- Найди ошибки и составь правильные высказывания:
а) Произведение чисел 8 и 2 равно 4.
б) 35 меньше 5 в 7 раз.
в) 56 уменьшить в 8 раз – получится 48.
г) 9 увеличить на 5 – получится 45.
Решение:
а) Произведение чисел 8 и 2 равно 16. Или
Частное чисел 8 и 2 равно 4.
б) 35 больше 5 в 7 раз. Или
5 меньше 35 в 7 раз.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
в) 56 уменьшить на 8 – получится 48. Или
56 уменьшить в 8 раз – получится 7.
г) 9 увеличить в 5 раз – получится 45. Или
9 увеличить на 5 – получится 14.
2. Вычисли устно:
3. Реши уравнения устно, подобрав подходящую модель. Что общего в уравнениях каждого столбика?
Решение: Уравнения каждого столбика решаются по одной и той же модели.
4. БЛИЦтурнир
а) В классе а столов, а стульев в 2 раза больше. Сколько столов и стульев в классе? | 2 ∙ а + а (ст.) |
б) В маленьком пучке b редисок, а в большом – с редисок. Сколько редисок в двух больших и трёх маленьких пучках? | 2 ∙ с + 3 ∙b (р.) |
в) В школьном саду посадили k рядов яблонь по 7 яблонь в ряду и m таких же рядов груш. Сколько всего фруктовых деревьев посадили? | 7 ∙ (m + n) (д.) |
г) На поляне d берёз, а елей – в 4 раза меньше. На сколько берёз на этой поляне больше, чем елей? | d – d : 4 (д.) |
5. Составь программу действий и вычисли:
6. По какому признаку выделены числа первой строки таблицы? Выпиши их в тетрадь. Найди по тому же признаку все остальные числа таблицы и выпиши их в тетрадь по строкам.
Сколько табличных произведений в каждом десятке? Выучи их.
Решение:
12 = 2 ∙ 6 14 = 2 ∙ 7 15 = 3 ∙ 5 16 = 2 ∙ 8 18 = 2 ∙ 9 20 = 2 ∙ 10
Это значения произведений из таблицы умножения.
1 строка: 12, 14, 15, 16, 18, 20 (6 табличных произведений)
2 строка: 21, 24, 25, 27, 28, 30 (6 табличных произведений)
3 строка: 32, 35, 36, 40 (4 табличных произведения)
4 строка: 42, 45, 48, 49, 50 (5 табличных произведений)
5 строка: 54, 56, 60 (3 табличных произведения)
6 строка: 63, 64, 70 (3 табличных произведения)
7 строка: 72, 80 (2 табличных произведения)
8 строка: 81, 90 (2 табличных произведения)
7. Найди площади закрашенных фигур:
Решение:
а) 1) 5 ∙ 8 = 40 (м²) – площадь большого прямоугольника.
2) 2 ∙ 3 = 6 (м²) – площадь маленького прямоугольника.
3) 40 + 6 = 46 (м²) – площадь фигуры. Ответ: 46 м²
Б) 1) 6 ∙ 9 = 54 (м²) – площадь большого прямоугольника.
2) 4 ∙ 3 = 12 (м²) – площадь маленького прямоугольника.
3) 54 – 12 = 42 (м²) – площадь фигуры. Ответ: 42 м²
8. Сравни:
Решение:
9. Запиши в тетради указанные свойства сложения и вычитания, вставляя пропущенные буквы. Объясни их смысл.
a + b = b + … | (a + b) – c = (a – …) + … |
(a + b) + c = a + (… + …) | a – (b + c) = a – … – … |
Используя эти свойства, вычисли устно:
(378 + 564) + 36 (246 + 459) – 359
205 + ( 127 + 495) 732 – 186 – 14
Решение:
a + b = b + а (переместительное свойство сложения) От перестановки слагаемых сумма не меняется.
(a + b) + c = a + (b + c) (сочетательное свойство сложения) Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего.
(a + b) – c = (a – с) + b Чтобы из суммы двух чисел вычесть третье число, можно его вычесть из любого слагаемого, а потом к значению разности прибавить другое слагаемое.
a – (b + c) = a – b – c Чтобы из числа вычесть сумму двух слагаемых, можно из этого числа сначала вычесть одно слагаемое, а затем другое.
(378 + 564) + 36 = 378 + (564 + 36) = 978
(246 + 459) – 359 = 246 + (459 – 359) = 346
205 + ( 127 + 495) = ( 205 + 495) + 127 = 827
732 – 186 – 14 = 732 – (186 + 14) = 532
10. Валя задумала число, умножила его на 3, потом прибавила 33, сумму разделила на 9 и из полученного результата вычла 6. В итоге у неё получился 0. Какое число она задумала?
Решение:
Начнём с конца и будем выполнять обратные действия.
0 + 6 = 6 6 ∙ 9 = 54 54 – 33 = 21 21 : 3 = 7
Проверим:
7 ∙ 3 = 21 21 + 33 = 54 54 : 9 = 6 6 – 6 = 0
Ответ: 7 – задуманное число.
11. На одной улице 8 одноэтажных домов, двухэтажных домой – в 3 раза больше, чем одноэтажных, а трёхэтажных – на 15 меньше, чем одноэтажных и двухэтажных вместе. Сколько всего домов на этой улице, если других домов на ней нет?
Решение:
1) 8 ∙3 = 24 (д.) – двухэтажных.
2) 8 + 24 – 15 = 17 (д.) – трёхэтажных.
3)8 + 24 + 17 = 49 (д.) – всего на улице. Ответ: 49 домов.
12. * Игра «Диагональ»
Восстанови цепочки вычислений. Расположи числа в квадратах в порядке возрастания и расшифруй слово. Что оно обозначает?
Решение:
13* Расшифруй записи:
(Одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры, а разными – разные).
Решение:
1) При сложении двух цифр, получаем двузначное число не больше 18 (наибольшая цифра 9, 9 + 9 =18). Значит, Б – 1. Тогда 11 – 2 = 9, значит, А – 9.
2) 12 – 4 = 8, С = 8, д+ д +1 = 1Д , отсюда д = 9
3) Складываем единицы: м+к+н = 1к, отсюда м +н = 10. Десятки: м + к + 1 =1м, отсюда к +1 = 10, к = 9. Теперь сотни: м +1 = 9, отсюда м = 8.
Вернёмся к единицам: н = 10 – 8 = 2.
14*Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?
Решение:
Десять спиц и промежутков тоже 10.