- а) Какое самое большое число до 26 делится на 4, на 5, на 8?
б) Какое самое большое число до 43 делится на 5, на 6, на 9?
Решение:
а) 24 : 4 = 6, 24 : 8 = 3, 25 : 5 = 5
б) 40 : 5 = 8, 42 : 6 = 7, 36 : 9 = 4.
2. Объясни, как выполнено деление, найди ответ и сделай проверку:
а) 14 : 4 = …
б) 13 : 5 = …
Всегда ли удобно решать примеры с помощью схемы или числового луча? Можно ли найти ответ без чертежа?
Решение:
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
а) 14 : 4 = 3 (ост. 2)
Проверка: 14 = 4 ∙ 3 +2
12 – самое большое число до 14, которое делится на 4.
Затем из 14 вычесть 12, это остаток 2.
б) 13 : 5 = 2 (ост. 3)
Проверка: 13 = 5 ∙ 2 + 3.
10 – самое большое число до 13, которое делится на 5.
Затем из 13 вычесть 10, получится 3 – это остаток.
С помощью схемы или числового луча не всегда удобно решать примеры на деление с остатком.
Ответ можно найти и без чертежа, если найти наибольшее число до делимого, которое делится на делитель без остатка. Разность между найденным числом и делимым и есть остаток от деления.
3. Реши примеры, пользуясь алгоритмом деления с остатком. Сделай проверку.
21 : 4 17 : 3 28 : 6 49 : 8 32 : 9
Решение:
1) 21 : 4
20 : 4 = 5
21 – 20 = 1 -остаток
1 < 4
Проверка: 4 ∙ 5 + 1 = 21
Ответ: 21 : 4 =5 (ост. 1)
2) 17 : 3
15 : 3 = 5
17 – 15 = 2 -остаток
2 < 3
Проверка: 3 ∙ 5 + 2 = 17
Ответ: 17 : 3 =5 (ост. 2)
3) 28 : 6
24 : 6 = 4
28 – 24 = 4 -остаток
4 < 6
Проверка: 6 ∙ 4 + 4 = 28
Ответ: 28 : 6 = 4 (ост. 4)
4) 49 : 8
48 : 8 = 6
49 – 48 = 1 -остаток
1 < 8
Проверка: 8 ∙ 6 + 1 = 49
Ответ: 49 : 8 =6 (ост. 1)
5) 32 : 9
27 : 9 = 3
32 – 27 = 5 -остаток
5 < 9
Проверка: 9 ∙ 3 + 5 = 32
Ответ: 32 : 9 =3 (ост. 5)
4. Илья решил пример так: 13 : 2 = 5 (ост. 3). Можешь ли ты согласиться с его решением? Обоснуй свой ответ.
Решение:
В решении Ильи остаток равен 3. А при делении на два могут быть остатками только 0 и 1, так как остаток от деления должен быть меньше делителя.
13 : 2 = 6 (ост. 1), проверим: 6 ∙ 2 + 1 = 13
5. На одно платье идёт 4 м ткани. Сколько таких платьев можно сшить из 12 м, 14 м, 16 м, 20 м, 23 м? Сколько метров ткани ещё останется?
Решение:
12 : 4 = 3(п.) – можно сшить из 12 м ткани без остатка.
14 : 4 = 3 (п.)- можно сшить из 14 м ткани и останется 2 м.
16 : 4 = 4 (п.) = можно сшить из 16 м ткани без остатка.
20 : 4 = 5 (п.) = можно сшить из 20 м ткани без остатка.
23 : 4 = 5 (п.) = можно сшить из 23 м ткани и останется 3 м.
6. Найди примеры на деление с остатком. Реши их с проверкой.
18 : 3 25 : 4 36 : 6 72 : 8 52 : 9 20 : 5
Решение:
25 : 4 = 6 (ост. 1) Проверка: 4 ∙ 6 + 1 = 25
52 : 9 = 5 (ост. 7) Проверка: 9 ∙ 5 + 7 = 52
7. Найди ошибки в решении примеров и реши их правильно.
8. а) Учительница принесла в класс 100 тетрадей. Из них 22 тетради она положила в шкаф, а остальные раздала поровну каждому из 26 учеников класса. Сколько тетрадей получил каждый ученик?
б) В классной библиотеке 210 книг. Каждый ученик класса взял читать по 2 книги. Сколько книг осталось, если всего в классе 26 учеников?
Решение:
а) (100 – 22) : 26 = 3 ( т.) – получил каждый ученик. Ответ: 3 тетради.
б) 210 -26 ∙ 2 = 158 (к.) – осталось. Ответ: 158 книг.
9. Реши уравнения и сделай проверку:
10. Составь программу действий и вычисли:
11. Выполни действия и расположи ответы в порядке убывания. Кто это? Что ты о нём знаешь?
Решение:
12. Сколько трёхзначных чисел можно написать с помощью цифр 4, 0, 9, если цифры в записи числа: а) не повторяются; б) могут повторяться? Запиши эти числа.
Решение:
а) 4, 0, 9 : цифры не повторяются
409, 490, 904, 940 – четыре числа
Б) цифры могут повторяться
400, 404, 440, 444, 409, 490, 499, 449, 494, 900, 904, 940, 944, 909, 990, 999, 949, 994 – восемнадцать чисел.