7
Решение:
5. Сравни задачи и составь для них выражения:
А) В одном куске а м ткани, а в другом – в 4 раза больше. Сколько метров ткани во втором куске?
Б) В одном куске а м ткани. Это в 4 раза больше, чем во втором. Сколько метров ткани во втором куске?
В) В одном куске а м ткани, а в другом – на 4 м больше. Сколько метров ткани во втором куске?
Г) В одном куске а м ткани. Это на 4 м больше, чем во втором. Сколько метров ткани во втором куске?
Решение:
Все задачи решаются в одно действие, в двух задачах прямое сравнение (больше в 4 раза, на 4м), а в двух других – непрямое сравнение (это больше на 4 м, в 4 раза).
А) а ∙ 4 (м) – ткани во втором куске
Б) а : 4 (м) – ткани во втором куске
В) а + 4 (м) – ткани во втором куске
Г) а – 4 (м) – ткани во втором куске
6. Для каждой задачи предыдущего номера ответь на вопрос: «Сколько метров ткани в двух кусках?»
А) а + а ∙ 4 (м) – ткани в двух кусках
Б) а + а : 4 (м) – ткани в двух кусках
В) а + а +4 (м) – ткани в двух кусках.
Г) а + а – 4 (м) – ткани в двух кусках
7. Сравни задачи – что в них общего и что различного? Как называются такие задачи? Реши их, составляя выражение.
А) В киоске было 50 ручек и карандашей. Все карандаши разложили в 4 коробки по 6 штук в каждой. Сколько было ручек?
Б) В киоске было 50 ручек и карандашей. Ручек было 26. Все карандаши разложили поровну в 4 коробки. Сколько карандашей было в каждой коробке?
В) В киоске было 50 ручек и карандашей. Ручек было 26. Все карандаши разложили поровну в коробки по 6 штук в каждой. Сколько коробок с карандашами было в киоске?
Г) В киоске было 26 ручек и 4 коробки карандашей по 6 штук в каждой. Сколько всего ручек и карандашей было в киоске?
Решение:
Во всех задачах говорится о ручках и карандашах, в задачах известные данные с неизвестными меняются местами. Это обратные задачи.
А)50 – 4 ∙ 6 = 26(р.) – было в киоске
Б) (50 – 26) : 4 = 6 (кар.) – в одной коробке
В) (50 -26) : 6 = 4 (кор.) – с карандашами в киоске
Г) 26 + 4 ∙ 6 = 50 (ш.) – всего ручек и карандашей.
Ответ: а) 26 ручек; б) 6 карандашей; в) 4 коробки; г) 50 ручек и карандашей.
8. Реши задачу, составляя выражение. Придумай и реши 3 задачи, обратные данной.
«У Пети было 40 руб. После того, как он купил 3 одинаковые конверта, у него осталось 16 руб. Сколько стоил один конверт?»
Решение:
(40 -16) : 3 = 8 (руб.) –стоит один конверт.
У Пети было 40 руб. Он купил 3 одинаковых конверта по 8 рублей. Сколько денег у него осталось?
У Пети было 40 руб. После того, как он купил одинаковые конверты по 8 рублей, у него осталось 16 руб. Сколько конвертов купил Петя?
У Пети осталось 16 рублей после того, как он купил 3 одинаковых конверта по 8 руб. Сколько денег было у Пети?
40 – 3 ∙ 8 = 16 (руб.) – осталось у Пети
(40 – 16) : 8 = 3 (к.) – купил Петя
16 + 3 ∙ 8 = 40 (руб.) – было у Пети
9. а) Построй отрезок АВ, равный 2 см. Построй отрезок CD, который длиннее отрезка АВ в 5 раз. На сколько сантиметров отрезок АВ короче отрезка CD?
б) Построй отрезок МК, равный 9 см, и отрезок EF, который короче отрезка МК в 3 раза. На сколько сантиметров отрезок МК длиннее отрезка EF?
Решение:
А) 2 ∙ 5 = 10 (см) – длина отрезка CD.
10 – 2 = 8 (cм) отрезок АВ короче отрезка CD. Ответ: на 8 см
Б) 9 : 3 = 3 (см) – длина отрезка EF
9 – 3 = 6 (cм) – отрезок МК длиннее отрезка EF Ответ: на 6 см
10. Найди площадь закрашенных фигур:
Решение:
А) Фигура, площадь которой нужно найти, прямоугольник со сторонами 5 см и 8 см с «окошком» в виде прямоугольника со сторонами 3 см и 2 см. Чтобы найти площадь фигуры, нужно из площади большого прямоугольника вычесть площадь прямоугольного «окошка».
8 ∙ 5 – 3 ∙ 2 = 40 – 6 = 34 (см²) – площадь фигуры.
Б) Фигура, площадь которой нужно найти, прямоугольник со сторонами 7 м и 4 м, от которого отрезали прямоугольник со сторонами 2 м и 4 -3 = 1 м. Чтобы найти площадь фигуры, нужно из площади большого прямоугольника вычесть площадь маленького прямоугольника.
7 ∙ 4 – 2 ∙ (4 – 3) = 28 – 2 = 24 (см²) – площадь фигуры.
Ответ: а) 34 см²; б) 24 см²
11. Построй схемы и реши уравнения:
Х ∙ 5 = 25 х : 5 = 9 35 : х = 7
Решение:
х ∙ 5 = 25 х : 5 = 9 35 : х = 7
х= 25 : 5 х = 9 ∙ 5 х = 35 : 7
х = 5 х = 45 х = 5
Проверка: Проверка: Проверка:
5 ∙ 5 = 25 45 : 5 = 9 35 : 5 = 7
25 = 25 9 = 9 7 = 7
12. Расшифруй название самой высокой горы на Земле.
Решение:
М 750 -684 = 66 Г 509 – 334 = 175 К 56 + 344 = 400
Д 548 + 299 = 847 О 325 – 68 = 257 У 910 – 706 = 204
А 513 + 87 = 600 Л 496 + 397 = 893 Ж 842 – 575 = 267
Н 200 – 125 = 75 Т 802- 457 = 345 И 152 + 348 = 500
13*. Продолжи ряд на три числа, сохраняя закономерность:
а) 289, 312, 335, 358, 381, 404, 427, …
б) 986, 934, 882, 830, 778, 726, 674, …
Решение:
а) 312 – 289 = 23 335 – 312 = 23 358 – 335 = 23
Каждое последующее число равно предыдущему, сложенному с числом 23
358 + 23 = 381 381 + 23 = 404 404 + 23 = 427
б) 986 – 934 = 52 934 – 882 = 52 882 – 830 = 52
Каждое последующее число равно разности предыдущего и числа 52
830 – 52 = 778 778 – 52 =726 726 -52 = 674
14*. По рисунку определи, чему равна масса одного батона.
Решение:
1) 3 ∙ 4 + 2 = 14(кг) – масса гирь на правой чашке весов
Весы в равновесии, значит, масса 3 батонов с гирей тоже 14 кг.
2) 14 – 5 = 9 ( кг) – масса трёх батонов
3) 9 : 3 = 3 (кг) – масса одного батона Ответ: 3 кг